Подоходный налог с физических и юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены основные этапы налоговой реформы;
реформирование структуры налогов;
рассмотрен подоходный налог с физических и юридических лиц.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития.
Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………5
Основные направления в реформе налоговой
системы РК и ее влияние на развитие экономики……………….15
ГЛАВА II. Реформирование структуры налогов.
Налоговые реформы и перспективы
налогового обложения…………………………………………….19
2.2. Действующая налоговая система…………………………………24
ГЛАВА III. Подоходный налог с физических и юридических лиц.
Совокупный годовой доход и вычеты
из совокупного годового дохода с юридических лиц…………..29
3.1.1. Порядок исчисления к сроку уплаты
подоходного налога юридических лиц……………………….47
3.1.2. Налоговая декларация и налоговый период……………...51
Доходы, облагаемые у источника выплаты
по индивидуальному подоходному налогу……………………..52
3.2.1. Прочие доходы……………………………………………..55
3.2.2. Декларация по индивидуальному
подоходному налогу…………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

Налоговая_система_РК.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Одним из основных критериев состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

     В настоящее время перед страной  стоит задача закрепить и развить  позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов,  налогов с  юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

     В посткризисный период проведены  и проводятся серьезные реформы  в области налогообложения.

     Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные  налоги. Налоговая система приобретает  единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

     С помощью налоговой системы можно  проводить протекционистскую экономическую  политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных  приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают основную часть государственных доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную часть бюджета.

     Налоговое воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость  порой возникает для регулирования  развития местностей с высокой концентрацией  производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и т.д.

     В основе ограничивающих мер лежит  дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта во всех странах решаются обычно через налоги.

     Роль  налоговой системы в реформе  экономики возрастает с введением  в действие части первой Налогового Кодекса.

     Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой  системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и  местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

     Одним из наиболее важных вопросов в теории налогообложения является соотношение прямых и косвенных налогов.

     При проведении любой реформы возникает  вопрос о гармоничном соотношении  прямых и косвенных налогов.

     Классификация налогов на прямые и косвенные  известна с глубокой древности. И  тогда же возникла дискуссия о целесообразности увеличения (или снижения) тех и других налогов.

     Что прямые налоги уплачивает непосредственно  сам налогоплательщик из собственных  средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный  налог и т.д.

     Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

     Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с  продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

     В конце прошлого века, пока не получил  особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных  налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

     Говоря  о позитивных и отрицательных  сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов местных предпринимателей.

     Подводя итог можно сказать, что мы ни в  коем случае не должны отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но обращаться с ними следует очень  аккуратно, как с мощным орудием  воздействия на экономические процессы. Соотношение же их на разных этапах развития должно меняться.

     В ходе налоговой реформы были приняты  прямо противоположные меры.

     Противоречивость  налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью задач, которые приходилось решать. 

2.2. Действующая налоговая  система 

     Современная налоговая система была введена  в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного  изменения действовавшей системы  была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

     Разработчики  экономических реформ по программе  МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую  экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

     Теоретически  при осуществлении перехода к  рынку можно было бы просто скопировать  налоговые законы, действующие в  странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

     Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой  налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов.

     С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

     Принятая  Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

     Казахстанская экономика становится все более  открытой для мирового бизнеса. Все  это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

     Анализ  показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

     Самым крупным недостатком нынешней налоговой  системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

     Завышенная  совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

     Другими словами, налоговая система требует  коренного реформирования. Но этого  можно добиться при условии коренного  изменения курса экономических  реформ.

     Целью экономических реформ должно стать  не разрушение экономики, а процесс  созидания, наращивание национального  богатства Казахстана, повышение  благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения  налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

     Этот  исходный посыл мог бы быть развернут  рядом конкретных положений:

  1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
  2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику
  3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы
  4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно
  5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания
  6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса
  7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.
  8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов
  9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

     В статье рассмотрена лишь часть проблем  реформирования налоговой системы  Казахстана с точки зрения повышения  эффективности казахстанской экономики  и учета мировых экономических  процессов. Но это, на мой взгляд, именно те основополагающие предложения, без реализации которых невозможно вывести страну из того тупика, в который ее завели нынешние неореформаторы.

 

ГЛАВА III. Подоходный налог с физических лиц и юридических лиц

3.1. Совокупный годовой  доход и вычеты  из совокупного  годового дохода с юридических лиц

Информация о работе Подоходный налог с физических и юридических лиц