Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:13, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы показать важность налогового регулирования в российской рыночной экономике как важного экономического рычага, отразить какого рода совершаются налоговые преступления в РФ, и какую ответственность несут виновные в этом лица.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются понятие и особенности налоговых преступлений, виды налоговых преступлений и ответственность за них.
Во второй главе рассмотрен состав налогового преступления, методика раскрытия преступлений данного вида и представлена выдержки из судебной практики арбитражного суда.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы о проведённом исследовании в данной курсовой работе.
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Понятие налоговых преступлений и их особенности.
2. Виды налоговых преступлений и ответственность за них
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Налоговые преступления в судебной практике
2. Выявление налоговых преступлений
3. Методика расследования налоговых преступлений
22
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Понятие налоговых преступлений и их особенности.
2. Виды налоговых преступлений и ответственность за них
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Налоговые преступления в судебной практике
2. Выявление налоговых преступлений
3. Методика расследования налоговых преступлений
Переход к рыночной многоукладной экономике, предполагающей широкое развитие предпринимательства, совершенствование организационных структур предприятий, многообразие форм собственности – связан с активным развитием налогового законодательства, формированием новых налоговых правоотношений. Основу бюджета государства составляют налоги и сборы. Налоги – это обязательный атрибут любого государства. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации 1993г. каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Весьма важным является обеспечение своевременного, полного и бесперебойного поступления финансовых средств в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, как от физических лиц, так и от юридических лиц (организаций).
Однако собрать установленные налоги в полном объеме пока не удается из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты и по другим причинам. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети ожидаемых налоговых поступлений в бюджет. То же можно сказать о таможенных платежах и страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.
В условиях рыночной экономики налоги служат одним из основных рычагов, посредством которого государство может регулировать социальные и экономические процессы, происходящие в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности в плане ведения бухгалтерской и статистической отчетности для целей налогообложения. Это очень важно, ибо основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления. Однако приходится констатировать весьма широкое распространение такого вида преступных посягательств, как уклонение организаций и граждан от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления). Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, что наносят все иные, вместе взятые, экономические преступления.
Цель работы заключается в том, чтобы показать важность налогового регулирования в российской рыночной экономике как важного экономического рычага, отразить какого рода совершаются налоговые преступления в РФ, и какую ответственность несут виновные в этом лица.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются понятие и особенности налоговых преступлений, виды налоговых преступлений и ответственность за них.
Во второй главе рассмотрен состав налогового преступления, методика раскрытия преступлений данного вида и представлена выдержки из судебной практики арбитражного суда.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы о проведённом исследовании в данной курсовой работе.
Налоговые преступления – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ:
уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 198 и 199 УК РФ);
нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК РФ);
воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК РФ).
Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом (НК РФ). Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.
Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.
Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.
Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.
Порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления строго регламентирован уголовно – процессуальным кодексом. По факту совершения преступления правоохранительными органами возбуждается уголовное дело, в рамках которого принимаются меры по обнаружению виновных лиц, осуществляются следственные действия по сбору и исследованию доказательств, необходимых и достаточных для применения к субъекту преступления уголовной ответственности. Такими следственными действиями являются: обыск, допрос, экспертиза, задержание, следственный эксперимент. Затем уголовное дело поступает в суд и только по приговору суда обвиняемое лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию. Если в деянии подсудимого нет состава преступления или не доказано его участие в совершении преступления, выносится оправдательный приговор. Если в процессе судебного следствия будет доказана виновность подсудимого в совершении преступления, суд выносит обвинительный приговор и назначает правонарушителю наказание. Порядок исполнения наказания регулируется нормами уголовно - исполнительного кодекса.
Налоговые преступления имеют следующие особенности:
состав преступления является материальным;
объективной стороной преступления является нарушение налогового законодательства, связанного с нанесением налогоплательщиками материального ущерба государству в форме неуплаты налогов с сокрытых или неучтенных объектов налогообложения;
субъектом налогового преступления всегда выступает только физическое лицо (предприниматель, руководитель или должностное лицо предприятия);
к уголовной ответственности субъект может быть привлечен только по решению суда.
