Основы управления деятельностью налоговых органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (налоговые органы), Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (таможенные органы), государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, Министерство финансов РФ и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 41.36 Кб (Скачать)

Таким образом, в Российской Федерации  создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Но все-таки основной формой контроля налоговых органов за полнотой и  своевременностью уплаты налогоплательщиками  причитающихся налогов является налоговая проверка.

Права и обязанности органов, осуществляющих налоговый контроль, в практической работе реализуются путем проведения различных видов налоговых проверок. Цель проведения налоговых проверок заключается в осуществлении  должностными лицами органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства, а также правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка, проводимая налоговым  органом, может быть камеральной  и выездной.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для начисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, имеющихся у налоговых органов. Главное ее отличие от выездной заключается в том, что первая проводится по месту нахождения налогового органа, а вторая – по месту нахождения налогоплательщиков.

Перечислим особенности проведения камеральной проверки.

1. Массовый характер операций, осуществляемых  налоговыми органами при камеральных  проверках. При этом всегда  проверяется бухгалтерская отчетность, а также неограниченное количество  справок, расчетов, пояснительных  записок, прилагаемых к декларациям.

2. Массовый характер ошибок, допускаемых  налогоплательщиками при заполнении  деклараций и в расчетах сумм  налогов, что приводит к массовым  доначислениям налогов на весьма  значительные суммы и, следовательно,  к массовому применению налоговых  и административных санкций.

3. Жесткий срок на начисление  в карточках лицевых счетов  сумм налогов «по данным плательщика». Кроме того, срок проведения камеральной  проверки ограничен тремя месяцами  со дня представления декларации  налогоплательщиком.

4. Необходимость представления дополнительных расчетов к декларациям, составленным не по стандартной форме.

5. Обязанность плательщика подтверждать  свое право на льготы, заявленные  в декларации, первичными документами  (договорами, платежными поручениями,  выписками банков и т.д.).

Камеральная проверка имеет высокую  эффективность, поскольку и в  настоящее время остается существенным методом пополнения доходов бюджета. Конечно, в ходе ее проведения невозможно выявить все умышленные нарушения налогового законодательства в начислении налогооблагаемой базы, в ведении бухгалтерского учета налогоплательщиками.

Все перечисленные особенности  и недостатки камеральных проверок вынуждают налоговые инспекции  иметь в своем составе многочисленные отделы камеральных проверок, укомплектованные квалифицированными сотрудниками. Их потенциал мог бы использоваться более рационально, если бы они были освобождены от массовой рутинной работы.

Управление проведением камеральных  налоговых проверок предусматривает  следующие этапы: плановая подготовка к ее проверке, оформление полученных результатов, принятие управленческого  решения и контроль за его исполнением.

Камеральные налоговые проверки могут  проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое  или физическое лицо.

В отличие от них выездные налоговые  проверки могут проводиться только в отношении организаций и  индивидуальных предпринимателей.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении одного налогоплательщика по одному или  нескольким налогам по месту нахождения его юридического адреса.

Налоговый орган не вправе проводить  в течение одного календарного года две (и более) выездные налоговые  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период.

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить  ее продолжительность до трех месяцев.

Акт налоговой проверки составляется по результатам выездной налоговой  проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов, подписывается  этими лицами и руководителями проверяемой  организации либо индивидуальным предпринимателем.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа выносится соответствующее  решение, содержание которого может  состоять в следующем:

  • налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • отказ от привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как установлено в Налоговом  кодексе, после вынесения решения  о привлечении налогоплательщика  к ответственности за нарушение  налогового законодательства налоговый  орган должен обратиться в суд  с исковым заявлением о взыскании  с налогоплательщика, привлекаемого  к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой  санкции.

Виды налоговых правонарушений и соответствующие им налоговые санкции представлены в Приложении 4.

 


Информация о работе Основы управления деятельностью налоговых органов РФ