Агрошкола А.А. Католикова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:29, реферат

Краткое описание

Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воз¬главлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо¬вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Создан¬ное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агро¬школу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.

Файлы: 1 файл

Агрошкола А.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Интегрированные уроки стали эффективным сред­ством развития учащихся, но они и повышают нагрузку: учащимся приходится на одном уроке усваивать большой объем материала из различных областей знания. Решить эту проблему помогла организация совместной работы учителей и воспитателей. В интернате были созданы та­кие формы учебно-воспитательной работы как "ввод" и "вывод" из урока, когда воспитатели берут на себя часть функций учителя и во время "ввода" они психологически готовят учащихся к восприятию нового материала, фор­мулируют проблему; при "выводе" из урока воспитатели помогают учащимся закрепить изученный материал, про­демонстрировать его значимость, связь с жизнью.

Еще одна особенность организации учебно-воспита­тельного процесса в агрошколе - обучение по схеме "урок-самоподготовка" дает учителям возможность взять на себя часть обязанностей воспитателей - помощь в вы­полнении домашних заданий. Основная заслуга в разра­ботке и внедрении этой системы принадлежит преподава­телю русского языка и литературы З.В. Егоровой.

Теперь учебный процесс организован так: урок 45 минут, перемена 5 минут, затем 20-минутная самоподго­товка под руководством того же учителя, который вел урок. Всего таких уроков, соединенных с самоподготов­кой, - по четыре в день. У старшеклассников предусмот­рена часовая самоподготовка по одному предмету вече­ром. За счет такой организации учебного процесса по­явились дополнительные возможности для эстетической деятельности: теперь по вечерам дети заняты рисованием, музыкой, танцами, то есть свободной художественно-творческой деятельностью по выбору.

Эстетическое развитие учащихся, погружение их в культуру - важный элемент воспитательной системы. В агрошколе действуют многочисленные кружки, клубы, студии, детские художественные коллективы, где каждый воспитанник может развивать свои способности. Самые "знаменитые" среди детских творческих коллективов -духовой оркестр и ансамбль ложечников. Эффективным средством эстетического развития детей стал экспери­ментальный курс "Путешествие к истокам", в рамках ко­торого учащиеся знакомятся с искусством Древней Руси. Реализуется этот курс совместными усилиями учителей и воспитателей.

Совместное участие в эксперименте учителей и вос­питателей позволило создать в педагогическом коллекти­ве отношения творческого содружества, взаимопомощи. Участвуя в эксперименте по интегрированному обуче­нию, воспитатель тесно сотрудничает практически со всеми учителями-предметниками, а это помогает взаим­ному обмену знаниями и опытом, повышению эрудиции каждого участника эксперимента.

Еще одна особенность воспитательной системы ин­терната - строго индивидуализированный подход к воспи­танникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге. Воспитатели тщательно наблюдают за раз­витием каждого ребенка, за соответствием основных по­казателей развития возрастным нормам, за формировани­ем личности, черт характера, регулярно проводят тести­рование, консультируются с психологом. В соответствии с психолого-педагогическим "паспортом" строится инди­видуальная программа воспитания каждого ребенка. Рас­пределяя обязанности и роли среди детей, воспитатели делают это с учетом необходимости коррекции личност­ных качеств ребенка: детей с выраженной неуверенностью в себе побуждают к активным высказываниям, создают для них ситуацию успеха; детям с малым объе­мом внимания предлагают упрощенные задания и т.д. Воспитание, основанное на индивидуальном подходе, -результат многолетнего труда всего коллектива воспита­телей, который сейчас возглавляет Н.Е. Сидорова. А ини­циатором и руководителем этой работы стала Л.В. Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Коми пединститута.

По настоянию А.А. Католикова в интернате было от­крыто дошкольное отделение. Этот шаг был вызван на­сущной необходимостью готовить детей к школе, обеспе­чить каждому ребенку уровень развития и воспитан­ности, необходимый для успешного обучения. Раньше, когда дети поступали в интернат в семи-восьмилетнем возрасте из разных детских домов и оказывались в одном-первом классе, уровень их готовности к школе был на­столько различен, что обучать их по единой программе было практически невозможно. Не менее важный аргу­мент в пользу открытия дошкольного отделения - необ­ходимость сохранить семьи, не разлучать братьев и сес­тер. Ведь в интернат нередко попадают сразу четыре-пять детей разного возраста из одной семьи.

За годы существования дошкольного отделения по­высилась успеваемость в начальной школе, а воспитатели дошкольного отделения - самой молодой структуры ин­терната - работают настолько интересно, продуктивно, творчески, что в 1996 году отделение было признано лучшим в РФ среди дошкольных воспитательных учреж­дений, а его руководителю Н.И. Мироновой было при­своено звание "Заслуженный учитель РФ".

