Налоговое право в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, учёные, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что « налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права»1

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.



1.1. Понятие налогового права России……………………………………5

1.2. Предмет налогового права……………………………………………6

1.3. Метод налогового права России……………………………………..8

1.4. Система налогового права России…………………………………..11

Глава 2. Налоговое право в системе Российского права. Налоговое право и бюджетное право. Налоговое право и конституционное право. Налоговое право и гражданское право. Налоговое право и административное право.



2.1. Налоговое право и бюджетное право…………………………….....13

2.2. Налоговое право и конституционное право………………………..15

2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………..…17

2.4. Налоговое право и административное право……………………....22

Заключение………………………………………………………………...24

Список использованной литературы………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Налоговое право курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и  
 
 
 

административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством21.

    Данное правило, устанавливающее приоритет налоговых норм над гражданскими, не является новым в российской юридической практике. В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 обращалось внимание, что «в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений,

следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным  правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством»22.

    В  некоторых случаях налоговые  отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательством. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды23. Следовательно, при возникновении противоречия норм налогового законодательства и ст. 855 ГК РФ

применяются правила  этой статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство в налоговых  отношениях оформляется в соответствии с 

гражданским законодательством Российской Федерации.24

    
 
 

     Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.25

      Гражданские правоотношения влекут последствия, имеющие значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются,

как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т, д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения26.

   Вместе с тем налоговые имущественные отношения существенно отличаются от имущественных гражданских. В частности, одним из

критериев, показывающих принципиальное различие названных  отраслей

законодательства, является сущность денег. В гражданских  правоотношениях деньги проявляют  свою сущность в качестве всеобщего эквивалента- универсального средства платежа и предназначены для встречного удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданского правд. В  
 

налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку являются объектом правового  регулирования. В границах налоговых  отношений деньги не предназначены  для взаимного удовлетворения имущественных интересов субъектов, а выступают только в качестве материального объекта, относительно которого реализуется фискальный суверенитет государства и посредством которого формируется часть доходов государственной (муниципальной) казны.

      Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

    Объединяющим  элементом гражданских и налоговых  отношений выступает гражданское судопроизводство, поскольку ответственность за нарушение налогового законодательства реализуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процесса.

    В  отдельных случаях за нарушение налогового законодательства возможно применение мер гражданско-правовой ответственности. Например, по договору предоставления налогового кредита (ст. 65 НК РФ) ответственность сторон может устанавливаться в виде неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой налогоплательщиком уполномоченному государственному органу в случае просрочки погашения задолженности и (или) уплаты

процентов за пользование  налоговым кредитом27. Относительно договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами гл. 23 ГК РФ. Согласно ст. 15 и 16 ГК РФ  
 

гражданско-правовая ответственность применяется в  результате предъявления физическими  лицами или организациями требований к налоговым органам о возмещении убытков вследствие необоснованного взимания экономических (финансовых) санкций28.

     Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется и в способах обеспечения исполнения налоговой обязанности. Так, на

основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве обеспечения договора налогового кредита уполномоченный орган вправе потребовать от налогоплательщика документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может обеспечиваться залогом имущества, поручительством и пеней29. Названные способы традиционно применяются в гражданском обороте и регулируются гражданским правом.       После введения в действие НК РФ отношения по обеспечению исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений, регулируемых налоговым правом. Тем самым в российской правовой системе возникли отношения, имеющие императивный характер и одновременно подпадающие под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти

отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных

отраслей законодательства. Сложившаяся ситуация не является коллизией  права, а, напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально  полно учитывать соотношение  частных и публичных интересов при  
 
 
 

формировании  доходной части государственных  или муниципальных бюджетов.

      Значительная обусловленность налогового права гражданскими правоотношениями обусловливает необходимость использования названными правовыми общностями единой (или, по крайней мере, непротиворечивой) терминологии. К сожалению, в некоторых случаях нормы налогового права либо противоречат гражданскому законодательству, либо

вводят новые  категории, не согласующиеся с гражданско-правовыми  отношениями. Если ГК РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов, это вызывает серьезные трудности в правоприменительной деятельности. Фиксирование в налоговом законодательстве терминов, не имеющих первоосновы в гражданском обороте или противоречащих ему, а также установление налоговых прав и обязанностей в отрыве от юридических последствий гражданско-правовых сделок вынуждают налогоплательщиков нарушать нормы гражданского права в целях недопущения нарушений налогового. 

                      2.4. Налоговое право и административное право.

      Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

    Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

    Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы  
 
 

регулирования административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных 

функций и задач; налоговое право предназначено  для урегулирования конфликтности  публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и

связанные с  ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

    Налоговое  право проявляет взаимосвязи  с уголовным правом. С одной  стороны, одним из объектов  уголовно-правовой охраны являются  фискальные интересы государства.  В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

    Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

        Налоговое право явление относительно новое для российского права. В науке нет устоявшегося мнения, по поводу места этой правовой категории в системе права. В частности, одни авторы рассматривают совокупность налогового законодательства как составную часть (подотрасль) финансового права, другие считают, что налоговое право сравнительно новая развивающаяся часть правовой системы.

        Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль30.

      О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует и частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

      Система налогов и сборов органично встроена в финансовую систему  
 
 
 

государства, что  предполагает общие подходы к  теоретическому осмыслению и законодательному регулированию. Несмотря на то что в 

российской системе  права финансовое право относится к некодифицированным отраслям, поскольку отсутствует единый системообразующий нормативный акт, действующее финансовое законодательство позволяет говорить о сформировавшихся группах общих правовых норм, непосредственно влияющих и на налоговые отношения. Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов общей части финансового права.

    В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Список использованной литературы.

    1. Ст. 57 Конституции РФ «Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы».
    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
    3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. № 20-П.
    4. Ст. 2 НК РФ «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах».
    5. Ст. 8 НК РФ «Понятие налога и сбора».
    6. Ст. 1 НК РФ «Законодательство РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах».
    7. Ст. 4 НК РФ «Нормативные правовые акты правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах».
    8. Ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
    9. Ст. 45 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора».
    10. Гл. 15 НК РФ « Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений».
    11. Гл. 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
    12. Ст. 855 ГК РФ «Очередность списания денежных средств со счета».

Информация о работе Налоговое право в системе Российского права