Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:04, реферат
Исследуется одно из самых актуальных явлений в налоговом праве — налоговый процесс. В ней отражены наиболее распространенные теоретико-методологические подходы к исследуемому явлению, рассмотрены научные взгляды ученых-юристов, финансистов на понятие и составляющие налогового процесса. Исходя из проведенного анализа, указывается на недостаточность разработанности понятийного аппарата и предлагается авторское научное определение налогового процесса, раскрывающее его содержание, признаки и структурные элементы. Автор отграничивает налоговый процесс от других видов юридического процесса, определяя его место в системе. Не менее актуальной является проблема разграничения налоговых процедур и налоговых производств, в связи с чем представляется наиболее удачным выделение самостоятельных производств в структуре налогового процесса.
Анализ налогового законодательства позволяет сделать однозначный вывод о том, что большинство налогово-правовых норм содержит в себе именно предписание их субъектам совершить определенные действия. Предписания эти относятся как к частным, так и публичным субъектам. Данная модель взаимоотношений выглядит вполне закономерной, поскольку государство, возлагая на граждан обязанность (предписание) уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 56 Конституции Республики Беларусь), создает и механизм обеспечения исполнения данной обязанности. В него, в частности, входят налоговые органы.
Исходя из этого, можно построить следующую схему правового регулирования налоговых правоотношений: предписание для налогоплательщиков -обязанность уплачивать установленные налоговым законодательством налоги (сборы, пошлины), стать на учет в налоговых органах, вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением (ст. 22 НК). Предписание для налоговых органов - осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной своевременной уплатой налогов (сборов, пошлин), пеней (ст. 82 НК).
Указанные положения являются прямыми регуляторами, а в качестве их обеспечения выступают дозволение и запрет. Так, в частности, права налоговых органов представляют собой дозволение, необходимое для исполнения возложенных на них предписаний, неисполнение которых налогоплательщиком влечет реализацию запрета в виде соответствующих санкций. В то же время для защиты своих интересов и недопущения произвольного ограничения права собственности плательщикам налогов предоставлены определенные права, которые в свою очередь обеспечиваются соответствующими обязанностями (предписания) должностных лиц налоговых органов (ст. 82 НК).
Деятельность налоговых органов, как и иных органов исполнительной власти, носит управленческий характер. Поэтому при правовом регулировании налоговых правоотношений используется налогово-правовой тип регулирования. В то же время указанные средства правового воздействия в административно-правовом типе регулирования могут выступать в самом различном сочетании, обеспечивая реализацию тех задач, которые ставятся при разрешении определенных ситуаций, будь то в области административных либо налоговых правоотношений. В современных условиях развития экономических отношений в зависимости от ситуации и решаемых задач все чаще при правовом регулировании конкретных налоговых правоотношений на первое место выходит как уголовно-правовой (запрет), так и гражданско-правовой (дозволение) тип регулирования.
В рамках налогового процесса основополагающим является административно-правовой тип регулирования, который находит свое закрепление в нормах налогового права. Любая норма права должна быть определенным образом реализована. При этом реализацию материальных норм обеспечивают через соответствующий тип правового регулирования нормы процессуальные.
Несмотря на то, что ряд ученых полагает необоснованным отделять налоговый процесс от административного, на наш взгляд, целесообразно его выделять в самостоятельный вид юридического процесса, обладающего особой структурой и содержанием. Вопрос об элементах налогового процесса обусловлен характером этой деятельности, которая охватывает широкий круг общественных отношений. В частности, В.Е.Кузнеченкова в качестве элементов налогового процесса выделяет налоговый правотворческий и налоговый правоохранительный процессы, в каждом из которых выделяются налоговые производства и юридические процедуры [12, с. 36].
Выделение налогового правотворческого и налогового правоохранительного процессов не отрицает единого налогового процесса, поскольку такая категория, как «налоговый процесс», а не его виды, позволяет выявить общие сходства и признаки, присущие этим разновидностям с целью совершенствования правового регулирования, как в целом налогового процесса, так и его разновидностей.
В общей теории права признано, что направлениями, в которых от имени государства действуют его органы, сферами реализации государственной власти выступают правотворчество и правоприменение. В.М.Горшенев подчеркивает, что общим критерием классификации правовых форм деятельности государства следует избрать отношение форм в действующей системе права. Это позволяет выделить деятельность, вносящую изменения в действующую систему норм права (правотворчество); деятельность по применению действующих норм и тем самым порождающую, изменяющую или прекращающую конкретные правоотношения (правоприменение). В.Е.Кузнеченкова полагает, что весь спектр налоговых правоприменительных отношений включать в налоговый процесс необоснованно. Названный процесс необходимо рассматривать в структуре механизма правового налогового регулирования как сложной системы, включающей механизмы налогового правотворчества и реализации норм налогового права [12, с. 37]. В юридической литературе правоохранительные функции выделяются в качестве отдельного элемента правоприменительного процесса. Так, В.М.Горшенев замечает, что правоприменительная деятельность имеет два основных вида: правонаделительный (правоисполнительный) и правоохранительный (юрисдикционный) [13, с. 198].
