Адаптация ребенка в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Задачей работы является характеристика процесса адаптации детей на примере раннего возраста к дошкольному учреждению. В работе использованы материалы методических рекомендаций и статьи из журнала «Дошкольное воспитание», педагогами ДОУ М. Жадинец , Е. Соловьева и др.

Оглавление

Введение с. 2-4
Глава 1. Проблемы адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению
и пути их решения.
1.1.Индивидуальные особенности поведения
детей раннего возраста и проблемы адаптации
в дошкольном учреждении с.4-8

1.2. Пути решения проблем адаптации к
дошкольному учреждению детей раннего возраста с. 8-14


Заключение с.14-15

Литература с. 16

Файлы: 1 файл

Адаптация в ДОУ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

В практике нередки  случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя  с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п.

При поступлении ребенка в детский сад в первое время целесообразно мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, малыш привык засыпать с соской, надо временно эту привычку сохранить.

Вырабатывать  у детей культурно-гигиенические  навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых условиях, а затем уже давать соответствующие указания. Если не будет соответствующим образом организовано общение и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится, т. е. если у него к моменту поступления были сформированы навыки общения, хронометраж методиста позволят правильно определить прогресс. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.

Мы  уже отмечали, что деятельность общения  имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно эмоциональном общении и только на втором этапе привыкания — в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д.— на первом этапе; показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п.— на втором.

В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы.

Расширение  содержания общения тесно связано  с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно-речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды.

Развитие  потребности в общении  у ребенка -  залог успешной адаптации малыша в дошкольном учреждении.

Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

  Адаптационный период является  началом индивидуальной работы  с ребенком, который может отразиться  на его дальнейшем развитии  в период дошкольного детства.

 

               Заключение

В адаптационный  период очень важно:

-проявить  максимум терпимости Я всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;

-сохранять  постоянство обстановки* группе и порядка следования разных событии   жизни,  обозначая   переходы Я одного события к другому  так, чтобы ребенок успевал  на   него   настроиться?!

- найти  возможность в индивидуальном общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;

-исподволь  познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.

Что нравится детям в воспитателях?

Искренность всех проявлений.

Доброта и отзывчивость к живым существам.

Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.

Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.

Красивая одежда и прическа, украшения.

Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.

Мягкие, ласковые движения.

Умение  придумывать и рассказывать истории.

Если все  эти правила соблюдены дошкольное детское образовательное учреждение станет для ребенка вторым домом, куда он  будет всегда стремиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

               Литература.

 

1. Буре Р.С. Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. Сб. научных       трудов . М., 1997.

 

2. Ватутина  Н.Д. Ребенок поступает в детский  сад. – М.: Просвещение, 1983. – 80с.

 

3. Жадинец  М. Ребенок идет в детский  сад. // Дошкольное воспитание. – 1990. - №9. – с.24-25.

 

4. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Под ред. С.Ф. Егорова. М., 1999.

 

5. Князева О.Л. «Я, ты, мы»: Учебно-методическое пособие по развитию социальной компетентности детей дошкольного возраста. М., 1999.

6.  Мир детства: Дошкольник. – М.: Педагогика ,  1987.-  258 с.

7. Соловьева  Е, Адаптация ребенка к условиям  детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993. – №8. - с. 21-25

 

1 Соловьева .Е.Адаптация ребенка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8. – с..23

2 Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. -№9. – с. 56

3 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983., с. 63

 

4 Выготский Л.С. Соч.,Т.3 М.,1981, с.252.

5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983., с. 63




Информация о работе Адаптация ребенка в ДОУ