Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:13, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы показать важность налогового регулирования в российской рыночной экономике как важного экономического рычага, отразить какого рода совершаются налоговые преступления в РФ, и какую ответственность несут виновные в этом лица.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются понятие и особенности налоговых преступлений, виды налоговых преступлений и ответственность за них.
Во второй главе рассмотрен состав налогового преступления, методика раскрытия преступлений данного вида и представлена выдержки из судебной практики арбитражного суда.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы о проведённом исследовании в данной курсовой работе.
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Понятие налоговых преступлений и их особенности.
2. Виды налоговых преступлений и ответственность за них
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Налоговые преступления в судебной практике
2. Выявление налоговых преступлений
3. Методика расследования налоговых преступлений
Для выявления налоговых преступлений весьма эффективны встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции, и др.
Выбирая способ совершения налогового преступления, его субъект отдает предпочтение тем хозяйственным операциям, которые недостаточно защищены системой бухгалтерского учета. Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов.
Существуют следующие виды проверок:
1. Камеральная налоговая проверка. Она включает в себя изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение приведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение прибыли либо иных объектов налогообложения. Такая проверка дает эффект в налоговых органах, имеющих компьютерную технику, на базе которой возможен детальный анализ отчетности.
2. Выездная налоговая проверка. Это более результативный метод обнаружения признаков рассматриваемых преступлений. В ходе выездных налоговых проверок ведется углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, приведшие к минимизации налоговых платежей.
3. Формальная проверка. При такой проверке анализируют соблюдение установленной формы документа и всех его реквизитов, поскольку Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» гласит, что к учету принимаются документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такая проверка может обнаружить следующие признаки преступных действий по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов: использование в документообороте бланков ненадлежащей формы, отсутствие в них нужных реквизитов и наличие лишних. Разновидностью последних будут различные посторонние записи и пометки на документах, которые делает налоговый преступник. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся исправления, следы подчисток, дописок, а также на черновые записи.
На следующем этапе формальной проверки определяют, нет ли в документе сомнительных реквизитов, сопоставляя последние между собой. Сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов, например название организации в штампе и печати либо реквизиты данного документа с аналогичными реквизитами других. Кроме того, реквизиты сопоставляют с нормативными представлениями о безукоризненной хозяйственной деятельности организаций и частных предпринимателей без образования юридического лица. Несоответствия между реквизитами дают повод отнести документ к подозрительным.
4. Арифметическая проверка. Арифметическая проверка – это контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления и т.п. в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность.
5. Нормативная проверка. Нормативная проверка – это глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявлять правильно оформленные, но ложные, по сути, документы. Часто налоговые преступления, не вызывая противоречий в содержании конкретного документа, проявляются в виде несоответствий во взаимосвязанной учетной документации. Для их обнаружения используют такие приемы криминалистического анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль.
6. Встречная проверка. Встречная проверка – это сравнение разных экземпляров одного и того же документа, поэтому ее можно применять только к документам, оформляемым в нескольких экземплярах. Это, в частности, документы, отражающие получение или отгрузку товарно-материальных ценностей: накладные, счета-фактуры и др.
7. Метод взаимного контроля. Этот метод состоит в сопоставлении нескольких документов, прямо или опосредованно отражающих проведение интересующей хозяйственной операции. Он основан на том, что сведения о таких операциях отражаются, как правило, в нескольких коррелирующих между собой учетных документах.
8. Бухгалтерский анализ. Этот вид представляет собой системное исследование контрольных функций таких документов бухгалтерского учета, как баланс, счета и двойная запись, калькуляция и инвентаризация для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном ходе хозяйственной деятельности. Вуалирование следов уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, если оно не сопровождено подлогом первичных документов, приводит к обязательному разрыву в элементах бухгалтерского учета: либо баланс не коррелирует с данными счетов, либо записи в счетах – с первичными документами. Бухгалтерский анализ обычно применяют лица, участвующие в расследовании налоговых преступлений как специалисты или эксперты.
9. Экономический анализ. Он состоит в системном исследовании экономических показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности организаций. Он необходим для обнаружения несоответствий, которые отражают деструктивные изменения в его работе.
Типичные способы совершения налоговых преступлений, как показал анализ практики борьбы с ними, таковы:
покупка и реализация товарно-материальных ценностей за наличный
расчет без отражения этих операций в бухгалтерском учете;
сокрытие прибыли от налогообложения путем завышения в первичных
документах данных о материальных затратах;
взаиморасчеты «товар за товар» без их отражения в бухгалтерских
документах;
составление фиктивных актов о списании материалов на производство;
занижение стоимости основных средств;
завышение объема и (или) стоимости приобретенных товаров;
занижение стоимости реализованных товаров;
завышение численности работающих;
занижение выручки в главной книге, балансе и отчете о финансовых
результатах деятельности;
завышение данных о материальных затратах в отчете о финансовых
результатах и др.;
Анализ практики возбуждения уголовных дел показывает, что чаще всего признаки налоговых преступлений обнаруживают:
а) федеральные налоговые службы;
б) органы МВД и прокуратуры, расследующие уголовные дела своей подследственности.
Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой службы. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.
Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки), или искажении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.
В делах о налоговых преступлениях типичными средствами решения следственных задач считаются:
1) допросы налогового инспектора и других участников проведенной проверки;
2) допросы руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц организации, причастных к расследуемому преступлению;
3) допросы руководства предприятий-партнеров;
4) обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации;
5) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы.
По делам данной категории нужно установить следующие обстоятельства:
1. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адрес организации; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.
2. Какие объекты налогообложения сокрыты: совершено сокрытие одного или нескольких объектов, какими нормативными актами предусмотрена уплата организацией налогов с этих объектов налогообложения.
3. Способы уклонения от уплаты налогов или страховых взносов: не имеет ли данная организация особенностей учета хозяйственных операций в соответствии с принятой ею учетной политикой; совершено занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких бухгалтерских документах эти искаженные данные отражены.
4. Время совершения действий по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов: каковы сроки представления в ФНС бухгалтерских документов и уплаты налогов, какими нормативными актами должна была руководствоваться организация; когда конкретно она представила в ФНС расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты; когда были составлены бухгалтерские документы, содержащие искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо других объектах налогообложения. Если уклонение от уплаты налогов или страховых взносов совершено путем несоставления первичных документов, то когда производились хозяйственные операции, не показанные документально, и какие документы нужно было составить; в каких конкретно налоговых периодах было совершено сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов.
5. Размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какую ставку налога следовало применить по каждому сокрытому объекту; правильно ли налоговый инспектор применил ставку налога к данной хозяйственной операции и обосновано ли это ссылкой на соответствующие нормативные документы; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку платежа с сокрытых объектов; каково соотношение суммы налога, не уплаченного организацией, и минимального размера оплаты труда.
6. Субъекты преступления: кто перечислил в бюджет не весь налог или не перечислил его вовсе; кем подписаны и кем составлены расчеты налогов и документы бухгалтерской отчетности, в которых сокрыты объекты налогообложения; кем в балансовые счета и документы аналитического учета к ним внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо совершено сокрытие других объектов налогообложения; кто составил, и кто подписал первичные документы, содержащие эти искаженные данные.
7. Умысел на уклонение от уплаты налогов или страховых взносов: был ли сговор об этом между руководителями организации и составителями документов, в которых искажены данные о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах, в чем состоял интерес непосредственных исполнителей.
В следственных ситуациях, когда виновные отрицают умысел на сокрытие объектов налогообложения, нужно изучить акты предыдущих налоговых проверок и первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, аналогичные тем, при документальном оформлении которых выявлено сокрытие. Акты изучаются для выявления нарушений, сходных с обнаруженными в интересующем следствие периоде.
По уголовным делам об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организаций должны быть допрошены руководитель и главный бухгалтер либо иное лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета, вначале по вопросам, заинтересовавшим следователя после изучения акта документальной проверки и приложений к нему.
В ходе допросов нужно выяснить:
1) факты внесения в бухгалтерские документы искаженных данных об объектах налогообложения;
2) размеры сокрытия этих объектов;
3) кем составлены бухгалтерские регистры и первичные учетные документы и почему в них отражены искаженные данные о налогооблагаемых объектах;
4) правильность применения налоговым инспектором ставки налога;
5) сумма налогового платежа, причитающегося с сокрытых объектов; 6) наличие у допрашиваемых аргументов против выводов налогового
инспектора;
7) обжаловались ли выводы проверяющего в арбитражный суд, каковы результаты рассмотрения дела;
8) сроки представления бухгалтерской отчетности и расчетов по налогам в ФНС;
9) сроки перечисления налогов в бюджет;
10) кем составлены и подписаны документы бухгалтерской отчетности и расчеты по налогам;
11) умысел на сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов и др.
Допросы подозреваемых (обвиняемых) в совершении налоговых преступлений должны проводиться с учетом их роли в преступной группе, уровня профессиональной подготовки, заранее обдуманного, а значит, тщательно подготовленного и реализованного намерения уклониться от уплаты налогов или страховых взносов. Следовательно, к их допросам нужна тщательная подготовка.
Информация о работе Налоговые преступления и ответственность за них