Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:29, реферат
Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воз¬главлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо¬вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Создан¬ное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агро¬школу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.
Агрошкола А.А. Католикова
Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, возглавлял Сыктывкарскую среднюю общеобразовательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Созданное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агрошколу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.
В настоящее время в агрошколе живут и учатся 240 детей от трех до 18 лет. Основной контингент воспитанников составляют дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых не установлено.
Цель агрошколы - дать детям общее среднее образование, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве. Агрошкола имеет соответствующую лицензию, и ее выпускники получают документ государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям "мастер-растениевод" и "мастер-животновод".
В 1993 году на базе агрошколы была создана экспериментальная площадка Института профессионального самоопределения РАО. Сотрудничество агрошколы с Институтом общего среднего образования РАО продолжается и сейчас.
В структуре агрошколы имеются дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа. В связи со статусом экспериментального учебного заведения в штате агрошколы, помимо учителей и воспитателей, предусмотрены должности научных руководителей, методиста, специалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду.
Агрошкола располагает комплексом городских зданий - жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор расположено детское учебно-опытное хозяйство "Межадорское" - база труда и отдыха детей.
Заслуга педагогического коллектива, которым руководил А.А. Католиков, состоит в том, что, опираясь на 197 идеи А. С. Макаренко, они создали воспитательную систему, обладающую уникальными возможностями и позволяющую решать самые различные и сложные воспитательные задачи. Основным элементом этой воспитательной системы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса агрошколы является сельскохозяйственный труд.
Сам Александр Александрович говорил так: "Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу будущего счастья нашего ребенка".
Можно выделить три слагаемых эффективности воспитательной системы, основанной на сельскохозяйственном труде детей: содержание труда, его организация и материальная база.
Александр Александрович самым важным считал организацию трудовой деятельности и не раз повторял в беседах с коллегами, что секрет успеха трудового воспитания заключается в педагогически осмысленной организации детского труда.
Однако педагогически целесообразная организация труда была бы невозможна без той уникальной материальной базы, которая создана в интернате. Детское учебно-опытное фермерское хозяйство "Межадорское" существует более 30 лет и благодаря упорному труду педагогов и нескольких поколений воспитанников превратилось в современное многопрофильное хозяйство, располагающее более чем 200 га сельскохозяйственных угодий, всей необходимой техникой, хорошо оборудованными животноводческими фермами, 2 га теплиц.
Наличие хорошей материальной базы позволило организовать сельскохозяйственный труд детей так, чтобы наиболее полно реализовать заложенные в нем воспитательные возможности.
Во-первых, к сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники, начиная с трех-четырехлетнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подбираются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам.
Во-вторых, в содержании сельскохозяйственного труда уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности ведь объектом труда являются живые организмы, растения и животные, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответственности воспитывается в детях с самого раннего возраста. Так, для детей младшей группы дошкольного отделения выделен специальный участок-"Малышок".
В воспитании у каждого ребенка чувства ответственности Александр Александрович видел главную задачу педагогического коллектива. В школьной жизни нет ни одного участка, за который не отвечал бы кто-то из воспитанников. Это обеспечивается системой ученического самоуправления, которой А.А. Католиков уделял очень большое внимание и постоянно ее совершенствовал. Он считал, что система ученического самоуправления должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней. Такая система должна быть очень гибкой, мобильной.
Система ученического самоуправления в агрошколе-интернате лежит в основе организации труда детей и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.
Труд в таком хозяйстве воспринимается отнюдь не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. Закрепляются за группами участки работ, распределяются конкретные обязанности. Безусловно, в таком большом хозяйстве невозможно обойтись без взрослых сотрудников - агронома, зоотехника, которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Но воспитанники при этом являются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Их труд организован по принципу ученического самоуправления: работу распределяет совет бригадиров из числа воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы.
Бригадная организация труда воспитывает в детях чувство коллективной ответственности, взаимовыручки. Результаты почти всех видов работ оцениваются не по индивидуальному вкладу, а по коллективному, хотя при начислении зарплаты и учитывается коэффициент трудового участия каждого. И в то же время бригадная организация таит в себе опасность разрушительного влияния детей, отвергающих труд, на товарищей. Александр Александрович видел, что в решении этой проблемы может помочь разработанная А.С. Макаренко педегогика параллельного действия - воздействие педагога на коллектив и личность "в одном общем приеме". Одним из механизмов параллельного действия А.А. Католиков считал соревнование. Чтобы воспитывающие функции соревнования реализовались максимально, оно должно предусматривать сочетание коллективной и личной ответственности и взаимопомощь.
Еще одна важная особенность организации детского труда в интернате - моделирование не только внутриколлективных, но и межколлективных отношений. На это направлен так называемый принцип пересеченности в трудовых поручениях бригад: каждая бригада, имея самостоятельный участок работы, в каком-то звене обязательно пересекается с трудовыми делами других бригад.
Созданная в агрошколе система воспитания на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического воспитания.
