Актуальные проблемы содержания образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Оглавление

1.Содержание.
2.Введение.
3.Содержание образования и его компоненты.
4.Функции образования.
5.Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.
6.Заключение.
7.Литература.

Файлы: 1 файл

Содержание образования4.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

    1.       Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 
профессиям).

    2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

    3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

    4.   Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

    во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

    во-вторых, институту образования присуща  специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

  Третий  момент, сближающий образование с  формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.  
 
 

3.Проблемы гуманизации   и гуманитаризации оброзавания.

  Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как  педагогическое воплощение идей гуманистической  психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированно-го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

  Само понятие  «гуманизации» является производным  от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой  обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

  Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это - социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

  Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного  процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

  В процессе развития в рамках гуманистической  педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно  учитываться при реализации в  процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  • в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;
  • обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
  • для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;
  • в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
  • одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

  Такое построение учебного процесса и педагогического  взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе  самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

  В общем  смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

  Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

  О содержании гуманизма говорят различные  исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым  смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

  Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.

  Одним из важнейших проявлений и показаний  гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

  • забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
  • взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
  • взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов

  Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как  педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированно-го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

  Само понятие  «гуманизации» является производным  от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой  обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

      Гуманизация воспитания  и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это - социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

  Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

  В процессе развития в рамках гуманистической  педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно  учитываться при реализации в  процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  • в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;
  • обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  • необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
  • для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;
  • в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
  • одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

  Такое построение учебного процесса и педагогического  взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе  самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей. 

Литература:

    1. В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко,  Е.И.Шиянов ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие  для студентов педагогических  учебных заведений, – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с. 

    2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

    3. Головей Л. А., Грищенко Н. А.  Психологическая служба в школе.  Л., 1987.

    4.Смирнов  С.Д. Педагогика и психология  высшего образования: от деятельности  к личности. – М., 1995. 
 

Информация о работе Актуальные проблемы содержания образования