Акцентуации характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

Файлы: 1 файл

ккцентуация характера.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Следует быть осторожным в “разоблачении” фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана (“он не такой, каким себя представляет”) часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, уходы из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом.

Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди делинквентов, то данные на этот счет не однозначны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов - 52%, и занимают по этому критерию третье место (А.Личко, 1983). По другим данным, доля демонстративных акцентуантов в группе делинквентов незначительна - менее 10%, что не позволяет говорить об этом виде акцентуации как особо делинквентом (А.Реан, 1991).

В процессе психолого-педагогической и психокоррекционной работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. А именно на проблему виктимного поведения и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включенным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Следующий фрагмент из материалов, проведенной нами судебно-психологической экспертизы по делу об изнасиловании шестнадцатилетней Н., достаточно хорошо разъясняет сказанное (А.Реан, 1990). В процессе психологического исследования личности потерпевшей и анализа ситуации, кроме всего прочего, было установлено следующее. Характерными чертами Н. являются демонстративность поведения и эгоцентризм. У нее диагностируется акцентуация характера истероидного типа (по А.Личко). Однако известно, что для данного типа акцентуаций эгоцентризм может с наибольшей силой проявляться как раз в сфере сексуальных реакций - через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С учетом этих моментов был проведен анализ поведения Н. в предкриминальной ситуации. Гуляя вместе с двумя своими подругами вечером, около 23 часов Н. встретила своего знакомого - семнадцатилетнего Г., учащегося ПТУ. Всем своим поведением в процессе завязавшейся беседы Н. пыталась демонстрировать свою “взрослость”, большую опытность по сравнению с подругами в общении с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии еще двух девушек Г. предложил покататься на мотоцикле, и она охотно на это согласилась. Поведение Н. стало иным , как только они оказались наедине - вдвоем, в поле, вдали от жилого массива. И это естественно, - ведь “девушка легкого поведения” - это всего лишь ситуативный имидж Н., причем эта демонстрация была рассчитана не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить в половую связь Н. ответила отказом, просила ее не трогать, отвезти домой. Угрозами совершить насилие в извращенных формах, Г. подавил сопротивление Н. и совершил насильственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм Н., демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное поведение в криминальной ситуации, которое могло оказать стимулирующее (или провоцирующее) воздействие на поведение, совершившего насилие семнадцатилетнего Г., на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.

Опросник Х.Смишека

Данная методика была разработана Х.Смишеком в 1970 на основе концепции акцентуированных личностей К.Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - "да", "нет".

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников, начиная с 14 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: Сырые Баллы Х Коэффициент = Итоговый Показатель.

Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:

  1. Гипертимический 3
  2. Застревающий 2
  3. Педантичный 2
  4. Эмотивный 3
  5. Тревожный 3
  6. Циклотимный 3
  7. Возбудимый 3
  8. Дистимический 3
  9. Демонстративный 2
  10. Экзальтированный 6

Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные , которые подтверждаются также и нашими исследованиями, о том, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации - значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций.

Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, мы можем иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае мы советуем при определении типов акцентуации не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.

При составлении заключения могут использоваться описательные поведенческие характеристики, приведенные нами ранее.

Инструкция испытуемому

Просим Вас ответить на приведенные нами вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только в виде "да" или "нет". Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.

Текст опросника

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и пр.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были такими же смелыми и отчаянными, как все Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение, от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что Вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20.Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись остаться одни дома?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причин?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получится ли из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у Вас неприятные ощущения?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37.Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темном подвале Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такую, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51.Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи в хорошем настроении перед сном вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73.В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.). А может вы участвуете и сейчас?

74. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Вас часто тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что может выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ключ к опроснику

Гипертимический тип: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

Застревающий тип: 2, -12, 15, 24, 34, 37, -46, 56, -59, 68, 78, 81

Педантичный тип: 4, 14, 17, 26, -36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

Эмотивный тип: 3, 13, -25, 35, 47, 57, 69, 79

Тревожный тип: -5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

Циклотимный тип: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Дистимический тип: 9, 21, -31, 43, -53, -65, 75, 87

Демонстративный тип: 7, 19, 22, 29, 41, 44, -51, 63, 66, 73, 85, 88

Экзальтированный тип: 10, 32, 54, 76.

 


 



Информация о работе Акцентуации характера подростков