Анализ условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.

Файлы: 1 файл

аналитический отчет.docx

— 41.50 Кб (Скачать)

- объяснение значимости  цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;

- расширение знаний родителей  о роли нетрадиционных техник  изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).

    В беседах с родителями давала советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны консультации для родителей (Приложение № 4).

   Было проведено открытое занятие для родителей. Взрослые привлекались к оснащению уголка для рисования, оформлению выставок детских работ. Родители были приглашены на развлечение, которое проводилось в группе.

Родителям предлагаются материалы по теме педагогических изданий, детской и периодической печати, и других источников информации. На групповых информационных стендах также отражается материал по данному направлению.

  С целью привлечения внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей активизирую посредством консультаций, разработкой родительских собраний, мастер - классов по темам: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей», «Ценности изобразительного творчества» и т.д.

     Проведённая работа с родителями, так же дала свои результаты.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

    Так же проводилась  работа с педагогами ДОУ (Приложение  № 5) по ознакомлению с методами нетрадиционного рисования и их влияния на творческие способности у детей. Работа проходила в форме консультаций. В ходе консультации воспитатели были ознакомлены с разными способами нетрадиционного  рисования: с помощью тычка, поролона, ватных палочек     Для педагогов провела мастер – класс с целью повышения уровня владения педагогами практическими навыками.

   Таким образом, проявленный интерес педагогов к изучаемой проблеме

поможет в дальнейшем совершенствовать работу ДОУ по формированию творческих способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ получения образовательных результатов.

В рамках межаттестационного периода были достигнуты результаты на различных уровнях:

  1. На уровне детей.

    Опираясь на  показатели достижений дошкольников, которые даны в основной программе  «Детство», была составлена сводная  таблица результатов мониторинга  освоения детьми разных техник  рисования в изобразительной области за период 2010-2012 годы (Приложение № 6). Проводя мониторинг результатов, было выделено три уровня: высокий, средний, низкий. Анализируя показатели в процентном отношении, видно, что качество освоения программы постоянно растет (Приложение № 7).

    В результате систематической работы прослеживается положительная динамика развития художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования: высокий уровень - 35% (7 детей) средний уровень – 50% (10 детей), низкий уровень – 15% (3 детей), что позволяет говорить о результативности проведённой работы.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод:

Дети проявляют самостоятельность – могут самостоятельно выбрать темы изображения, дополнить заданное, самостоятельно получить результат. У них появился интерес к рисованию, желание рисовать, улучшилось содержание детских рисунков.

 

2. На уровне родителей.

    Наблюдается высокий уровень компетентности родителей в вопросах нетрадиционных приемах рисования в изобразительной деятельности. Родители группы с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, принимают участие в конкурсах, развлечениях. Помогли приобрести наглядные пособия, дидактические игры.

3. На уровне собственного профессионализма:

   Систематически занимаюсь  самообразованием, изучаю новинки  методической литературы, научные  статьи по вопросам дошкольного  образования, делаю обзоры специализированных  свежих печатных изданий для коллег. Прохождение курсов повышения квалификации.

 

2.1. Планирование педагогической  деятельности на следующий межаттестационный  период работы.

 

     В перспективе вижу продолжение работы с детьми по развитию творческих способностей, применяя при этом более разнообразные способы

взаимодействия с детьми по реализации образовательной области «Художественное творчество»: экскурсии в краеведческие музеи, выставки,

совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности, коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, творческих сайтов для детей, а также более

широкое использование интеграции образовательных областей.

   Чтобы все полученные знания у детей полноценно реализовывались, следует продолжать дальнейшую работу, определив вопросы:

Практическое продолжение данной методики и расширение тематических вариантов, а так же использование ее в более раннем дошкольном возрасте;

1. Расширять и обогащать учебно-воспитательный процесс группы   дидактическими средствами;

  1. Эффективными, доступными методами повышать познавательный интерес и познавательную активность детей;
  2. Совершенствовать работу родителей через интерактивные формы: выступление на родительских собраниях, письменные консультации, памятки для родителей, индивидуальные беседы, посещения на дому.
  3. Внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии и методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Работа по самообразованию  на следующий межаттестационный  период работы.

          Свою деятельность считаю результативной, но для совершенствования своего  педагогического мастерства необходим  дальнейший рост. В связи с  этим ставлю перед собой следующие  задачи по самообразованию.

  1. Изучить новую учебную и научно-методическую литературу;
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;
  3. Принимать участие в научно-практических конференциях, в методическом объединении города;
  4. Прохождение курсов повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.

    После проведения ряда наблюдений было выявлено:

 • Использование нетрадиционных  техник рисования помогло детям  преодолеть чувство страха перед  неудачей и способствовало эмоционально-положительному  отношению к процессу рисования.

 • Владение нетрадиционными  техниками рисования расширило  художественный опыт и возможности  детей в воспроизведении знакомого  изображения, способствовало улучшению  содержания и качества детских  рисунков.

    Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут быть использованы для развития изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста.

  Наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т.к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения можно переходить и к подгрупповой форме работы.

  Тематика занятия должна быть близка и понятна ребенку, а также должна перекликаться по своим целям с другими видами деятельности.

 Создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон  педагога инициируют желание  передать образ, пользуясь доступными  изобразительными средствами.

 Наиболее доступными  являются следующие нетрадиционные  техники: рисование пальцами, техника  оттиска, тычок жесткой кистью, рисование пластилином, рисунки из ладошки.

 Гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, способствующую формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (тычок жесткой кистью) на листах среднего размера.

 Для детей со сниженным  вниманием и активностью более  полезны техники, требующие свободных  движений и предполагающие свободно  экспериментировать материалами  в пространстве листа бумаги  большого размера (пальчиковое рисование).

 Применение нетрадиционных  техник на занятиях по рисованию  может быть использовано как  автономно, так и в комплексе  с традиционными художественными  техниками.

    Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

Источники литературы:

 

1. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Учебное пособие).

2. Рисование с детьми  дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

3. Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.

4. Логинова В.И., Бабаева  Т.И. Детство: Программа развития  и воспитания детей в детском  саду. Изд. 3-е,-СПб.: Детство-Пресс, 2004.

5. Комарова Т.С. Обучение  детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1976.

6. Утробина К.К., Утробин  Г.Ф. Увлекательное рисование методом  тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2004. – 64 с. (Опыт работы практического педагога)

7. Никитина А.В. Нетрадиционные  техники рисования в детском  саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и  заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.

8. Борисенко М.Г., Лукина  Н.А. Наши пальчики играют (Развитие  мелкой моторики). – Спб.: “Паритет”, 2005. – 144 с. –(Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”)

9. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с. (“Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу” Воспитание школьников. Вып. 71.)

10. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 112 с.

11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.

12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – Спб.: КАРО, 2007- 160 с. + 16с. цв. вкл.

13. П. И. Третьяков, К. Ю. Белая  Педагогическая диагностика - основа  конструирования воспитателем ДОУ  педагогического процесса. – Спб.: Издательство: Детство-Пресс, 2010 – 160 с.

14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Информация о работе Анализ условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности.