Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа
Система государственного контроля за расходами физических лиц существует во многих странах. Мировая практика показывает, что наличие такой системы способствует как предотвращению вовлечения теневых капиталов в легальный оборот, так и выявлению нарушений налогового законодательства.
В настоящее время, когда от эффективности сбора налогов зависит возможность государства хоть в какой-то мере облегчить тяжелое экономическое и финансовое положение в стране, установление государственного контроля за расходами граждан можно считать безусловно необходимой, хотя и запоздавшей мерой.
Введение
1. Нормативная база контроля над расходами физических лиц
2. Общие положения
3. Предоставление информации о сделках физических лиц
4. Действия налоговых органов при проведении контроля
5. Права и обязанности физических лиц
6. Специальная декларация
Заключение
Список использованной литературы
3. Предоставление информации о сделках физических лиц
Система налогового контроля, установленная НК РФ, основана на том, что информацию о приобретении имущества в собственность налоговые органы получают от организаций и уполномоченных лиц (это органы, осуществляющие регистрацию сделок купли-продажи недвижимости, регистрацию механических транспортных средств, лица регистрирующие сделки с ценными бумагами, нотариусы удостоверившие сделки купли – продажи культурных ценностей, уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки купли - продажи золота в слитках) осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом и регистрацию прав на это имущество не позднее 15 дней после этого. Юридические и физические лица, в зависимости от приобретаемого имущества и в обязанность которых входит подача сведений в налоговый орган, подразделяются следующим образом:
1. а) Учреждения юстиции
по государственной
б) Органы Министерства транспорта РФ, Федеральная служба воздушного транспорта России, государственные инспекции при Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, а также другие инспекции, осуществляющие госрегистрацию морских, воздушных судов и судов внутреннего плавания;
2. Органы Министерства внутренних дел РФ;
3. Юридические лица, осуществляющие
деятельность по ведению
4. Нотариусы, удостоверяющие
сделки купли-продажи
5. Юридические лица - кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с золотом.
Обязано ли лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, подавать в налоговую инспекцию cведения о приобретении ценных бумаг физическим лицом в результате совершения сделок мены, дарения и т.п. либо подавать сведения о приобретении физическим лицом ценных бумаг только в результате совершения сделок купли-продажи?
В соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ, п.5 Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество указанное в п. 2, ст. 86, 1 НК РФ, в т.ч. государственные и муниципальные бумаги.7 Под приобретением в собственность имущества понимается совершение сделки купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В соответствии со ст. 567, 568 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила купли-продажи, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены.8 При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Денежные расчеты (или расходы физического лица) при мене могут быть произведены в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными и сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право.
На основании изложенного, лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг, а также мены, если физическое лицо понесло при этом расходы.
Непредставление организацией или уполномоченным лицом информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса в виде штрафа.
4. Действия налоговых органов при проведении контроля
При получении информации о регистрации имущества и сделок с ним налоговые органы сопоставляют данные о стоимости имущества с данными о доходах физического лица, указанными в декларации о доходах за предыдущий налоговый период, а если такая декларация не подавалась, то со сведениями, указанными в справках о доходах физического лица, и другими имеющимися в налоговом органе сведениями за предыдущий налоговый период.
В пункте 1 ст. 86.3 НК РФ закреплено право налоговых органов составить акт о несоответствии расходов и доходов физического лица и в месячный срок с момента составления этого акта направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества. Однако эти действия могут совершаться лишь "если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период. Требование о даче пояснений об источниках доходов представляет собой требование о представлении специальной декларации с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества. Согласно п. 2 ст. 86.3 НК РФ, специальная декларация должна представляться в 60-дневный срок.
В качестве источников средств на приобретение имущества в специальной декларации могут быть указаны любые доходы, с которых уплачен подоходный налог, либо не подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством доходы. Они могут быть получены не только в предшествующем календарном году, но и ранее, а также в текущем налоговом периоде.
Налоговый контроль за расходами физического
лица производится уполномоченными
должностными лицами налогового органа
посредством получения и
После представления физическим лицом или его представителем в налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, должностное лицо налогового органа осуществляет проверку правильности ее заполнения, а также наличие либо отсутствие копий документов, заверенных в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в специальной декларации сведения. Налоговые органы вправе требовать от физического лица или его представителя для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.
Должностное лицо налогового органа сопоставляет данные, отраженные в специальной декларации, с данными, отраженными в декларации о доходах или справках о доходах физического лица за предыдущий налоговый период. По итогам проверки соответствия расходов доходам по данным, указанным в специальной декларации, составляется акт в произвольной форме с обязательным отражением даты и места составления акта, наименования налогового органа, фамилии, имени, отчества и должности лица, составившего акт, какое имущество, кем и когда было приобретено, где зарегистрировано, сумма, превышающая доход физического лица, сумма дохода физического лица за проверяемый период. Налоговые органы при недостаточности сведений, указанных в специальной декларации, могут дополнительно для выяснения всех обстоятельств дела выполнять действия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, проводимые в процессе осуществления налогового контроля с целью выявления сокрытого (заниженного) дохода.
Полученные в ходе
проведения налогового контроля объяснения
физических лиц, заключения специалистов
и экспертов, а также составленные
акты и иные документы подшиваются
в личное дело физического лица,
вместе с ранее поданными декларациями
о доходах или имеющимися справками о доходах. При выявлении
в процессе осуществления налогового
контроля средств, с которых физическим
лицом не был уплачен подоходный налог,
выносится решение о привлечении к налоговой
ответственности за совершение налогового
правонарушения в соответствии с Регламентом
проведения камеральных проверок налоговой
отчетности, оформления и реализации их
результатов.
