Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа
Система государственного контроля за расходами физических лиц существует во многих странах. Мировая практика показывает, что наличие такой системы способствует как предотвращению вовлечения теневых капиталов в легальный оборот, так и выявлению нарушений налогового законодательства. 
В настоящее время, когда от эффективности сбора налогов зависит возможность государства хоть в какой-то мере облегчить тяжелое экономическое и финансовое положение в стране, установление государственного контроля за расходами граждан можно считать безусловно необходимой, хотя и запоздавшей мерой.
Введение 
1.	Нормативная база контроля над расходами физических лиц 
2.	Общие положения 
3.	Предоставление информации о сделках физических лиц 
4.	Действия налоговых органов при проведении контроля 
5.	Права и обязанности физических лиц 
6.	Специальная декларация 
Заключение 
Список использованной литературы
3. Предоставление информации о сделках физических лиц
Система налогового контроля, установленная НК РФ, основана на том, что информацию о приобретении имущества в собственность налоговые органы получают от организаций и уполномоченных лиц (это органы, осуществляющие регистрацию сделок купли-продажи недвижимости, регистрацию механических транспортных средств, лица регистрирующие сделки с ценными бумагами, нотариусы удостоверившие сделки купли – продажи культурных ценностей, уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки купли - продажи золота в слитках) осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с имуществом и регистрацию прав на это имущество не позднее 15 дней после этого. Юридические и физические лица, в зависимости от приобретаемого имущества и в обязанность которых входит подача сведений в налоговый орган, подразделяются следующим образом:
1. а) Учреждения юстиции 
по государственной 
б) Органы Министерства транспорта РФ, Федеральная служба воздушного транспорта России, государственные инспекции при Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, а также другие инспекции, осуществляющие госрегистрацию морских, воздушных судов и судов внутреннего плавания;
2. Органы Министерства внутренних дел РФ;
3. Юридические лица, осуществляющие 
деятельность по ведению 
4. Нотариусы, удостоверяющие 
сделки купли-продажи 
5. Юридические лица - кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с золотом.
Обязано ли лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, подавать в налоговую инспекцию cведения о приобретении ценных бумаг физическим лицом в результате совершения сделок мены, дарения и т.п. либо подавать сведения о приобретении физическим лицом ценных бумаг только в результате совершения сделок купли-продажи?
В соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ, п.5 Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность имущество указанное в п. 2, ст. 86, 1 НК РФ, в т.ч. государственные и муниципальные бумаги.7 Под приобретением в собственность имущества понимается совершение сделки купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В соответствии со ст. 567, 568 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила купли-продажи, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены.8 При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Денежные расчеты (или расходы физического лица) при мене могут быть произведены в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными и сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право.
На основании изложенного, лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг, а также мены, если физическое лицо понесло при этом расходы.
Непредставление организацией или уполномоченным лицом информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса в виде штрафа.
4. Действия налоговых органов при проведении контроля
При получении информации о регистрации имущества и сделок с ним налоговые органы сопоставляют данные о стоимости имущества с данными о доходах физического лица, указанными в декларации о доходах за предыдущий налоговый период, а если такая декларация не подавалась, то со сведениями, указанными в справках о доходах физического лица, и другими имеющимися в налоговом органе сведениями за предыдущий налоговый период.
В пункте 1 ст. 86.3 НК РФ закреплено право налоговых органов составить акт о несоответствии расходов и доходов физического лица и в месячный срок с момента составления этого акта направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества. Однако эти действия могут совершаться лишь "если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период. Требование о даче пояснений об источниках доходов представляет собой требование о представлении специальной декларации с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества. Согласно п. 2 ст. 86.3 НК РФ, специальная декларация должна представляться в 60-дневный срок.
В качестве источников средств на приобретение имущества в специальной декларации могут быть указаны любые доходы, с которых уплачен подоходный налог, либо не подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством доходы. Они могут быть получены не только в предшествующем календарном году, но и ранее, а также в текущем налоговом периоде.
