Белорусская народная педагогика о принципах воспитания малолетних детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:37, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших источников, питающих современную теорию и практику воспитания детей раннего возраста, является белорусская народная педагогика. Исследователи А. А. Гримоть, Л. Н. Воронецкая, В. В. Пашкевич отмечают, что «народная педагогика — это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, которые сохранились в памяти народа»

Файлы: 1 файл

Белорусская народная педагогика о принципах воспитания малолетних детей.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

  Новорожденным не давали имена умерших детей, так  как считали, что ребенка может  постигнуть такая же участь. Было широко распространено поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими  чертами характера — пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать. 

  Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай — при рождении ребенка  посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста  и даже влияет на судьбу ребенка. 

  Наиболее  почитаемым деревом у славян был  дуб, который символизировал силу, твердость  духа. 

  Повсеместно в Беларуси матери кормили детей  грудным молоком до 1,5—2 лет, а  некоторые и больше — до 2—3 лет. Причем, как замечает Л. В. Ракова, дети часто стыдились своей привычки и старались, чтобы их в этот момент никто не видел. Они брали мать за руку и вели в дом или другое укромное место. Кормление грудью после года было чаще символичным, так как дети уже ели разнообразную пищу, которая готовилась в семье. Для того чтобы отучить от груди, детей уговаривали, а в некоторых случаях намазывали соски горчицей или чем–нибудь невкусным. 

  Грудное молоко было основной пищей. В перерывах  между кормлениями давали «сусолку» (черный жеваный хлеб, печенье или пряник заворачивали в льняную тряпочку). Если материнского молока не хватало, то с 4—5 мес. ребенка кормили коровьим, реже овечьим молоком. Ослабленных детей поили козьим молоком, которое считалось целебным. В полгода начинали давать молочные каши (манную, гречневую, овсяную). Прикармливали супами, борщами, киселем, компотом, из яиц готовили омлет. Крестьяне считали полезным продуктом для маленьких детей соленое сало. Для лучшего прорезывания зубов давали сухарик. Годовалые дети грызли морковь, брюкву, свеклу и даже картофель. В народе считалось, что детям полезны вареные, печеные, сырые овощи. Копчености не давали. 

  Спал ребенок  в деревянной люльке («калыске», «зыбке»), которую летом во время жнива брали с собой в поле. Вешали ее на дерево или ставили в тенек около снопов. А чтобы не приставали мухи, комары, оборачивали тканью. Делали соломенные и полотняные люльки, которые мать могла легко вскинуть на плечо и нести в поле. Существовало поверье, что дети будут уважать родителей, если «калыску» сделает отец. Потом она переходила к последующим детям. 

  До года ребенка любого возраста пеленали в  пеленки из старого льняного полотна, которое хорошо впитывало влагу, не вызывало раздражения кожи. Чтобы  ножки были ровными, сверху перевязывали узким домотканым пояском («співачком»). Однако несколько раз в день, когда меняли пеленки, развязывали и давали ребенку подвигаться. Пеленали до того времени, пока он не вставал на ножки. 

  Как только ребенок научался ходить, его пускали  на земляной пол, травку, песок, который  был во дворе. 

  Принцип воспитания в труде. Этот принцип  находил свое подтверждение еще  до рождения ребенка. 

  У белорусов  идеальной принято было считать  многодетную семью, потому что благосостояние зависило от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил свою жену: 

  Радзі мне дзевять сыноў, 

  А дзесятую дочку… 

  Сыны будуць поле баранаваць, 

  А дачка  хустачкі ткаць. 

  При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка–повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или  ткацком станке, чтобы они выросли  трудолюбивыми людьми. 

  К концу  первого года жизни детей приучали самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею, справлять нужду в специально отведенных местах. 

  Принцип пестования. Народная мудрость гласит: «Да пяці лет пястуй як яечка, з сямі пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». 

  В белорусских  семьях к маленьким детям относились с особым теплом, вниманием, нежностью. Их окружали любовью и лаской. Считали, что ребенку необходимо дать все, что он попросит, лишь бы не плакал. Детей называли ласково: Манечка, Степачка и др. 

  Родители  одинаково относились ко всем детям: они всех любят, никого не выделяют. «Які палец ні ўрэж, то кожны баліць», «Будзе катораму дзіцяці кепска, то ўсе бацькам сэрца баліць». 

  Литература 

  1. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць [і інш.]. — Мінск: Выдавец У. М. Скакун, 1999. — 256 с. 

  2. Калачова, І. І. Ад добрага кораня — добры парастак: этнапедагагічныя традыцыі беларусаў у выхаванні дзяцей: дапам. для педагогаў дашк. устаноў / І. І. Калачова. — Мінск: НМЦэнтр, 1999. — 128 с. 

  3. Калачова, І. І. Народныя традыцыі і звычкі выхавання. Этнапедагагічная спадчына народаў Беларусі / І. І. Калачова. — Мінск: НІА, 1999. — 179 с. 

  4. Крук, І. «Я не адна, са мной другі»: цяжарная жанчына і ўспрыманне яе ў культуры нашых продкаў І. Крук // Роднае слова. — 1999. — №2. — С. 199—206. 

  5. Ракава, Л. В. Побыт дзяцей у мінулым / Л. В. Ракава // Адукацыя і выхаванне. — 1996. — №2. — С. 19—26.

Информация о работе Белорусская народная педагогика о принципах воспитания малолетних детей