Анализ условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.

Файлы: 1 файл

аналитический отчет.docx

— 41.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

 

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

 В.А. Сухомлинский

 

     Изобразительная деятельность  является едва ли не самым  интересным видом деятельности  дошкольников. Она позволяет ребенку  отразить в изобразительных образах  свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к  ним, имеет неоценимое значение  для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного  развития детей. О том, что рисование  важно для развития чувств, мышления  и других полезных качеств  личности, навыков и умений, писали  педагоги прошлого: Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время.

     Она является  важнейшим средством художественного  и эстетического воспитания. Ещё  художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не  только необходимо для многих  практических ремесел, но и важно  для общего образования и воспитания. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

     Все дети любят  рисовать, но творчество не может  существовать под давлением и  насилием. Ведь рисование для  ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать  и поддерживать малыша, постепенно  открывая перед ним новые возможности  изобразительной деятельности. А  нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

    Современные исследователи выделяют проблему поиска оптимальных  условий  для успешного художественного развития детей  в  процессе изобразительной деятельности. На решение этой проблемы и направлено данная работа.

     Ведущая педагогическая идея.

    Существует множество педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, но для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей необходимо знать и учитывать  реальные  возможности и способности  дошкольников, осуществлять  выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей  с использованием нетрадиционных способов изображения.

     В процессе  работы с детьми  дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя, при этом, развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений  дошкольников.

    Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.   

    Работая над проблемой, выявила следующие противоречия:

-между традиционными  и нетрадиционными методами обучения  изобразительной деятельности;

-между одновременной  информационной загруженностью  и бедностью индивидуального  эмоционально-интеллектуального опыта  детей.

    Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.

    Работа включает комплекс задач:

1. Внедрение нетрадиционных техник  изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.

2.Создание методологических  рекомендаций по применению нетрадиционных  техник рисования в педагогическом  процессе.

3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.

4. Совершенствовать формы и методы работы с семьёй.

Гипотеза: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности творчески воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

 

 

 

 

  1. Аналитическая часть.
    1. Анализ условий для успешного художественного развития детей  в  процессе изобразительной деятельности.

 

    Свою работу по развитию творческих способностей начала с детьми младшего дошкольного возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило,  стала использовать нетрадиционные техники рисования.

   Проанализировав программу “Детство” В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. и опираясь на методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования в детском саду, на свой прошлый опыт, был составлен перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по нетрадиционной техники рисования. Перспективный план разработан с учетом ФГТ и предусматривает взаимосвязь с другими областями и видами деятельности (Приложение № 1).

   Знакомство детей с нетрадиционными приемами рисования – процесс длительный. Ощутимых результатов в рисовании можно достичь только систематической, последовательной работой, и эта работа проходила во всех видах деятельности:

-непосредственно образовательная  деятельность;

-индивидуальная работа (индивидуальную  работу провожу с детьми, слабо  усвоившими материал с детьми, проявляющими особый интерес  или одаренность в данном виде  деятельности).

- самостоятельная художественная  деятельность детей (дидактические  игры, рассматривание альбомов, самостоятельное  экспериментирование);

-взаимодействие с семьями  воспитанников (консультации, собрания, участие в совместных выставках  и т.д.).

-досуги и развлечения  художественно - творческой направленности.

    При проведении образовательной деятельности руководствуюсь следующими принципами дидактики:

- От простого к сложному;

- Принцип наглядности, т.к. у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- Принцип интеграции позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, т.к. дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.

  Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Поэтому, начала работу в этом направлении с таких техник как (Приложение № 2):

• Пальчиковая живопись дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.

 • Рисование карандашом - штампом с резинкой на конце, срезанной под углом 45º, способствует  формированию и закреплению правильного  захвата карандаша, последовательной  смене тонуса мускулатуры руки.

 • Оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из  картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить  возможности изображения разных  форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом  и композиционном решении рисунка.

 • Тычок жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа.

 • Рисование пластилином  великолепно развивает мелкую  моторику руки, способствует развитию  эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и  заполнение ими формы, размазывание  шариков на бумаге.

  Во время проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования соединяю с игровыми  приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.  Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!», на каждое занятие приходит персонаж (кот, собачка, мышка, медведь, куклы и т. д.). Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач (Приложение № 3).

   Провожу разнообразные игровые упражнения с дидактическим материалом и пособиями. Использую дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, позволяющее знакомить с качествами и свойствами предметов. Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличия. Для этого использовала дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия.

   Широко используются  игры на развитие мелкой моторики: игры с пластилином: “Пластилиновый  салют”, “Зиночкины косы”; игры с бумагой.

   В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными.

    Большое место в образовательной деятельности с детьми занимает чтение художественной литературы (стишки, потешки, загадки). Для усиления впечатления, использовала в своей работе поэтические образы литературы, музыки. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, не навязчиво, дидактично, и это помогает запоминанию. В группе имеются кассеты (магнитофонные записи) с музыкой различного характера, настроения. Музыкальное сопровождение способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

    Использование  тематического литературного, музыкального  и игрового материала позволяет  сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.

   Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Во время прогулок обращаю внимание детей на окраску деревьев, листьев, цветов, неба, сравниваем сочетания,  например зеленой травы, белых ромашек и.т.д.

    В работе с детьми отвожу наглядности. Рассматриваем с детьми иллюстрации в детских книгах (например, техника рисования художника-анимолиста Чарушина), произведение живописей (репродукции) и народные декоративно-прикладное искусство – это доступные виды изобразительного искусства для детей включающее цветовое богатство мира.

   В процессе образовательной  деятельности формирую у детей трудовые навыки. Воспитываю желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам.

   Организовываю экспериментирования и исследования с детьми – смешивание краски с мыльной пеной и.т.д. Проводим с детьми опыты, - получение нового цвета, тем самым создаем проблемно-поисковые ситуации, т.е. решаем вместе с детьми маленькие “проблемы”: “Окраска воды” (получение красного цвета), “Волшебные краски” (получение голубого цвета).

  Проводились для детей досуги, развлечения, подвижные игры: “Здравствуй, лето!”, “Волшебные краски”, “Собери цветок”; подвижные игры “Радуга” и.т.д.

    Большое значение для успешного обучения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. При организации развивающей среды опиралась на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.

 Принцип дистанции  и сближения позиций в общении  взрослого и ребенка между  собой с целью установления  контакта; помещение и расстановка  мебели должны быть такими, чтобы  удовлетворять возможное желание  ребенка уединиться в процессе  творчества.

 Принцип стимулирования  активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь  свободный доступ к инструментам  и материалам, но и право выбора  способов и тем для рисования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов деятельности с родителями и педагогами ДОУ.

 

    Работа с родителями  – важная составляющая деятельности  педагога. Совместная работа с родителями велась в нескольких аспектов:

Информация о работе Анализ условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности.