Налоговые правонарушения в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения.
Задачи работы:
1. Изучить сущность налоговый правоотношений.
2. Рассмотреть нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫЙ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2. НОРМЫ КОНСТИТУЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, РЕГУЛИРУЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

конст пр зс.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


21

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫЙ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2. НОРМЫ КОНСТИТУЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, РЕГУЛИРУЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Среди источников права любого государства конституция, или основной закон, там, где они имеются, рассматриваются как высшая форма установления и придания обязательной силы правовым нормам.

Теории права известно, что конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. При этом определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, то есть для их применения не требуется какое-либо дополнительное регулирование. Следует учитывать и то, что нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех отношений. Это относимо и на счет отрасли финансового права. Действительно, в работах ряда авторов конституция рассматривается в качестве основного источника финансового права и важнейшего регулятора соответствующих общественных отношений. Из этого в свою очередь следует, что на налоговые отношения конституция также распространяет свое нормативное действие.

Очевидно, что конституционные нормы, прежде всего, закрепляют различные принципы, в том числе и те, на которых основывается налогообложение.

Цель работы – изучить нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения.

Задачи работы:

1. Изучить сущность налоговый правоотношений.

2. Рассмотреть нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения.

 


1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫЙ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Налоговые правоотношения - вид финансового правоотношения, т. в. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, - субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими с связи с взиманием налогов.

Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с юридическими фактами - конкретными жизненными обстоятельствами, событиями. По последствиям, которые вызывают юридические факты в налоговых правоотношениях, они делятся на правообразующие (индивидуальные акты - налоговые декларации), правоизменяющиеся (рождение ребенка, отсутствие прибыли и т. п.) и правопрекращающиеся (прекращение деятельности, приносящей доход).

Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее обязательство плательщика внести в бюджет определенную сумму денежных средств в установленный срок. Юридическим содержанием налоговых правоотношений является возможность взыскания определенных денежных средств уполномоченными государством налоговыми органами и необходимость внесения этих сумм обязанными по закону субъектами - налогоплательщиками.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (НК РФ, ст. 2, п.1)[1].

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц в соответствии с п. 2 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Налоговым правоотношениям присущи свои особенности[2].

Во-первых, они возникают в процессе деятельности государства по установлению, введению и взиманию налогов, а также обеспечению налогового контроля и порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Во-вторых, налоговые правоотношения включают две группы отношений: общие и специальные. Первые возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Вторые, специальные правоотношения, возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным казначейством и т.д.

Налоговое правоотношение, как и любое правоотношение, обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.

Объект налогового правоотношения – это сам налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства[3].

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 


2. НОРМЫ КОНСТИТУЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, РЕГУЛИРУЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

О принципах налогового права, закрепляемых в текстах большинства конституций зарубежных стран, в свое время писал А.Н. Козырин[4]. Отдельными отечественными специалистами конституция определяется в качестве основного акта для развития налогового права. Конституционные основы налогообложения исследовались и в некоторых других научных трудах. Принимая во внимание определяющее значение соответствующих конституционных норм для регулирования налоговых отношений, полагаем интересным провести сравнительно-правовое исследование текстов основных законов ряда иностранных государств.

Изначально следует обозначить, что налоговая составляющая в той или иной степени присутствует в конституционных положениях практически всех стран, однако доля ее неодинакова. В конституциях одних государств прописаны лишь положения самого общего характера, имеющие отношение к налогообложению, в конституциях других - преимущественно федеративных государств - наряду с этим значительное внимание уделяется разграничению полномочий центральных властей и администраций территориальных образований в части установления и взимания налогов и сборов. Наконец, имеются и такие конституции, в которых налоговых норм достаточно много - в частности, в некоторых из основных законов определяются составы налогов и сборов и даже прописываются отдельные элементы их юридических конструкций. Рассмотрим более подробно соответствующие положения зарубежных конституций.

В конституциях многих стран содержатся положения, в которых налоги и сборы определяются в качестве основных источников доходов бюджета. Тем самым обозначается основная функция налогов - фискальная. Так, в статье 11 Конституции Кыргызской Республики определено, что доходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей. Согласно статье 133 Конституции Республики Беларусь доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений[5].

