Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:12, курсовая работа
Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе.
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.
Введение.
Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность
является едва ли не самым
интересным видом деятельности
дошкольников. Она позволяет ребенку
отразить в изобразительных
Она является
важнейшим средством
Все дети любят
рисовать, но творчество не может
существовать под давлением и
насилием. Ведь рисование для
ребенка - радостный, вдохновенный труд,
к которому не надо принуждать,
но очень важно стимулировать
и поддерживать малыша, постепенно
открывая перед ним новые
Современные исследователи выделяют проблему поиска оптимальных условий для успешного художественного развития детей в процессе изобразительной деятельности. На решение этой проблемы и направлено данная работа.
Ведущая педагогическая идея.
Существует множество педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, но для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей необходимо знать и учитывать реальные возможности и способности дошкольников, осуществлять выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности было выявлено, что использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя, при этом, развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников.
Все это говорит о том, что с детьми, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Работая над проблемой, выявила следующие противоречия:
-между традиционными
и нетрадиционными методами
-между одновременной
информационной загруженностью
и бедностью индивидуального
эмоционально-
Целью моей работы является: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Работа включает комплекс задач:
1. Внедрение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
2.Создание методологических
рекомендаций по применению
3. Повышение интереса детей к изобразительной деятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.
4. Совершенствовать формы и методы работы с семьёй.
Гипотеза: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности творчески воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Свою работу по развитию творческих способностей начала с детьми младшего дошкольного возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, стала использовать нетрадиционные техники рисования.
Проанализировав программу “Детство” В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. и опираясь на методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования в детском саду, на свой прошлый опыт, был составлен перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по нетрадиционной техники рисования. Перспективный план разработан с учетом ФГТ и предусматривает взаимосвязь с другими областями и видами деятельности (Приложение № 1).
Знакомство детей с нетрадиционными приемами рисования – процесс длительный. Ощутимых результатов в рисовании можно достичь только систематической, последовательной работой, и эта работа проходила во всех видах деятельности:
-непосредственно
-индивидуальная работа (индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности).
- самостоятельная
-взаимодействие с семьями
воспитанников (консультации, собрания,
участие в совместных
-досуги и развлечения художественно - творческой направленности.
При проведении образовательной деятельности руководствуюсь следующими принципами дидактики:
- От простого к сложному;
- Принцип наглядности, т.к. у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- Принцип интеграции позволяет сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и содержательной, т.к. дети многогранно проживают тему работы, и эта многогранность приводит к тому, что ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Поэтому, начала работу в этом направлении с таких техник как (Приложение № 2):
• Пальчиковая живопись дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.
• Рисование карандашом
- штампом с резинкой на конце,
срезанной под углом 45º, способствует
формированию и закреплению
• Оттиски пробкой,
ватной палочкой, печатками из
картофеля, моркови, ластика, пенопласта,
смятой бумагой помогают
• Тычок жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа.
• Рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге.
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования соединяю с игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!», на каждое занятие приходит персонаж (кот, собачка, мышка, медведь, куклы и т. д.). Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач (Приложение № 3).
Провожу разнообразные игровые упражнения с дидактическим материалом и пособиями. Использую дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, позволяющее знакомить с качествами и свойствами предметов. Для того чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличия. Для этого использовала дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия.
Широко используются
игры на развитие мелкой
В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными.
Большое место в образовательной деятельности с детьми занимает чтение художественной литературы (стишки, потешки, загадки). Для усиления впечатления, использовала в своей работе поэтические образы литературы, музыки. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, не навязчиво, дидактично, и это помогает запоминанию. В группе имеются кассеты (магнитофонные записи) с музыкой различного характера, настроения. Музыкальное сопровождение способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Использование
тематического литературного, музыкального
и игрового материала
Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Во время прогулок обращаю внимание детей на окраску деревьев, листьев, цветов, неба, сравниваем сочетания, например зеленой травы, белых ромашек и.т.д.
В работе с детьми отвожу наглядности. Рассматриваем с детьми иллюстрации в детских книгах (например, техника рисования художника-анимолиста Чарушина), произведение живописей (репродукции) и народные декоративно-прикладное искусство – это доступные виды изобразительного искусства для детей включающее цветовое богатство мира.
В процессе образовательной деятельности формирую у детей трудовые навыки. Воспитываю желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам.
Организовываю экспериментирования и исследования с детьми – смешивание краски с мыльной пеной и.т.д. Проводим с детьми опыты, - получение нового цвета, тем самым создаем проблемно-поисковые ситуации, т.е. решаем вместе с детьми маленькие “проблемы”: “Окраска воды” (получение красного цвета), “Волшебные краски” (получение голубого цвета).
Проводились для детей досуги, развлечения, подвижные игры: “Здравствуй, лето!”, “Волшебные краски”, “Собери цветок”; подвижные игры “Радуга” и.т.д.
Большое значение для успешного обучения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. При организации развивающей среды опиралась на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.
Принцип дистанции
и сближения позиций в общении
взрослого и ребенка между
собой с целью установления
контакта; помещение и расстановка
мебели должны быть такими, чтобы
удовлетворять возможное
Принцип стимулирования
активности, самостоятельности творчества.
Дети не только должны иметь
свободный доступ к
Работа с родителями
– важная составляющая