Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:30, реферат
Задачей работы является характеристика процесса адаптации детей на примере раннего возраста к дошкольному учреждению. В работе использованы материалы методических рекомендаций и статьи из журнала «Дошкольное воспитание», педагогами ДОУ М. Жадинец , Е. Соловьева и др.
Введение с. 2-4
Глава 1. Проблемы адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению
и пути их решения.
1.1.Индивидуальные особенности поведения
детей раннего возраста и проблемы адаптации
в дошкольном учреждении с.4-8
1.2. Пути решения проблем адаптации к
дошкольному учреждению детей раннего возраста с. 8-14
Заключение с.14-15
Литература с. 16
ПЛАН
Введение
Глава 1. Проблемы адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению
и пути их решения.
1.1.Индивидуальные особенности поведения
детей раннего возраста и проблемы адаптации
в дошкольном учреждении
1.2.
Пути решения проблем
дошкольному учреждению детей раннего возраста с. 8-14
Заключение
Литература с. 16
Введение
В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. По материалам американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода. Это нетрудно понять — ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, кто за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Для маленького ребенка каждая новая ситуация — событие необычайной важности. Вследствие неполной информации, недостаточного жизненного опыта, невозможности критически осмыслить происходящее ребенок воспринимает поступление в детское учреждение в совершенно иных масштабах, чем взрослые. Новая обстановка может стать для него сверхсильным раздражителем, сковать его самостоятельность, инициативу. Следовательно, чем четче ребенок будет знать, что и как он должен делать в детском саду, тем быстрее и активнее он включится в коллектив сверстников.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
В материалах журнала « Дошкольное воспитание» предлагаются различные подходы к этому периоду в жизни ребенка:
- «Помните: первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он Должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте.
Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку, если он согласится; если нет — пусть ему поможет мама. Мама может помочь вам одеть и других детей. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходит вся первая неделя.»1
- «Чтобы помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к новой для него жизни, используем различные приемы:
«Воспитатель должен обратить особое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие сменяется слезами, и наоборот);
б) характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
г) высказывания о желаемом»3
Задачей работы является характеристика процесса адаптации детей на примере раннего возраста к дошкольному учреждению. В работе использованы материалы методических рекомендаций и статьи из журнала «Дошкольное воспитание», педагогами ДОУ М. Жадинец , Е. Соловьева и др.
Глава 1. Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения.
1.1.Индивидуальные
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.
Одни дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие — медлительны, предпочитают спокойные игры; третьи — боязливы, сторонятся сверстников и к воспитателю относятся на первых порах с опаской или, напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника. Некоторые дети в два-три года могут самостоятельно одеться, аккуратно поесть, а другие и к трем годам не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили.
Каковы же причины индивидуальных различий детей? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Ведь именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребенка и являются его движущими силами«В критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым… было бы величайшим заблуждением полагать что этим исчерпывается значение кризисных возрастов… и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития»4
Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Безусловно, не
всегда тип нервной системы
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап — потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап — потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап — потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы
С переходом на II этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
III этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,— конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2—3 до 7—10 дней.5
С моей точки зрения, состояние ребенка в период адаптации должен характеризоваться вниманием со стороны педагога. Ощущение « присутствия любви» дает ребенку уверенность в себе и помогает создать у малышей чувство уверенности в детском саду, что именно здесь ему будет хорошо.
1.2. Пути решения проблем адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста.
В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитатели и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребенка и окружающем.
На
поведение детей накладывают
отпечаток и особенности
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни поступления нельзя резко ограничивать таких детей в действиях. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не допускать перевозбуждения их нервной системы.
В противоположность легковозбу
Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, поддерживать каждое инициативное обращение. При этом следует одновременно расширять все стороны речи ребенка — понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.
Воспитатель должен помочь детям освоиться в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Нее новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к, детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового. Различия в быстроте формирования навыков и привычек в значительной мере зависят от типа высшей нервной деятельности. Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия вдовых условиях требуется один-два дня, другому — неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим для отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. п.