Адаптация ребенка в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Задачей работы является характеристика процесса адаптации детей на примере раннего возраста к дошкольному учреждению. В работе использованы материалы методических рекомендаций и статьи из журнала «Дошкольное воспитание», педагогами ДОУ М. Жадинец , Е. Соловьева и др.

Оглавление

Введение с. 2-4
Глава 1. Проблемы адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению
и пути их решения.
1.1.Индивидуальные особенности поведения
детей раннего возраста и проблемы адаптации
в дошкольном учреждении с.4-8

1.2. Пути решения проблем адаптации к
дошкольному учреждению детей раннего возраста с. 8-14


Заключение с.14-15

Литература с. 16

Файлы: 1 файл

Адаптация в ДОУ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 

                        ПЛАН

 

Введение                                  с. 2-4

Глава 1. Проблемы адаптации детей 

раннего возраста к дошкольному учреждению

и пути их решения.                           

1.1.Индивидуальные  особенности поведения

  детей раннего возраста и проблемы адаптации

  в дошкольном учреждении                    с.4-8

 

1.2. Пути решения проблем адаптации  к 

дошкольному  учреждению детей раннего возраста с. 8-14

 

 

Заключение                                 с.14-15

 

Литература                                 с. 16

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Введение

В каком  бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад,  для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. По  материалам американских исследователей, такое состояние   можно сравнить  с   переживаниями  взрослого человека  в ситуации развода.  Это нетрудно понять  —  ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, кто за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Для маленького ребенка каждая новая ситуация — событие необычайной важности. Вследствие неполной информации, недостаточного жизненного опыта, невозможности критически осмыслить происходящее ребенок воспринимает поступление в детское учреждение в совершенно иных масштабах, чем взрослые. Новая обстановка может стать для него сверхсильным раздражителем, сковать его самостоятельность, инициативу. Следовательно, чем четче ребенок будет знать, что и как он должен делать в детском саду, тем быстрее и активнее он включится в коллектив сверстников.

Необходимым условием для эффективного руководства  процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

В материалах журнала  « Дошкольное воспитание»  предлагаются различные подходы к этому  периоду в жизни ребенка:

- «Помните: первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он Должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте.

Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку, если он согласится; если нет — пусть ему поможет мама. Мама может помочь вам одеть и других детей. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходит вся первая неделя.»1

- «Чтобы помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к новой для него жизни, используем различные приемы:

  • стараемся  принимать  в  каждую группу одного-двух детей  в  неделю;
  • знакомим мам и пап с материалами стенда  «Для молодых родителей»;
  • знакомим малыша и его родителей с  группой,  показываем,  где он  будет спать, есть, с какими игрушками играть;
  • советуем   воспитателю,  встретить ребенка не в белом халате, а в обычном платье;
  • предлагаем родителям принести в группу любимую игрушку малыша;
  • временно    сохраняем    «вредные» привычки ребенка.»2

«Воспитатель  должен обратить особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное  состояние,  т. е.   спокойствие  сменяется  слезами,   и наоборот);

б) характер деятельности  (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам  (негативное, положительное или вообще отсутствует);

г) высказывания о желаемом»3

Задачей работы является характеристика процесса адаптации детей на примере раннего возраста к дошкольному учреждению.  В работе использованы материалы методических рекомендаций  и статьи из журнала «Дошкольное воспитание», педагогами ДОУ М. Жадинец , Е. Соловьева и др.

 

Глава 1. Проблемы адаптации детей  раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения.

1.1.Индивидуальные особенности  поведения детей раннего возраста и проблемы адаптации в дошкольном учреждении

Возрастные  особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.

Одни  дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие — медлительны, предпочитают спокойные игры; третьи — боязливы, сторонятся сверстников и к воспитателю относятся на первых порах с опаской или, напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника. Некоторые дети в два-три года могут самостоятельно одеться, аккуратно поесть, а другие и к трем годам не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили.

Каковы  же причины индивидуальных различий детей? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Ведь именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребенка и являются его движущими силами«В критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым… было бы  величайшим заблуждением полагать что этим исчерпывается значение кризисных возрастов… и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития»4

Как правило, ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется  отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям, расстается с некоторыми сложившимися привычками.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся  привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап — потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап — потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

 III этап — потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

  Дети первой группы практически  должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко II этапу привыкания.

С переходом  на II этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

III этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный  характер.   Ребенок постоянно  обращается   к взрослому,  самостоятельно   выбирает игрушки и играет с ними.  На этом  период адаптации  ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети  второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,— конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2—3 до 7—10 дней.5

С моей точки зрения, состояние ребенка в период адаптации должен характеризоваться вниманием со стороны педагога. Ощущение « присутствия любви» дает ребенку уверенность в себе и помогает создать у малышей чувство уверенности в детском саду, что именно здесь ему будет хорошо.

 

      1.2. Пути решения проблем адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста.

В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитатели и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен  контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребенка и окружающем.

На  поведение детей накладывают  отпечаток и особенности нервной  системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни поступления нельзя резко ограничивать таких детей в действиях. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не  допускать перевозбуждения их нервной системы.

  В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период  усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, поддерживать каждое инициативное обращение. При этом следует одновременно расширять все стороны речи ребенка — понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.

Воспитатель должен помочь  детям освоиться  в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Нее новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к, детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового. Различия в быстроте формирования навыков и привычек в значительной мере зависят от типа высшей нервной деятельности. Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия вдовых условиях требуется один-два дня, другому — неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим для отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. п.

Информация о работе Адаптация ребенка в ДОУ