Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении понятия и системы налогов и сборов. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучение общей характеристики отрасли налогового права в Российской Федерации, а также сущности налогов и сборов.
Введение…………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. Общая характеристика отрасли налогового права в Российской Федерации.
1.1 Понятие налогового права Российской Федерации и его характерные черты………………………………………………………………………….5 стр.
1.2 Законодательство о налогах и сборах, понятие и значение……...8 стр.
Глава 2. Налоговая система в Российской Федерации.
2.1 Система налогов и сборов в России……………………………...13 стр.
2.2 Порядок установления налогов и сборов………………………...18 стр.
Заключение…………………………………………………………….28 стр.
Список использованной литературы…………………………………29 стр.
Наиболее
важные положения об организации
и осуществлении
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.
Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г.
В первой части НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
- Законы субъектов РФ
- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.
Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
4.Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.
5.Подзоконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
• Акты органов общей компетенции:
А) Указы Президента РФ, которые
не должны противоречить
Б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
В)
подзаконные нормативные
Г)
подзаконные нормативные
• Акты органов специальной компетенции. К этой группе относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Федеральная Таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.
6.Решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.
Конституционный суд РФ неоднократно отмечал, что «Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти».5
Как точно отмечает С.Г.Пепеляев, «вопрос о налоговом законодательстве – это не только вопрос о видах нормативно правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида». По форме налоговое законодательство является совокупностью нормативно правовых актов, содержащих налогово-правовые нормы. Ими регулируются общественные отношения в сфере налогообложения.
Следует
отметить, что правоприменительная
практика последних лет высветила
в качестве серьезной проблемы вопрос
о взаимоотношении в
Казалось бы, что здесь сложного? При «конкуренции» между актами, изданными одним и тем же органом, применяется более поздний акт, а при расхождении между общим и специальным актом предпочтение отдается специальному.
Однако в данном случае многими специалистами-налоговедами вопрос ставился иначе: подлежат ли вообще применению положения, регулирующие налогообложение, если они содержатся в законах, не посвященных налогообложению как таковому?
Иначе говоря, следует ли к налоговому законодательству относить только те акты, которые регулируют исключительно налоговые отношения, а все иные акты, содержащие налогово-правовые нормы признать не являющимися источниками налогового права? Если ответить на этот вопрос утвердительно, то тогда к налоговому законодательству следует относить, грубо говоря, лишь НК РФ, а до полной замены законов РФ о конкретных налогах соответствующими главами части второй Кодекса – и эти законы.
Таким
образом, рассмотренная конструкция
представляется искусственной и
не соответствующей направлениям, признанным
магистральными для развития всего российского
права. Поэтому помимо специального законодательства
о налогах и сборах в качестве самостоятельной
группы источников налогового права необходимо
выделять и общее налоговое законодательство.
Под налоговым законодательством следует
понимать в целом и специальное налоговое
законодательство (НК РФ именует его “законодательством
о налогах и сборах”) и общее налоговое
законодательство.6
Глава 2. Налоговая система в Российской Федерации.
2.1 Система налогов и сборов в России.
Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др. Создание социалистического государства, индустриализация и развитие постепенно видоизменило налоговую систему страны. Это, прежде всего, проявилось в переходе от преобладания имущественно-доходных поступлений от населения, производственников и купцов, к платежам от производственно-хозяйственной деятельности развивающегося производственного и непроизводственного секторов экономики.
После распада СССР в Российской Федерации была установлена новая система налогов и сборов, введенная в действие Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке». Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др.
В Российской Федерации новая налоговая система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.
С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый кодекс РФ сформулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей:
«Статья 8. Понятие налога и сбора
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».7 В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов.
В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.
Состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 14 платежей,8 которые включены в три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местные налоги.
К федеральным налогам и сборам Налоговый кодекс РФ относит 9 платежей:9
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ,10 круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней.
К региональным налогам на Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа:11
Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации