Прямые налоги в системе налогооблажения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Через налоги государство может проводить энергетическую политику наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯ.docx

— 67.67 Кб (Скачать)

Различия в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов, следовательно, тоже может стать признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль, валовая прибыль, совокупный доход, чистый доход, капитал и т.д.

В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения – это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти общей массой.

Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.

В зависимости от того, закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.1

Налоги можно так же классифицировать в зависимости от метода налогообложения. По этому признаку из можно классифицировать на равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного налогообложения – заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющихся в их собственности дохода или имущества. В современных условиях равное налогообложение используется редко.

Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения. Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами.

1.3 Место прямых  налогов в системе налогообложения

 

На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.[36,40]

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов организаций и физических лиц.

Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.

В частности, с 2008 - 2010 годы собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 88,2 - 97,2 %, тогда как в этот же период собираемость налога на добавленную стоимость составляла 70,1 - 85 %.

Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

Кроме того, следует учитывать, что отчисления в государственные внебюджетные фонды по чисто формальным соображениям не включались в российскую налоговую систему, хотя по своему экономическому содержанию они фактически являлись налогами, причем весьма обременительными для хозяйствующих субъектов. Суть этих платежей для российских налогоплательщиков не изменилась с преобразованием их с 01.01.2001 года в единый социальный налог и включением его в налоговую систему России.[45,102]

Таким образом, если исходить не из формальных, а экономических условий, то на протяжении всех лет функционирования налоговой системы в ней преобладали прямые налоги. Динамика прямых и косвенных налогов в Российской Федерации, включая отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды, а с 2001 года - единый социальный налог, приведена на рис.2.

 

 

Анализ указанной диаграммы позволяет сделать вывод, что за последние годы, несмотря на фактическое доминирование прямых налогов, наблюдается устойчивая тенденция повышения значительности косвенных налогов. Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 2008 по 2010 г.г. увеличился с 38,5 до 39,2 %, а относительная величина косвенных налогов к сумме прямых налогов изменилась с 0,63 до 0,65 %.

Доминирование прямых или косвенных налогов отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается что, чем выше уровень демократичности государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Уменьшение же объема прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния населения, увеличения количества убыточных и нерентабельных предприятий.

Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократии общества, отражает тот факт, что при уплате прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируются их более активная позиция относительно контроля использования государством полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено, граждане более индифферентны в вопросах использования средств и чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.[37,26]

В рамках российской налоговой системы в целом не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов. Тем не менее, их значение очень велико, причем основную роль косвенные налоги играют в формировании доходов федерального бюджета. Косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета.

В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет по НДС, акцизам снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги поступают в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс - дефлятор ВВП.

Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы, а с другой - объективно понижает возможность контролировать использование этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

Деление налогов на прямые и косвенные продолжалось довольно долго. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения И. Х. Озеров и М. И. Фридман еще в 20-х годах ХХ века писали: «По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряющийся с платежностью населения, точнее и яснее определяет податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги».

Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные носит условный характер. Граница между ними зависит от способа обложения и взимания, платежеспособности субъекта и от возможностей переложения. Так, например, прямой по определению налог на прибыль организаций при условии переложения его в цену товара становится косвенным, а косвенный по определению НДС при невозможности включения его в цену товара становится прямых налогом. Поэтому на практике «чистое» вычленение прямого и косвенного налогообложения не представляется возможным, для их характеристики приходится использовать условное деление.

Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

 

Налог на прибыль организаций - единственный налог, который играет существенную роль в экономике и финансах любого государства.[45;239]

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечить стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, а также законное наращивание капитала.[36,46]

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного дохода через механизм представления (отмены) льгот и регулирования ставки, государство стимулирует (ограничивает) инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Велика роль в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное (частичное) освобождение от уплаты именно налога на прибыль организаций в первые годы создания и функционирования, малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации и разъясняется приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.[45,256]

Плательщиками налога на прибыль организаций являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения - прибыль. При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.[1,356]

К российским организациям относятся организации, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, включая созданные на территории предприятия с иностранными инвестициями. Плательщиками данного налога являются также коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Банка России, Банка внешней торговли РФ, а также кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных видов банковских операций.

Одновременно установлен ряд категорий предприятий и организаций, которые не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога организации, деятельность которых подпадает под специальные режимы налогообложения, в том числе уплачиваемые единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, переведенные на упрощенную систему налогообложения, а также участвующие в соглашениях о разделе продукции.

Исключены из категории налогоплательщиков налога на прибыль организации, налогообложение которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О налоге на игорный бизнес».

Основная ставка налога на прибыль организаций, начиная с 2002 года, установлена в размере 24 %. При этом налоговым законодательством предусмотрено разделение этой ставки на 2 составляющие её ставки. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 % - зачисляется в федеральный бюджет и по ставке 17,5 % - в бюджеты субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже чем 13,5%.[21,25]

По доходам, полученным в виде дивидендов:

9% - от российских организаций  российским организациям и физическим  лицам - налоговым резидентам Российской  Федерации (ставка увеличена с 6 до 9% с 1 января 2008 г.);

15% - от российских организаций  иностранными организациями или  российскими организациями от  иностранных организаций.

По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% - по доходу в виде  процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам, по облигациям с ипотечным  покрытием, эмитированным после 1 января 2010 г.;

Информация о работе Прямые налоги в системе налогооблажения