Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:12, курсовая работа
Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.
- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
В беседах с родителями давала советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны консультации для родителей (Приложение № 4).
Было проведено открытое занятие для родителей. Взрослые привлекались к оснащению уголка для рисования, оформлению выставок детских работ. Родители были приглашены на развлечение, которое проводилось в группе.
Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.
С целью привлечения внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей активизирую посредством консультаций, разработкой родительских собраний, мастер - классов по темам: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Ценности изобразительного творчества» и т.д.
Проведённая работа с родителями, так же дала свои результаты.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Так же проводилась работа с педагогами ДОУ (Приложение № 5) по ознакомлению с методами нетрадиционного рисования и их влияния на творческие способности у детей. Работа проходила в форме консультаций. В ходе консультации воспитатели были ознакомлены с разными способами нетрадиционного рисования: с помощью тычка, поролона, ватных палочек Для педагогов провела мастер – класс с целью повышения уровня владения педагогами практическими навыками.
Таким образом, проявленный интерес педагогов к изучаемой проблеме
поможет в дальнейшем совершенствовать работу ДОУ по формированию творческих способностей детей.
В рамках межаттестационного периода были достигнуты результаты на различных уровнях:
Опираясь на
показатели достижений
В результате систематической работы прослеживается положительная динамика развития художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования: высокий уровень - 35% (7 детей) средний уровень – 50% (10 детей), низкий уровень – 15% (3 детей), что позволяет говорить о результативности проведённой работы.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод:
Дети проявляют самостоятельность – могут самостоятельно выбрать темы изображения, дополнить заданное, самостоятельно получить результат. У них появился интерес к рисованию, желание рисовать, улучшилось содержание детских рисунков.
2. На уровне родителей.
Наблюдается высокий уровень компетентности родителей в вопросах нетрадиционных приемах рисования в изобразительной деятельности. Родители группы с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, принимают участие в конкурсах, развлечениях. Помогли приобрести наглядные пособия, дидактические игры.
3. На уровне собственного профессионализма:
Систематически занимаюсь
самообразованием, изучаю новинки
методической литературы, научные
статьи по вопросам
2.1. Планирование педагогической
деятельности на следующий
В перспективе вижу продолжение работы с детьми по развитию творческих способностей, применяя при этом более разнообразные способы
взаимодействия с детьми по реализации образовательной области «Художественное творчество»: экскурсии в краеведческие музеи, выставки,
совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, творческих сайтов для детей, а также более
широкое использование интеграции образовательных областей.
Чтобы все полученные знания у детей полноценно реализовывались, следует продолжать дальнейшую работу, определив вопросы:
Практическое продолжение данной методики и расширение тематических вариантов, а так же использование ее в более раннем дошкольном возрасте;
1. Расширять и обогащать учебно-воспитательный процесс группы дидактическими средствами;
2.2. Работа по самообразованию
на следующий
Свою деятельность считаю
Заключение.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.
После проведения ряда наблюдений было выявлено:
• Использование
• Владение нетрадиционными
техниками рисования расширило
художественный опыт и
Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут быть использованы для развития изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста.
Наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т.к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения можно переходить и к подгрупповой форме работы.
Тематика занятия должна быть близка и понятна ребенку, а также должна перекликаться по своим целям с другими видами деятельности.
Создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон педагога инициируют желание передать образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.
Наиболее доступными
являются следующие
Гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, способствующую формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (тычок жесткой кистью) на листах среднего размера.
Для детей со сниженным
вниманием и активностью более
полезны техники, требующие свободных
движений и предполагающие
Применение нетрадиционных
техник на занятиях по
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Список используемых источников.
Источники литературы:
1. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Учебное пособие).
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
3. Методика обучения
4. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 3-е,-СПб.: Детство-Пресс, 2004.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1976.
6. Утробина К.К., Утробин
Г.Ф. Увлекательное рисование
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.
8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – Спб.: “Паритет”, 2005. – 144 с. –(Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”)
9. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с. (“Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу” Воспитание школьников. Вып. 71.)
10. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112 с.
11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.
12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – Спб.: КАРО, 2007- 160 с. + 16с. цв. вкл.
13. П. И. Третьяков, К. Ю. Белая
Педагогическая диагностика - основа
конструирования воспитателем
14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.