Налоговый правоохранительный процесс является урегулированной деятельностью государственных органов, направленной на обнаружение нарушений налогового законодательства, их устранение в виде принудительного исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и привлечения к ответственности, которая включает в себя и деятельность заинтересованных лиц. Государственное управление налоговыми отношениями берет свое начало на стадии налогового правотворчества, в процессе которого осуществляется выявление потребности в правовом регулировании налоговых отношений, непосредственное создание налоговых правовых норм. Принятие государственно-управленческих решений по вопросам установления, введения, изменения или отмены налогов и сборов происходит именно в этом процессе. Налоговый процесс является разновидностью правотворческого. Специфика налоговых отношений предопределяет особенности в порядке создания соответствующих нормативных актов, а также круг органов государственной власти, местного управления и самоуправления, обладающих соответствующей компетенцией.
Элементами налогового процесса выступают также налоговое производство и юридические процедуры, которые соотносятся как общее и частное: процесс - сумма производств; производство - органическая сумма процесса.
В научной литературе термин «налоговое производство» стал общеупотребимым. Однако его однозначная трактовка отсутствует. А.В.Брызгалин рассматривает налоговое производство в качестве установленного налоговым законодательством порядка исполнения налогового обязательства, определяя его как установленную законодательством совокупность приемов, способов и методов, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных лиц по исчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд [11, с. 262]. Т.Н.Макаренко выявляет следующие его признаки: определенная совокупность налогово-процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязью с соответствующими правоотношениями; потребность в использовании специальных способов и средств получения оптимальных материально-правовых результатов; необходимость закрепления, официального оформления полученных результатов в соответствующих процессуальных актах [6, с. 29].
По мнению О.А.Ногиной, налоговое производство является урегулированным нормами налогового законодательства порядком совершения процессуальных действий уполномоченными государственными органами. Этот порядок обеспечивает законное и объективное установление оснований для осуществления налоговых изъятий и решение индивидуальных дел организаций и физических лиц в отдельных сферах налоговых отношений, объединенных общностью своего содержания [7, с. 48].
В налоговом процессе выделяют следующие виды производства: по принятию налоговых нормативных правовых актов исполнительными органами (налоговый правотворческий процесс); налоговое контрольное производство; по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (налоговый правоохранительный процесс).
Налоговое производство складывается из совокупности взаимосвязанных правовых процедур. По своей сущности юридические (правовые) процедуры представляют собой особый нормативно-установленный порядок юридической деятельности, гарантируя последней правомерность и результативность и ориентируя правоприменителя на достижение определенной правовой цели. Исходя из позиции правоприменительной теории юридического процесса, представляется, что процедура является более узкой категорией по сравнению с процессом и включается в его структуру в качестве отдельного элемента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• налоговый процесс находится лишь на начальном этапе своего формирования;
• налоговому процессу присущ динамический характер;
• налоговый процесс представляет собой систему последовательно совершаемых юридически значимых действий, связанных ближайшей целью;
• элементами налогового процесса выступают: налоговый правотворческий процесс, налоговый правоохранительный процесс, производства и процедуры;
• осуществление налогового процесса всегда происходит с обязательным участием властного субъекта (реализующего различные цели государства);
• налоговый
процесс обладает юридической природой,
поскольку налоговые
• налоговый процесс представляет собой урегулированную процессуальными нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на установление правовых основ формирования налоговых доходов, обеспечение надлежащего поведения лиц по исполнению ими своих обязанностей как участников налоговых отношений, и разрешение налоговых споров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Винницкий,
Д.В. Российское налоговое
2. Бахрах, Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство / Д.Н.Бахрах // Журн. росс, права. 2000. - №9. - С. 10-15.
3. Иванова, В.Н.
Соотношение правовых
4. Карасева, М.В. Финансовое право: учебник / М.В.Карасева. - М.: Юристъ, 2006. - 592 с.
5. Гудимов, В.И. Налоговый процесс / В.И.Гудимов // Финансовое право. - 2003. - №5. - С. 23-27.
6. Макаренко, Т.Н. Налоговый процесс и налоговое производство / Т.Н. Макаренко // Финансовое право. - 2002. - №3. - С. 25-31.
7. Ногина, О.А. Налоговый контроль: вопросы теории О.А.Ногина. - СПб., 2002. - 340 с.
8. Панова, И.В.
Административно-
9. Суворов, М.А. Административно-
10. Рогачева, О.С. Особенности административно-правового статуса адвоката в производстве по делу о налоговом правонарушении / О.С.Рогачева. - Воронеж, 2001. - С. 15-17.
11. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право: учеб. пособие;под ред. А.В.Брызгалина. - М., 1997. - С. 262.
12. Кузнеченкова, В.Е. Современная концепция налоговогопроцесса / В.Е.Кузнеченкова // Государство и право. 2005. - №1. - С. 34-39.
13. Горшенев, В.М. Способы
и организационные формы
14. Карасева, М.В. Налоговый процесс - новое явление в праве / М.В.Карасева // Хозяйство и право. - 2003. - №6. -С. 53-61.