Агрошкола А.А. Католикова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:29, реферат

Краткое описание

Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воз¬главлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо¬вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Создан¬ное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агро¬школу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.

Файлы: 1 файл

Агрошкола А.doc

— 77.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Агрошкола А.А. Католикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воз­главлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо­вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Создан­ное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агро­школу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.

В настоящее время в агрошколе живут и учатся 240 детей от трех до 18 лет. Основной контингент воспитан­ников составляют дети, родители которых лишены роди­тельских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых не установлено.

Цель агрошколы - дать детям общее среднее образо­вание, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве. Агрошкола имеет соответствующую лицензию, и ее вы­пускники получают документ государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям "мас­тер-растениевод" и "мастер-животновод".

В 1993 году на базе агрошколы была создана экспе­риментальная площадка Института профессионального самоопределения РАО. Сотрудничество агрошколы с Ин­ститутом общего среднего образования РАО продолжает­ся и сейчас.

В структуре агрошколы имеются дошкольное отделе­ние, начальная школа, средняя школа. В связи со стату­сом экспериментального учебного заведения в штате аг­рошколы, помимо учителей и воспитателей, предусмот­рены должности научных руководителей, методиста, спе­циалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду.

Агрошкола располагает комплексом городских зда­ний - жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сель­скохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор распо­ложено детское учебно-опытное хозяйство "Межадорское" - база труда и отдыха детей.

 Заслуга педагогического коллектива, которым руко­водил А.А. Католиков, состоит в том, что, опираясь на 197 идеи А. С. Макаренко, они создали воспитательную си­стему, обладающую уникальными возможностями и по­зволяющую решать самые различные и сложные воспита­тельные задачи. Основным элементом этой воспитатель­ной системы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса агрошколы является сельскохозяйственный труд.

Сам Александр Александрович говорил так: "Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу буду­щего счастья нашего ребенка".

Можно выделить три слагаемых эффективности вос­питательной системы, основанной на сельскохозяйствен­ном труде детей: содержание труда, его организация и ма­териальная база.

Александр Александрович самым важным считал организацию трудовой деятельности и не раз повторял в беседах с коллегами, что секрет успеха трудового воспи­тания заключается в педагогически осмысленной органи­зации детского труда.

Однако педагогически целесообразная организация труда была бы невозможна без той уникальной матери­альной базы, которая создана в интернате. Детское учеб­но-опытное фермерское хозяйство "Межадорское" су­ществует более 30 лет и благодаря упорному труду педа­гогов и нескольких поколений воспитанников преврати­лось в современное многопрофильное хозяйство, распо­лагающее более чем 200 га сельскохозяйственных угодий, всей необходимой техникой, хорошо оборудованными животноводческими фермами, 2 га теплиц.

Наличие хорошей материальной базы позволило ор­ганизовать сельскохозяйственный труд детей так, чтобы наиболее полно реализовать заложенные в нем воспита­тельные возможности.

Во-первых, к сельскохозяйственному труду привле­каются все воспитанники, начиная с трех-четырехлетнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подби­раются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам.

Во-вторых, в содержании сельскохозяйственного тру­да уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности ведь объектом труда являются живые организмы, расте­ния и животные, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответствен­ности воспитывается в детях с самого раннего возраста. Так, для детей младшей группы дошкольного отделения выделен специальный участок-"Малышок".

В воспитании у каждого ребенка чувства ответ­ственности Александр Александрович видел главную за­дачу педагогического коллектива. В школьной жизни нет ни одного участка, за который не отвечал бы кто-то из воспитанников. Это обеспечивается системой учениче­ского самоуправления, которой А.А. Католиков уделял очень большое внимание и постоянно ее совершенство­вал. Он считал, что система ученического самоуправле­ния должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней. Такая система должна быть очень гибкой, мобильной.

Система ученического самоуправления в агрошколе-интернате лежит в основе организации труда детей и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.

Труд в таком хозяйстве воспринимается отнюдь не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, про­дуктивность животных. Закрепляются за группами участ­ки работ, распределяются конкретные обязанности. Без­условно, в таком большом хозяйстве невозможно обой­тись без взрослых сотрудников - агронома, зоотехника, которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Но воспитанники при этом являются полно­правными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Их труд организован по принципу ученического само­управления: работу распределяет совет бригадиров из числа воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества вы­полненной работы.

Бригадная организация труда воспитывает в детях чувство коллективной ответственности, взаимовыручки. Результаты почти всех видов работ оцениваются не по индивидуальному вкладу, а по коллективному, хотя при начислении зарплаты и учитывается коэффициент трудо­вого участия каждого. И в то же время бригадная органи­зация таит в себе опасность разрушительного влияния детей, отвергающих труд, на товарищей. Александр Алек­сандрович видел, что в решении этой проблемы может помочь разработанная А.С. Макаренко педегогика парал­лельного действия - воздействие педагога на коллектив и личность "в одном общем приеме". Одним из механизмов параллельного действия А.А. Католиков считал соревно­вание. Чтобы воспитывающие функции соревнования реализовались максимально, оно должно предусматривать сочетание коллективной и личной ответственности и взаимопомощь.

Еще одна важная особенность организации детского труда в интернате - моделирование не только внутриколлективных, но и межколлективных отношений. На это направлен так называемый принцип пересеченности в трудовых поручениях бригад: каждая бригада, имея само­стоятельный участок работы, в каком-то звене обязатель­но пересекается с трудовыми делами других бригад.

Созданная в агрошколе система воспитания на осно­ве совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического воспитания.