Ребенка, который с трех-четырех лет ухаживает за "собственной" грядкой, кормит "своего" кролика, не надо убеждать в необходимости бережного отношения ко всему живому. Но в агрошколе организуется и специальная экологическая деятельность, базой которой также является учебно-опытное хозяйство. Практически все воспитанники вовлечены в сельскохозяйственное опытничество, причем многие опыты проводятся по заданию ученых Уральского отделения РАН. Руководит опытнической работой учитель биологии, народный учитель РФ и Республики Коми Л.И. Дымова. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей, один из элементов которой - опытническая работа - способствует не только экологическому воспитанию, но и раскрытию творческих возможностей сельскохозяйственного труда, а тем самым решению профориентационных задач.
Детям приходится очень много трудиться, и важная задача всего педагогического коллектива - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйственными работами, - одна из наиболее ценных традиций интерната. Так, учащиеся младших классов, которым приходится много работать на прополке, всегда с нетерпением ждут "Праздника первой морковки". Как только морковь подрастает до такого состояния, что ее уже можно прореживать, старшеклассники приносят на поле несколько ведер воды, и происходит торжественная дегустация первой морковки нового урожая. Но самый главный праздник в агрошколе - Праздник урожая, который отмечается в октябре. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады награждаются ценными подарками, присваиваются почетные звания "Лучший тракторист", "Лучший цветовод" и т.д. Завершается праздник большим концертом художественной самодеятельности.
Педагоги агрошколы разработали оригинальные приемы, позволяющие в процессе труда реализовать естественную потребность детей в игре. Для ознакомления дошкольников и младших школьников с элементами сельскохозяйственных знаний разработаны дидактические игры. В дошкольном отделении проводятся тематические игровые занятия, содержание которых непосредственно связано с работой детей в учебном хозяйстве. Например, на занятии "В лесу и на огороде" дети сравнивают известные им дикорастущие и культурные растения, запоминают их названия на русском и коми языках. В игровой форме, с использованием рисунков-комиксов проводится инструктаж по правилам безопасного труда при уходе за животными. Младшие школьники ведут наблюдения за развитием сельскохозяйственных растений с помощью красочных настенных дневников. Разработаны игровые мероприятия, позволяющие пополнить запас знаний по сельскому хозяйству, и для более старших воспитанников: игра-соревнование "Клуб знатоков-животноводов", викторина "Агротехнология в русских пословицах и поговорках" и т.д.
Важнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы - вовлечь учащихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. Это особенно важно для интернатов, где дети живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.
В 1993 году приказом директора была введена разработанная под руководством преподавателя математики А.Н. Забоевой "Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников", которая стала неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса агрошколы. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспитанниками. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого воспитанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприятиях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося складывается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, недобросовестное отношение к учению, нарушение дисциплины.
Конечно, здесь также есть элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сладости, дополнительную модную одежду и обувь. Но немалую часть заработанного учащиеся получают в реальных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.
С введением экономического стимулирования, по общему мнению педагогов, отношение воспитанников и к учебной, и к трудовой деятельности, стало более ответственным. Дети следят за движением денег на своих счетах и, что вполне естественно, стараются увеличить доходы и избежать вычетов.
В 1996 году был проведен аукцион по продаже доходных объектов агрошколы, к которым относятся мини-типография, кафе "Лакомка"; их владельцами стали воспитанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.
Отношение к экономическому стимулированию со стороны педагогов неоднозначно. Кое-кого приводит в ужас выплата денег за хорошие отметки. Своим оппонентам А.А. Католиков отвечал так: "Я не склонен колебаться в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сомневаться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится "дьявольской власти" денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неумелом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения".
Важнейший элемент воспитательной системы агрошколы - единство учебного и воспитательного процессов. Казалось бы, это аксиома педагогики. Но как часто она существует только на бумаге!
Преподавателям агрошколы удалось соединить учебный и воспитательный процессы в реальной жизни. Позволило добиться такого единства начало, пожалуй, основного эксперимента, проводимого в интернате с 1988 года, - интегрированного обучения, то есть объединения в рамках одного урока материала из различных учебных дисциплин и даже различных предметных областей. Эксперимент по интегрированному обучению начали еще в 1988 году работавшая в то время завучем Л.А. Берестень-кова и учитель биологии Л.М. Дымова. Они сумели заинтересовать и других учителей. За прошедшие годы в интернате разработаны и проведены десятки интегрированных уроков.
Наиболее интенсивными и удачными оказались "концептуальные" уроки, в основе которых лежат общие принципы, идеи, теории, содержащиеся в разных предметах (например, уроки "Происхождение жизни на Земле", "Происхождение человека"), и исследовательские уроки, где принципом интеграции стало единство различных методов изучения (например, урок "Египетские пирамиды с точки зрении истории, химии, биологии, искусства").
Поскольку сельскохозяйственная подготовка занимает очень важное место в учебно-воспитательном процессе агрошколы, в тематические планы всех учителей постоянно входят уроки, где содержание общеобразовательных предметов интегрируется с сельскохозяйственными спецкурсами.