Налоговый контроль за расходами физического 
лица производится уполномоченными 
должностными лицами налогового органа 
посредством получения и 
После представления физическим лицом или его представителем в налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, должностное лицо налогового органа осуществляет проверку правильности ее заполнения, а также наличие либо отсутствие копий документов, заверенных в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в специальной декларации сведения. Налоговые органы вправе требовать от физического лица или его представителя для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.
Должностное лицо налогового органа сопоставляет данные, отраженные в специальной декларации, с данными, отраженными в декларации о доходах или справках о доходах физического лица за предыдущий налоговый период. По итогам проверки соответствия расходов доходам по данным, указанным в специальной декларации, составляется акт в произвольной форме с обязательным отражением даты и места составления акта, наименования налогового органа, фамилии, имени, отчества и должности лица, составившего акт, какое имущество, кем и когда было приобретено, где зарегистрировано, сумма, превышающая доход физического лица, сумма дохода физического лица за проверяемый период. Налоговые органы при недостаточности сведений, указанных в специальной декларации, могут дополнительно для выяснения всех обстоятельств дела выполнять действия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, проводимые в процессе осуществления налогового контроля с целью выявления сокрытого (заниженного) дохода.
Полученные в ходе 
проведения налогового контроля объяснения 
физических лиц, заключения специалистов 
и экспертов, а также составленные 
акты и иные документы подшиваются 
в личное дело физического лица, 
вместе с ранее поданными декларациями 
о доходах или имеющимися справками о доходах. При выявлении 
в процессе осуществления налогового 
контроля средств, с которых физическим 
лицом не был уплачен подоходный налог, 
выносится решение о привлечении к налоговой 
ответственности за совершение налогового 
правонарушения в соответствии с Регламентом 
проведения камеральных проверок налоговой 
отчетности, оформления и реализации их 
результатов. 
При проведении налогового контроля за 
расходами физического лица налоговые 
органы могут взаимодействовать с другими 
органами государственной власти Российской 
Федерации.
5. Права и обязанности физических лиц
При получении письменного 
Влечет ли административную ответственность несвоевременное представление в налоговый орган физическим лицом специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. Какая применяется ответственность за непредставление специальной декларации? Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества не является налоговой декларацией, так как не содержит основного признака - исчисленной суммы налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда , а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.9 Под декларацией о доходах в данной норме Закона понимается налоговая декларация физического лица. Таким образом, административная ответственность физического лица за непредставление специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества в законодательстве отсутствует.
В связи с тем, что, специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества не является налоговой декларацией, так как не содержит основного признака - исчисленной суммы налога, ответственность, предусмотренная статьей 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не может применяться. В данном случае применяется статья 129.1 части первой Налогового кодекса РФ о неправомерном несообщении ( несвоевременном сообщении).
Специальная декларация 
представляется в шестидесятидневный 
срок со дня получения требования 
налогового органа о представлении 
специальной декларация физическим 
лицом самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством 
Российской Федерации, специальная декларация 
может быть представлена представителем 
физического лица или направлена в налоговый 
орган по почте. Лицо, представляющее специальную 
декларацию, вправе приложить к ней копии 
документов, заверенные в установленном 
законом порядке, подтверждающих указанные 
в ней сведения. 
По требованию налоговых органов составителем 
специальной декларации или его представителем 
должны быть представлены для ознакомления 
подлинники документов, копии которых 
были приложены к указанной декларации. 
Физическое лицо вправе давать дополнительные 
письменные объяснения и дополнения по 
заполнению специальной декларации и 
приложенным к ней документам и вправе 
требовать от налоговых органов соблюдения 
его прав и законных интересов, предусмотренных 
законодательством Российской Федерации. 
Не стоит забывать, что налоговые органы 
обязаны соблюдать законные права и интересы 
физических лиц. И что существует презумпция невиновности 
в совершении налогового правонарушения. 