Ребенка, который с трех-четырех лет ухаживает за "собственной" грядкой, кормит "своего" кролика, не надо убеждать в необходимости бережного отношения ко все­му живому. Но в агрошколе организуется и специальная экологическая деятельность, базой которой также являет­ся учебно-опытное хозяйство. Практически все воспи­танники вовлечены в сельскохозяйственное опытничество, причем многие опыты проводятся по заданию уче­ных Уральского отделения РАН. Руководит опытнической работой учитель биологии, народный учитель РФ и Республики Коми Л.И. Дымова. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей, один из элементов которой - опытническая работа - способствует не только экологическому воспитанию, но и раскрытию творческих возможностей сельскохозяйственного труда, а тем самым решению профориентационных задач.

Детям приходится очень много трудиться, и важная задача всего педагогического коллектива - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйствен­ными работами, - одна из наиболее ценных традиций интерната. Так, учащиеся младших классов, которым приходится много работать на прополке, всегда с нетер­пением ждут "Праздника первой морковки". Как только морковь подрастает до такого состояния, что ее уже мож­но прореживать, старшеклассники приносят на поле несколько ведер воды, и происходит торжественная де­густация первой морковки нового урожая. Но самый главный праздник в агрошколе - Праздник урожая, кото­рый отмечается в октябре. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады награжда­ются ценными подарками, присваиваются почетные зва­ния "Лучший тракторист", "Лучший цветовод" и т.д. За­вершается праздник большим концертом художественной самодеятельности.

Педагоги агрошколы разработали оригинальные при­емы, позволяющие в процессе труда реализовать есте­ственную потребность детей в игре. Для ознакомления дошкольников и младших школьников с элементами сельскохозяйственных знаний разработаны дидактиче­ские игры. В дошкольном отделении проводятся темати­ческие игровые занятия, содержание которых непосред­ственно связано с работой детей в учебном хозяйстве. Например, на занятии "В лесу и на огороде" дети сравни­вают известные им дикорастущие и культурные растения, запоминают их названия на русском и коми языках. В игровой форме, с использованием рисунков-комиксов проводится инструктаж по правилам безопасного труда при уходе за животными. Младшие школьники ведут наблюдения за развитием сельскохозяйственных расте­ний с помощью красочных настенных дневников. Разра­ботаны игровые мероприятия, позволяющие пополнить запас знаний по сельскому хозяйству, и для более стар­ших воспитанников: игра-соревнование "Клуб знатоков-животноводов", викторина "Агротехнология в русских пословицах и поговорках" и т.д.

Важнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономиче­ское воспитание детей. Основная цель этой работы - во­влечь учащихся в реальные экономические взаимоотно­шения, воспитать в них бережливость, подготовить к са­мостоятельной жизни. Это особенно важно для интерна­тов, где дети живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.

В 1993 году приказом директора была введена разра­ботанная под руководством преподавателя математики А.Н. Забоевой "Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников", которая стала неотъемле­мым элементом учебно-воспитательного процесса агро­школы. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспи­танниками. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого вос­питанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприяти­ях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося склады­вается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, не­добросовестное отношение к учению, нарушение дисци­плины.

Конечно, здесь также есть элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сла­дости, дополнительную модную одежду и обувь. Но не­малую часть заработанного учащиеся получают в реаль­ных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.

С введением экономического стимулирования, по общему мнению педагогов, отношение воспитанников и к учебной, и к трудовой деятельности, стало более ответ­ственным. Дети следят за движением денег на своих сче­тах и, что вполне естественно, стараются увеличить дохо­ды и избежать вычетов.

В 1996 году был проведен аукцион по продаже до­ходных объектов агрошколы, к которым относятся мини-типография, кафе "Лакомка"; их владельцами стали вос­питанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.

Отношение к экономическому стимулированию со стороны педагогов неоднозначно. Кое-кого приводит в ужас выплата денег за хорошие отметки. Своим оппонен­там А.А. Католиков отвечал так: "Я не склонен колебать­ся в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмот­рению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сом­неваться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится "дьявольской власти" денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неуме­лом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения".

Важнейший элемент воспитательной системы агро­школы - единство учебного и воспитательного процессов. Казалось бы, это аксиома педагогики. Но как часто она существует только на бумаге!

Преподавателям агрошколы удалось соединить учеб­ный и воспитательный процессы в реальной жизни. По­зволило добиться такого единства начало, пожалуй, основного эксперимента, проводимого в интернате с 1988 года, - интегрированного обучения, то есть объединения в рамках одного урока материала из различных учебных дисциплин и даже различных предметных областей. Экс­перимент по интегрированному обучению начали еще в 1988 году работавшая в то время завучем Л.А. Берестень-кова и учитель биологии Л.М. Дымова. Они сумели заин­тересовать и других учителей. За прошедшие годы в интернате разработаны и проведены десятки интегрирован­ных уроков.

Наиболее интенсивными и удачными оказались "концептуальные" уроки, в основе которых лежат общие принципы, идеи, теории, содержащиеся в разных пред­метах (например, уроки "Происхождение жизни на Зем­ле", "Происхождение человека"), и исследовательские уроки, где принципом интеграции стало единство раз­личных методов изучения (например, урок "Египетские пирамиды с точки зрении истории, химии, биологии, искусства").

Поскольку сельскохозяйственная подготовка зани­мает очень важное место в учебно-воспитательном про­цессе агрошколы, в тематические планы всех учителей постоянно входят уроки, где содержание общеобразова­тельных предметов интегрируется с сельскохозяйствен­ными спецкурсами.

Информация о работе Агрошкола А.А. Католикова