Ресурсные налоги и платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Файлы: 1 файл

контр работаd.docx

— 37.45 Кб (Скачать)

 

  1. Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства

 

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений. Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений. Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.

Метод рекомендаций (дача разъяснений  по налоговым вопросам, формы и  образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться  на диспозитивный метод, однако в  редких случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.

Центральное место в налоговом  законодательстве занимает Налоговый  кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания  двойного налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации нацелен на решение  таких задач, как: систематизация норм и положений, регулирующих процесс  налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную  систему; устранение таких недостатков  налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений; изменение  чрезмерно жестких норм ответственности  за налоговые нарушения, применяемых  при отсутствии ясного Законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулировки составов налоговых нарушений; реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику; перекрытие каналов ухода  от налогообложения и отмена неоправданных  льгот; построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого  налогового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении  доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными  за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных  интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации  инвестиционной деятельности.

В целях решения этих задач  Налоговый кодекс РФ определяет: виды налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок  исполнения обязанностей по уплате налогов  и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов; права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налоговых  правонарушений; порядок обжалования  действий или бездействия должностных  лиц налоговых органов.

Федеральные налоги и сборы, устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с  общими принципами, установленными в  Налоговом кодексе. Законодательные  акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или по-иному  ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других участников, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс нацелен  на уравнивание прав налогоплательщиков и налоговых служб: содержится ряд  положений, защищающих интересы и права  налогоплательщиков, наиболее важное значение из которых имеют такие, как введение понятия налоговой  тайны; ограничение произвола налоговых  органов в части взыскания  налоговых санкций, которые могут  взыскиваться, при несогласии налогоплательщика, только через арбитражный суд  — с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции - с физических лиц. В Налоговом кодексе также детально регламентируются вопросы, связанные с правонарушениями и ответственностью за их совершение.

Роль Налогового Кодекса  в законодательстве РФ: Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих  важнейших задач:

- построение единой и  понятной в границах Российской  Федерации налоговой системы,  установление правовых механизмов  взаимодействия всех ее элементов  в рамках единого налогового  правового пространства;

- возрастание справедливости  налоговой системы за счет  выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов, исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание;

- развитие налогового  федерализма при обеспечении  доходов федерального, региональных  и местных бюджетов закрепленными  за ними и гарантированными  налоговыми источниками;

- создание рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, содействующей  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  России и благосостояния ее  граждан;

- ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков, продолжения курса  на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- формирование единой  налоговой правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования;

- упрощение налоговой  системы за счет установления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов с сокращением их  общего числа, а также за  счет максимальной унификации  действующих режимов исчисления  и порядка уплаты различных  налогов и сборов;

- обеспечение стабильности  налоговой системы, а также  определенности в объемах налоговых  платежей для налогоплательщиков  на длительный период.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса Российской Федерации не ставило своей целью кардинально  изменить принятую в России в 1991 г. налоговую  систему. Кодекс представляет собой  эволюционное преобразование этой системы  путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и  перекосов. Это означает, что в  Налоговом кодексе сохранены  основные налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные и  некоторые другие налоги), формирующие  основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в  развитых, так и в развивающихся  государствах, в различных экономических  режимах, здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним  адаптировались российские налогоплательщики.

 

2. Ресурсные  налоги: порядок исчисления и  уплаты

1. Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством  РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участка  недр, предоставленного им в пользование. Если добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе РФ, в  исключительной экономической зоне РФ либо на территории за пределами  территории РФ (при условии, что данная территория находится под юрисдикцией  РФ, арендуется у иностранных государств или используется на основании международного договора), налогоплательщики должны встать на учет как плательщики налога на добычу полезных ископаемых по месту  нахождения организации или месту  жительства физического лица.

Объектом налогообложения  признаются:

- полезные ископаемые, добытые  из недр на территории РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные  из отходов (потерь) добывающего  производства, если такое извлечение  подлежит отдельному лицензированию  в соответствии с законодательством  РФ о недрах;

- полезные ископаемые, добытые  из недр за пределами территории  РФ при условии, что данная  территория находится под юрисдикцией  РФ, арендуется у иностранных  государств или используется  на основании международного  договора.

Видами добытого полезного  ископаемого считаются:

- антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

- торф;

- углеводородное сырье  (нефть, газовый конденсат, газ);

- товарные руды (черных  металлов, цветных металлов, редких  металлов, радиоактивных металлов, многокомпонентные комплексные  руды);

- полезные компоненты  многокомпонентной комплексной  руды;

- горно-химическое и горнорудное  неметаллическое сырье, битуминозные  породы;

- сырье редких металлов  и их попутные компоненты;

- неметаллическое сырье,  используемое в основном в  строительной индустрии;

- кондиционный продукт  пьезооптического сырья, особо  чистого кварцевого сырья и  камнесамоцветного сырья;

- природные алмазы и  другие драгоценные камни (уникальные  драгоценные камни учитываются  отдельно и налоговая база  по ним определяется отдельно);

- концентраты и другие  полупродукты, содержащие драгоценные  металлы;

- соль природная и чистый  хлористый натрий;

- подземные воды, содержащие  полезные ископаемые и природные  лечебные ресурсы, термальные  воды;

- сырье радиоактивных  металлов.

Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и по состоянию на 1 июля 2001 г. освобожденные от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке с коэффициентом 0,7.

По итогам каждого налогового периода не позднее последнего дня  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом, налог уплачивается в бюджет раздельно по каждому виду добытых  полезных ископаемых. В течение налогового периода не позднее последнего дня  каждого месяца налогового периода  уплачиваются ежемесячные авансовые  платежи, рассчитанные как одна третья общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Положительная разница между суммой авансовых платежей и общей суммой налога подлежит возврату налогоплательщику, при отрицательной разнице налог подлежит доплате в бюджет по итогам налогового периода.

С налогового периода, в котором  начата добыча полезных ископаемых, у  налогоплательщика возникает обязанность  подачи налоговой декларации, которая  предоставляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Платежи за право  пользования недрами

Плательщиками платежей за право  пользования недрами являются пользователи недр - организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют следующие виды пользования недрами:

- поиск и разведку месторождений  полезных ископаемых, добычу полезных  ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и  исключительной экономической зоны;

- строительство подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых; эксплуатацию  подземных сооружений, не связанную  с добычей полезных ископаемых.

Отсутствие лицензии на осуществление  соответствующего вида пользования  недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами  плательщиком.

Информация о работе Ресурсные налоги и платежи