Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:31, реферат
Российское законодательство не включает термин «коррупция» в число уголовно-правовых понятий. Коррупция – это социально правовое явление, под ним
понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников,
общественных и политических деятелей. Для коррупции характерны
злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество.
В условиях экономического кризиса коррупция представляет серьезную
общественную опасность для всей системы экономических и общественных
отношений.
С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и
приватизации государственной и общественной собственности число должностных
злоупотреблений существенно возросло.
Введение....................................................................................................3
Глава 1 Взяточничество............................................................................7
§1 Получение взятки............................……………………………………..11
§2 Дача взятки..........................................................................................17
§3 Посредничество во взяточничестве......................……………………21
§4 Взяточничество и другие преступления............................................22
Глава 2 Ответственность за взяточничество.........................................25
Заключение...............................................................................................31
Нормативные акты и литература............................................................35
получении вне конкурса заказов на строительство и ремонт зданий, на получении
лицензии на право заниматься той или иной деятельностью, на разрешение органов
санитарноэпидемологического контроля на открытие магазина или какого-либо
предприятия, на незаконное получение оборудования, сырья, в предоставлении в
поднаем помещений и т.д.18
В следственной и судебной практике довольно часто встречаются затруднения в
отстранении взяточника от других, связанных с ним
17 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.46.
18. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 32.
преступлений.
Например, хищения собственности по подложным документам. Обращение в свою
собственность или собственность других лиц государственного и общественного
имущества или иных ценностей по заведомо фиктивным документам (а это надо
доказать), совершенное по сговору между должностными лицами и гражданами,
должны квалифицироваться: для должностных лиц по совокупности как хищение и
должностной подлог, а для граждан
– как хищение и в
как участие в должностном подлоге.
Получение взятки иногда смешивается с мошенничеством, которое определяется
законом как завладение личным имуществом граждан или приобретение права на
имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом упускается из
виду, что получение взятки в принципе не может иметь место при отсутствии
дачи взятки. Если не установлен факт передачи взятки или хотя бы попытка
вручить ее, вопрос о получении взятки сам собой автоматически отпадает.
Если сотрудник ГАИ для
подложное постановление о наложении взыскания в виде денежного штрафа и
требует расписаться в нем, а полученные деньги присваивает себе, то данное
действие не может быть расценено как получение взятки, так как граждане
передавали ему деньги не в виде взяток, а полагали, что уплатили шраф.
В действиях сотрудника милиции содержаться признаки злоупотребления служебным
положением и мошенничество в отношении личной собственности граждан.19
19 Ляпунов Ю. И. Ответственность за взятку. С.46.
Глава 2 Ответственность за взяточничество
В новом УК РФ ответственность за получение и дачу взятки предусмотрена в ст.
290 и 291.
Новая редакция статьи 290 (получение взятки) существенно детализирует предмет
взятки, объективную и субъективную сторону преступления, устанавливает
ответственность за квалифицированный
и особо квалифицированный
ст. 173 УК РСФСР вообще не расшифровывала понятие «взятка», говорилось лишь об
ее получении « в каком бы то ни было виде»20.
Часть 1 ст. 290 УК РФ конкретизирует понятие взятки « в виде денег, ценных
бумаг, иного имущества или выгод иного характера».
Здесь же говориться о получении взятки «за действие (бездействие) в пользу
взяткодателя или
не выполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия»).
Принципиально новое положение «а равно за общее покровительство или
попустительство по службе».
Отсутствие последней фразы ранее порождало трудности в судебной практике, так
обстояло со следственным делом под руководством Т. Гдляна и Н. Иванова, когда
они столкнулись с разветвленной системой дачи и получения взяток в
Узбекистане, когда собирались «деньги вышестоящим руководителям от
нижестоящих» и т.д. Причем в большинстве случаев дача и получении взяток не
были обусловлены выполнением или не выполнением каких-либо конкретных
действий, а давались потому, что «так принято», «иначе не дадут работать».
20. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 32.
Все выявленные эпизоды инкриминировались обвиняемым, а суды неохотно выносили
обвинительные приговоры. И только после принятия постановления Пленума
Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о
взяточничестве», где было сказано: «Получение должностным лицом денежных
средств и иных ценностей от подчиненных или подконтрольных ему лиц за
покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение
вопросов входящих в его компетенцию, должно рассматриваться как получение
взятки.
Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех
случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не
оговариваются, но участники преступления сознают что взятка вручается с целью
удовлетворения интересов
Новый же кодекс в этом вопросе предельно ясен. В ст. 290 ч 1 говориться:
«Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег,
ценных бумаг, иногда имущества или выгод имущественного характера за действия
(бездействие) в пользу
действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо
оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее
покровительство или
– наказывается штрафом в размере от семисот до тысячи минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие),
(например, за сокрытие факта
преступления
2 ст.290 наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.
Несколько изменился в новой редакции квалифицирующий признак ответственного
положения, занимаемого взяткополучателем. Теперь он строго очерчен и
относится к лицам, занимающим государственные должности РФ или субъекта
Федерации, а равно главам местного самоуправления. Согласно ч 3 ст.290
«деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации
или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой
органа местного самоуправления наказывается лишением свободы на срок от пяти
до десяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до
трех лет.
Диспозиция ч 3 ст. 290 УК РФ, таким образом, является бланкетной и отсылает нас
к федеральному закону «О государственной службе».21
Ч 4 ст. 290 устанавливает особо
п «а» введен новый квалифицирующий признак – совершение преступления
организованной группой, кроме предусматривавшегося и ранее признака
совершения преступления группой лиц по предварительному сговору. Сохранены
признаки неоднократности (п «б») и вымогательства взятки (п «в»). Упразднено
имевшее ранее подразделение размеров взятки на крупный и особо крупный: п.
«г» ч 4 предусматривает теперь ответственность за
21. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 33.
получение взятки в крупном размере (свыше 300 минимальных размеров оплаты труда)
Деяния, предусмотренные ч 4 ст. 290, наказываются лишением свободы на срок от
семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Передача взятки по УК РСФСР квалифицировалась двумя составами ст. 174 (дача
взятки) и ст. 174' (посредничество во взяточничестве). Новый УК
предусматривает ответственность лишь за дачу взятки (ст. 291), понятие же
посредничества стало довольно туманным.
Диспозиция ст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или
через посредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как
должностным лицом лично или через посредников взятки за действие (бездействие)
в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.22
Таким образом, по смыслу закона, при
некоторых обстоятельствах
взяточничестве может рассматриваться как исполнитель дачи взятки, так как
действует в интересах и по сговору с «представляемыми им лицами». А
пресловутое «предполагаемые лица» в зависимости от конкретной ситуации несут
ответственность как соисполнители либо соучастники в соответствии со ст.33 УК
Рф.
Согласно ст. 291 ч. 1 дача взятки должностному лицу лично или через
посредника – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами
на срок от одного года ло двух лет, либо арестом на срок от трех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
22. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 34.
Квалифицирующими признаками преступления по ч 2 ст. 291 УК РФ является дача
взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (или
бездействия), что ранее не предусматривалось, а также неоднократность. За
данное преступление предусматривается наказание штрафом в размере от семисот до
одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо
лишением свободы на срок до восьми лет.23
Исключен из ст. 290 и 291 прежний квалифицирующий признак – совершение
преступления лицом, ранее судившимя за взяточничество.
Боле конкретным стало примечание к ст. 291. Как и ранее, от уголовной
ответственности освобождается
вымогательство взятки или если он добровольно сообщил о даче взятки.
Примечание к ст. 174 УК РСФСР не уточняло куда именно должно быть сделано
заявление. Ныне в ст. 291 в примечании содержаться прямые указания на
необходимость сообщения даже не просто в правоохранительный орган, а в орган
имеющий право возбудить уголовное дело.
Новой в сфере охраняемых интересов является ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп),
объединяющая ответственность как за незаконную передачу лицу, выполняющему
управленческие функции в
бумаг, иного имущества либо незаконное оказание ему услуг имущественного
характера в интересах дающего, а также за незаконное получение этих благ.
24
23. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 34.
24. А. Аникин Ответственность за взяточничество по новому УК. с. 35.
Конструктивно ст. 204 соответствует аналогичным статьям, предусматривающим
ответственность за дачу и получение взятки. Абсолютно идентичны
квалифицирующие признаки ( в ч 3 ст. 204, правда, отсутствует понятие