Налоговое право в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, учёные, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что « налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права»1

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.



1.1. Понятие налогового права России……………………………………5

1.2. Предмет налогового права……………………………………………6

1.3. Метод налогового права России……………………………………..8

1.4. Система налогового права России…………………………………..11

Глава 2. Налоговое право в системе Российского права. Налоговое право и бюджетное право. Налоговое право и конституционное право. Налоговое право и гражданское право. Налоговое право и административное право.



2.1. Налоговое право и бюджетное право…………………………….....13

2.2. Налоговое право и конституционное право………………………..15

2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………..…17

2.4. Налоговое право и административное право……………………....22

Заключение………………………………………………………………...24

Список использованной литературы………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Налоговое право курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       Метод налогового права – это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Методология налогового право обусловлена регулируемыми налоговыми отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной)  собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъектов, поэтому методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотношений различны: в большинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях – диспозитивность.

      Наиболее распространённым методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний, поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

Налоговый кодекс РФ не перечисляет признаки метода властных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содержание  
 
 

властности регулирования  налоговых отношений обосновывается в постановлении Конституционного Суда РФ, отметившего, что налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых  - налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику – обязанность повиновения. 8

      Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика

 следуют не  из договора, а из закона.

В налоговом  праве метод властных предписаний  является отражением финансово-правового  императивного метода, поэтому несёт  все сущностные характеристики последнего. Применительно к сфере финансовой деятельности государства метод властных предписаний имеет следующие признаки:9

- Преобладание  в финансово-правовом регулировании  позитивных обязываний. Государство,  создавая властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению.

- Метод властных  предписаний характеризуется как  императивный ( в противовес диспозитивному). Императивность финансово-правового  регулирования означает невозможность  для субъектов финансового права  и обязанности, определять их содержание, осуществлять их или распоряжаться ими.

- Конформизм  финансово-правового регулирования,  означающий необходимость для  субъектов финансовых правоотношений  действовать не по свое воле, а следовать предписаниям соответствующих актов органов  
 

государства.

- Неравенство  субъектов финансовых правоотношений, что проявляется, прежде всего  в обладании одних субъектов  финансовых правоотношений юридически  властными полномочиями по отношению  к другим субъектам. 

                   1.4. Система налогового права России.

         Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государственных норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется из взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строение. Следовательно, система налогового права – это определенная внутренняя его структура (строение, организация) , которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

        Система налогового права позволяет выявить, их  каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты , как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация. Единство юридически норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых  единством выраженной в них  государственной воли; во-вторых единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательствах; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений. В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. 
 
 
 

         Таким образом, современное налоговое право как подотрасль финансово гоправа  и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего  конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.

Вследствие чего уяснение содержания предмета налогового права позволит отграничить его  от других составных частей финансового  права и отраслей российского  права, а также определить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение налоговых отношений в самостоятельных вид общественных отношений, объективно требующих финансово-правового регулирования.

       Тем временем, задачей методологии налогового права является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового право относительно регулирования налоговых отношений. Методы осуществления налоговой деятельности являются важным составляющим элементом налогового права. Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологическом и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. 10

   
 
 

    В системе  налогового права выделяются  комплексы однородных  налогово-правовых норм, регулирующих определённые группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права  основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении  в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) 11 с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления. 

Глава 2. Налоговое право в системе Российского права. Налоговое право и бюджетное право. Налоговое право и конституционное право. Налоговое право и гражданское право. Налоговое право и административное право. 

2.1. Налоговое право и бюджетное право.

       Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

      Действительно, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Однако сказанное не означает включение налогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в  
 
 

качестве института  доходов бюджетов всех уровней. Отношения  же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения

налогового контроля, привлечения к ответственности  за нарушения налогового законодательства и т. п., не составляют предмета бюджетного

права. Предмет  налогового права только частично совпадает  с границами бюджетно-правового  регулирования. Следует согласиться, что основой разграничения налогового и бюджетного права может служить  установление

момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий

 движение  финансовых средств регулируется  бюджетным правом12.

    Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность выделения в составе правоотношений, образующих предмет финансового права, в качестве самостоятельных элементов отношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Использование законодателем в качестве приема юридической

техники кодификации  налогового законодательства не означает расширение предмета налогово-правового  регулирования и приобретение налоговым правом необходимых атрибутов самостоятельности. 
 
 
 
 
 
 

2.2. Налоговое право и конституционное право.

     Конституционное  право занимает ведущее место  в правовой системе, которое  определяется тем, что конституционное  право содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое

регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве 

любая внешняя  активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных основным законом — конституцией.

    В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

    Примечательно, что нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57)13, но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституционно значимым целям ограничения прав личности и законодательной форме введения таких ограничений.

     
 

Конституционное право оказывает влияние на налоговое  право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание  за налогами характера допустимого  ограничения прав и свобод позволило  выявить и зафиксировать в отраслевом

законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д.

      Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права, практика, деятельности которого выработала ценные правовые позиции по вопросам налогообложения. Основанные на Конституции РФ правовые позиции Конституционного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафиксированы ст. 8 НК РФ 14;

- состав законодательства о налогах и сборах15;

- состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах16;

- основные начала законодательства о налогах и сборах17; 
 
 
 
 

- механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога 18;

- общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений 19;

- виды налоговых правонарушений20.

       Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятельность Конституционного Суда РФ послужили в начале 90-х гг. основой реформирования налогового законодательства. Многие действующие нормы

НК РФ представляют собой конкретные проявления норм Конституции РФ, развитие их сущности. 

                      2.3. Налоговое право и гражданское право.

    Налоговое  право и гражданское право.  Налоговые правоотношения, будучи  формой ограничения права, частной собственности, тесно связаны с

гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом  и гражданском 

праве является предмет регулирования — имущественные отношения.

Однако имущественные  отношения разнообразны и образуют предмет не

только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

Информация о работе Налоговое право в системе Российского права