С дошкольного возраста начинается и борьба за здо­ровье детей. Формирование навыков здорового образа жизни, физическое воспитание А.А. Католиков считал не менее важной задачей коллектива, чем обучение. Невоз­можно эффективно обучать и воспитывать больного ре­бенка, а ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. Большинство детей попадает в интернаты не только в состоянии социальной и педагогической запу­щенности, но и с целым "букетом" хронических болез­ней. Таких детей 95%, из них 80% -с поражениями центральной нервной системы. В интернате была организова­на собственная мини-поликлиника с физиотерапевтиче­ским кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Учебно-опытное хозяйство тоже помогает оздоравливать детей. Помимо посильного физического труда на свежем воздухе, в экологически чистом районе укреплению здо­ровья детей, их физическому развитию и закаливанию способствуют и многочисленные спортивные мероприя­тия, проводимые в летний период: регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, а также русская баня. Зимой дети регулярно посещают сауну, плаватель­ный бассейн, зал тренажеров.

Существенный элемент воспитательной системы А.А. Католикова - формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом он ви­дел залог будущего семейного благополучия своих подо­печных. Моделируются отношения между детьми и роди­телями, инсценируются семейные праздники. Воспитате­ли учат детей распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких; специально моделируются ситуации, в которых надо уметь находить компромисс, считаться с желанием друго­го человека.

В рамках программ семейного воспитания педагоги решают и другую задачу - воспитание у детей чувства уважения к традициям народа коми, среди которого они живут. В программе работы клуба "Коми край" есть и семейные праздники, во время которых ребята учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с народными традициями.

Александр Александрович считал, что формированию ценностного отношения к семье, дому должен способ­ствовать образ жизни детей, который максимально при­ближен к семейному. Каждый класс проживает в отдель­ном отсеке жилого корпуса — квартире. В квартире жи­лые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными кре­слами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. Такая обстановка позволяет детям вес­ти себя свободно и естественно, как и должно быть в семье.

Умение непринужденно общаться - важнейшее соци­альное умение, жизненно необходимое каждому челове­ку. К сожалению, многим воспитанникам свойственны застенчивость, закомплексованность, что нередко маски­руется развязностью и грубостью, особенно у подростков. Развитие навыков свободного общения реализуется в интернате как через систему специально разработанных воспитательных мероприятий, тренингов, так и косвенно, путем предоставления воспитанникам возможности вый­ти за рамки ограниченного круга общения в интернате. Интернат всегда славился своим гостеприимством. Дав­няя традиция - встречи с ветеранами войны и труда, ко­торые проходят в непринужденной обстановке, за чай­ным столом. Многолетние дружеские отношения связы­вают воспитанников агрошколы со сверстниками, живу­щими в интернате города Тужа Кировской области. Многие воспитанники интерната побывали и в зарубеж­ных поездках - в Болгарии, Дании, Франции, Финлян­дии. Встречи с людьми другой культуры, знакомство со стилем общения, принятым в других странах, позволили ребятам критичнее посмотреть на свое поведение.

Такие поездки, как и все значительные события в жизни агрошколы, освещаются в школьной газете "Радуга", которую раз в месяц выпускают воспитанники совместно с учителями и воспитателями. Участие в вы­пуске газеты - прекрасное средство развития коммуника­тивных умений; ведь ребятам приходится выполнять функции репортеров, брать интервью не только у ровес­ников, но и у взрослых.

Александр Александрович Католиков больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы воспитания, когда взрослые и дети просто живут одной жизнью, об­щими заботами, и старался создавать и поддерживать традиции, которые способствуют такому образу жизни. Одно из любимых его "мероприятий" - пельмени, кото­рые готовят все взрослые и дети во время зимних выездов в Межадор. За столы в такие моменты одновременно садились человек сто, но работа спорилась за счет четко­го распределения обязанностей. На всю жизнь запомни­лись многим выпускникам эти семейные пельмени. А в воскресные дни воспитанники интерната - частые гости в семьях учителей и воспитателей.

Воспитательная система агрошколы-интерната - это авторская система, система А.А. Католикова. Именно директор был генератором всех новых воспитательных идей. Ушел из жизни создатель этой системы, но коллек­тив по-прежнему работает с полной отдачей. Возглавляет его Л.С. Долмацын, который разделяет идеи А.А. Като­ликова и считает себя его учеником. Значит, можно на­деяться, что уникальное педагогическое явление, которое называют воспитательной системой А.А. Католикова, будет развиваться и дальше.

 



Информация о работе Агрошкола А.А. Католикова