Однако, как нам представляется, соответствующий анализ прежде всего необходимо начать с анализа конституционных норм-принципов, и в первую очередь тех, которые провозглашают всеобщность налогообложения. Ранее в этой связи отмечалось, что обязанность уплаты налогов находила отражение не во всех конституциях. "Социалистические" конституции обычно не указывали среди основных обязанностей граждан обязанность уплаты налогов. Пропаганда часто подчеркивала, что в отличие от "капиталистических" стран в странах "социализма" налоги берутся в основном не с граждан, а с предприятий и что косвенные налоги отсутствуют. Наиболее показательной в этом плане являлась Конституция КНДР, в ст. 33 которой указывалось, что государство полностью ликвидирует систему налогов, являющуюся наследием старого общества.

Современная же действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах. При этом она устанавливается наряду с воинской повинностью и другими важнейшими конституционными обязанностями. На высокий уровень обязывания налогоплательщиков дополнительно указывает то, что соответствующие нормы преимущественно предусмотрены в разделах и главах, определяющих правовой статус человека и гражданина, - например, в разделе II "Личность, общество, государство" Конституции Республики Беларусь, разделе II "Человек и гражданин" Конституции Казахстана, разделе III "Права и обязанности гражданина" Конституции Кыргызской Республики, главе IV "Основные обязанности граждан" Конституции Азербайджанской Республики, главе 2 "Основные права и свободы человека и гражданина" Конституции Республики Армения, главе III "Права и обязанности народа" Конституции Японии. Лишь в отдельных конституциях соответствующие статьи расположены иначе. Так, в Конституции Грузии подобная статья обнаруживается в главе 6 "Государственные финансы и контроль".

Отдельно следует остановиться на формулировках соответствующих статей конституций. В статье 73 Конституции Азербайджанской Республики говорится о том, что выплачивать установленные законом налоги и другие государственные сборы в полном объеме и своевременно является долгом каждого. В соответствии со ст. 46 Конституции Армении каждый обязан в установленном законом порядке и размере уплачивать налоги, пошлины, производить другие обязательные платежи. В статье 35 Конституции Казахстана закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. В статье 25 Конституции Кыргызской Республики речь идет об обязанности граждан платить налоги и сборы в соответствии с законодательством.

В конституциях ряда стран установление соответствующих обязанностей обосновано необходимостью участия всех граждан в финансировании государства. Например, статья 53 Конституции Итальянской Республики гласит, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. В статье 58 Конституции Республика Молдова прописано, что граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.

Следует обратить внимание на то, что одним из постулатов налогового права является требование обязательного законодательного оформления всех учреждаемых налогов. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом - этот юридический принцип налогового права закрепляется в тексте большинства конституций зарубежных стран. Необходимость закрепления этого принципа объясняется тем, что через принятие соответствующего закона можно обеспечить принцип неприкосновенности частной собственности и заставить налогоплательщика перечислять часть своего дохода (имущества) в доход государства. Кроме того, облекая решения по вопросам налогообложения в форму закона, государственная власть тем самым пресекает попытки обсуждения их на предмет целесообразности, поскольку режим законности предполагает безусловное исполнение законов. Действительно, принцип установления налогов и сборов только законом нашел отражение в текстах практически всех зарубежных конституций. Наиболее четко он прописан в ст. 30 Конституции Японии, в которой определено: "Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом". В Конституции Азербайджанской Республики говорится о том, что никто не может быть принужден выплачивать налоги и другие государственные сборы при отсутствии предусмотренных законом оснований и сверх объема, указанного в нем. В соответствии со ст. 94 Конституции Грузии структура и порядок введения налогов и сборов устанавливаются только законом. В Конституции Греции, помимо указания на обязательное установление налогов законом, содержится также предписание определять в нем основания налогообложения. В частности, в ст. 78 прописано: "Ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение". Закон устанавливает правила, касающиеся установления налогов и условий их взимания (ст. 34 Конституции Французской Республики)[6].

Информация о работе Налоговые правонарушения в зарубежных странах