Разновидность преступлений в сфере экономической деятельности, посягающих на финансовую систему государства – включают в себя две группы преступных деяний:
"Уклонение гражданина от уплаты налога" (ст. 198 УК);
"Уклонение от уплаты налогов с организаций" (ст. 199 УК).
В первой статье речь идет о непредставлении декларации о доходах в случаях, когда подача декларации обязательна, либо включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах (в крупном размере, т.е. когда сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ). Гражданин, ранее судимый за уклонение от уплаты налога либо совершивший преступление в особо крупном размере (свыше 500 МРОТ), может быть осужден на срок до 3 лет лишения свободы.
Во второй статье речь идет об уклонении, которое осуществляется путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенного в крупном размере, которым в данном случае признается сумма неуплаченного налога, превышающая 1 тыс. МРОТ. Неоднократное совершение этого преступления влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
К налогам не относятся отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования), которые производят юридические лица.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК, является служащий организации, в обязанности которого входит подписание представляемых в органы налоговой службы документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и обеспечения достоверности изложенных в них сведений, либо лицо, фактически выполняющее указанные действия. Фактическое выполнение обязанностей руководителя и главного бухгалтера охватывает и такие ситуации, как "посредственное причинение", при которых юридические руководители лишь выполняют указания фактического, действуя невиновно. В этих случаях фактический руководитель является исполнителем, а не соучастником преступления.
Пленум Верховного Суда РФ указал, что уголовную ответственность влечет не само непредставление (либо представление искаженных) отчетных документов в налоговые органы, а связанная с такими действиями (бездействием) фактическая неуплата налога в срок, установленный законодательством. Если полная и достоверная информация об объекте налогообложения была представлена органам налоговой службы, то фактическая неуплата налога с этого объекта не влечет уголовной ответственности по ст.198, 199 УК РФ.
Уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает 1 тыс. МРОТ по какому-либо одному из видов налогов, так и в случае, когда эта сумма складывается из нескольких различных налогов.
Нарушения налогового законодательства, допущенные по неосторожности, по УК РФ не преследуются. Работники налоговых органов, умышленно, с использованием своих служебных полномочий содействовавшие совершению преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ, несут ответственность как соучастники данных преступлений, а в соответствующих случаях – и за преступления против интересов государственной службы.
Пожалуй, неудивительно, что ст.198 и 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты налогов, относятся к числу самых востребованных в главе 22 УК РФ (преступления в сфере экономической деятельности). Тем не менее, изучение следственной практики показывает, что в процессе их применения у правоохранительных органов возникает немало сложностей при уголовно-правовой оценке тех или иных действий, содержащих признаки преступной неуплаты налогов. А опыт лекционной работы свидетельствует о том, что у предпринимателей и юристов «некриминальной» специализации возникает не меньше вопросов в сфере уголовной ответственности за налоговые преступления.
Часть 1 ст.198 УК РФ за уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, предусматривает наказание от штрафа (от 200 до 700 МРОТ), до лишения свободы на срок до двух лет.
Если то же деяние совершено в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, уклонение от уплаты таможенных платежей, либо уклонение от уплаты налогов или страховых взносов с организации, наказание существенно строже и может достигать пяти лет лишения свободы. Согласно примечанию к ст.198 УК РФ, крупный размер в случае уклонения физического лица от указанных выплат соответствует сумме 200 МРОТ, а особо крупный размер 500 МРОТ.
Ст.199 УК РФ говорит об уклонении от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно об уклонении от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенном в крупном размере (максимальная санкция - лишение свободы на срок до четырех лет). Если же преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за совершение какого-либо из упомянутых преступлений, либо неоднократно, либо в особо крупном размере, то наказание может достигать семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Для организаций крупный размер неуплаченных налогов и (или) страховых взносов составляет 1000 МРОТ, особо крупный размер – 5000 МРОТ (примечание к ст.199 УК РФ).
Информация о работе Налоговые преступления и ответственность за них