Физические лица должны знать свои права, которые закреплены в п.6 ст.108 Налогового Кодекса РФ. Согласно данной статьи лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. При этом лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Такая обязанность возложена на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности толкуются в пользу этого лица.
6. Специальная декларация об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества
В разделе 1 "Сведения о декларанте" специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества физическое лицо указывает:
1. свои инициалы (фамилию, имя и отчество);
2. идентификационный номер 
3. код налогового органа, адрес 
своего постоянного места 
4. документ, удостоверяющий личность, его серию и номер, кем и когда выдан;
5. дату и место рождения; а также контактные телефоны рабочий и домашний.
В разделе 2 "Сведения о приобретенном имуществе" специальной декларации отражаются сведения о приобретенном имуществе:
1. полное наименование 
2. дата приобретения имущества;
3.стоимость приобретенного 
В разделе 3 "Сведения об источниках 
средств, израсходованных на приобретение 
имущества" специальной декларации 
отражаются сведения о полученных средствах, 
израсходованных на приобретение имущества: 
1. наименование источника получения средств, 
израсходованных на приобретение имущества. 
К источникам, от которых были получены 
средства, израсходованные на приобретение 
имущества, относятся физические и юридические 
лица, от которых были получены средства, 
направленные на совершение сделки по 
приобретению имущества; 
2. адрес местонахождения источника средств, 
израсходованных на приобретение имущества. 
В случаях, когда источником средств, израсходованных 
на приобретение имущества, являлось юридическое 
лицо, указывается полный адрес фактического 
местонахождения и идентификационный 
номер налогоплательщика - юридического 
лица. Если же источником средств являлось 
физическое лицо, то указывается полный 
адрес постоянного места жительства физического 
лица, в том числе и за пределами Российской 
Федерации. В случаях , когда физическое 
лицо , осуществляющее предпринимательскую 
деятельность без образования юридического 
лица , являлось источником средств, израсходованных 
на приобретение имущества , и адрес постоянного 
места жительства не известен , то указывается 
фактический адрес места осуществления 
предпринимательской деятельности и идентификационный 
номер налогоплательщика - индивидуального 
предпринимателя физического лица; 
3. период получения средств , израсходованных 
на приобретение имущества, выраженный 
в месяце и (или) годе получения дохода; 
4. вид полученных средств, израсходованных 
на приобретение имущества: включает заработную 
плату, различные вознаграждения и пособия, 
а также имущество полученное в порядке 
наследования или дарения, средства, полученные 
от продажи имущества, займы, кредиты, 
и другие поступления. 
Суммы иностранной валюты при отсутствии 
подтверждающих документов о ее продаже, 
пересчитываются в рубли по курсу Центрального 
банка Российской Федерации на дату совершения 
сделки по приобретению имущества В конце 
таблицы физическим лицом проставляется 
итоговая сумма всех средств, направленных 
на приобретение имущества. В представляемой 
специальной декларации проставляется 
количество листов прилагаемых подтверждающих 
документов или их копий, дата заполнения 
декларации. 
Документы, прилагаемые к одной специальной 
декларации, могут быть использованы при 
представлении последующих специальных 
деклараций лишь в том случае, если они 
подтверждают наличие средств для приобретения 
имущества, в отношении которого подается 
специальная декларация. 
Специальная декларация заполняется физическим 
лицом самостоятельно от руки или машинописным 
текстом. Исправления в декларации указанных 
сведений, не оговоренных подписью лица, 
подавшего ее, не допускаются. По желанию 
лицо, представившее декларацию, может 
заполнить два экземпляра специальной 
декларации. Второй экземпляр специальной 
декларации возвращается лицу, подавшему 
декларацию с указанием на нем должности, 
фамилии, инициалов и подписью работника 
налогового органа при подаче декларации 
в налоговом органе. Он также вправе самостоятельно 
снять копию с представляемой декларации 
и заверить ее подписью работника налогового 
органа с указанием даты сдачи декларации.
Информация о работе Налоговый контоль за расходами физического лица