При проведении налогового контроля за
расходами физического лица налоговые
органы могут взаимодействовать с другими
органами государственной власти Российской
Федерации.
5. Права и обязанности физических лиц
При получении письменного
Влечет ли административную ответственность несвоевременное представление в налоговый орган физическим лицом специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. Какая применяется ответственность за непредставление специальной декларации? Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества не является налоговой декларацией, так как не содержит основного признака - исчисленной суммы налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда , а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.9 Под декларацией о доходах в данной норме Закона понимается налоговая декларация физического лица. Таким образом, административная ответственность физического лица за непредставление специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества в законодательстве отсутствует.
В связи с тем, что, специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества не является налоговой декларацией, так как не содержит основного признака - исчисленной суммы налога, ответственность, предусмотренная статьей 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не может применяться. В данном случае применяется статья 129.1 части первой Налогового кодекса РФ о неправомерном несообщении ( несвоевременном сообщении).
Специальная декларация
представляется в шестидесятидневный
срок со дня получения требования
налогового органа о представлении
специальной декларация физическим
лицом самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, специальная декларация
может быть представлена представителем
физического лица или направлена в налоговый
орган по почте. Лицо, представляющее специальную
декларацию, вправе приложить к ней копии
документов, заверенные в установленном
законом порядке, подтверждающих указанные
в ней сведения.
По требованию налоговых органов составителем
специальной декларации или его представителем
должны быть представлены для ознакомления
подлинники документов, копии которых
были приложены к указанной декларации.
Физическое лицо вправе давать дополнительные
письменные объяснения и дополнения по
заполнению специальной декларации и
приложенным к ней документам и вправе
требовать от налоговых органов соблюдения
его прав и законных интересов, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Не стоит забывать, что налоговые органы
обязаны соблюдать законные права и интересы
физических лиц. И что существует презумпция невиновности
в совершении налогового правонарушения.
Физические лица должны знать свои права, которые закреплены в п.6 ст.108 Налогового Кодекса РФ. Согласно данной статьи лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. При этом лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Такая обязанность возложена на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности толкуются в пользу этого лица.
6. Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества
В разделе 1 "Сведения о декларанте" специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества физическое лицо указывает:
1. свои инициалы (фамилию, имя и отчество);
2. идентификационный номер
3. код налогового органа, адрес
своего постоянного места
4. документ, удостоверяющий личность, его серию и номер, кем и когда выдан;
5. дату и место рождения; а также контактные телефоны рабочий и домашний.
В разделе 2 "Сведения о приобретенном имуществе" специальной декларации отражаются сведения о приобретенном имуществе:
1. полное наименование
2. дата приобретения имущества;
3.стоимость приобретенного
В разделе 3 "Сведения об источниках
средств, израсходованных на приобретение
имущества" специальной декларации
отражаются сведения о полученных средствах,
израсходованных на приобретение имущества:
1. наименование источника получения средств,
израсходованных на приобретение имущества.
К источникам, от которых были получены
средства, израсходованные на приобретение
имущества, относятся физические и юридические
лица, от которых были получены средства,
направленные на совершение сделки по
приобретению имущества;
2. адрес местонахождения источника средств,
израсходованных на приобретение имущества.
В случаях, когда источником средств, израсходованных
на приобретение имущества, являлось юридическое
лицо, указывается полный адрес фактического
местонахождения и идентификационный
номер налогоплательщика - юридического
лица. Если же источником средств являлось
физическое лицо, то указывается полный
адрес постоянного места жительства физического
лица, в том числе и за пределами Российской
Федерации. В случаях , когда физическое
лицо , осуществляющее предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица , являлось источником средств, израсходованных
на приобретение имущества , и адрес постоянного
места жительства не известен , то указывается
фактический адрес места осуществления
предпринимательской деятельности и идентификационный
номер налогоплательщика - индивидуального
предпринимателя физического лица;
3. период получения средств , израсходованных
на приобретение имущества, выраженный
в месяце и (или) годе получения дохода;
4. вид полученных средств, израсходованных
на приобретение имущества: включает заработную
плату, различные вознаграждения и пособия,
а также имущество полученное в порядке
наследования или дарения, средства, полученные
от продажи имущества, займы, кредиты,
и другие поступления.
Суммы иностранной валюты при отсутствии
подтверждающих документов о ее продаже,
пересчитываются в рубли по курсу Центрального
банка Российской Федерации на дату совершения
сделки по приобретению имущества В конце
таблицы физическим лицом проставляется
итоговая сумма всех средств, направленных
на приобретение имущества. В представляемой
специальной декларации проставляется
количество листов прилагаемых подтверждающих
документов или их копий, дата заполнения
декларации.
Документы, прилагаемые к одной специальной
декларации, могут быть использованы при
представлении последующих специальных
деклараций лишь в том случае, если они
подтверждают наличие средств для приобретения
имущества, в отношении которого подается
специальная декларация.
Специальная декларация заполняется физическим
лицом самостоятельно от руки или машинописным
текстом. Исправления в декларации указанных
сведений, не оговоренных подписью лица,
подавшего ее, не допускаются. По желанию
лицо, представившее декларацию, может
заполнить два экземпляра специальной
декларации. Второй экземпляр специальной
декларации возвращается лицу, подавшему
декларацию с указанием на нем должности,
фамилии, инициалов и подписью работника
налогового органа при подаче декларации
в налоговом органе. Он также вправе самостоятельно
снять копию с представляемой декларации
и заверить ее подписью работника налогового
органа с указанием даты сдачи декларации.
Информация о работе Налоговый контоль за расходами физического лица