Налоговое право – система финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Система российского права включает в себя различные отрасли, отграничивающиеся друг от друга на основании двух критериев - предмета и метода правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Анализ этих общественных отношений предшествует рассмотрению вопроса о характере финансового права как самостоятельной отрасли, что позволяет понять специфику предмета и метода его правового регулирования, его системы, а также определить место в системе российского права.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие, предмет и метод налогового права 5
1.1 Понятие налогового права 5
1.2 Предмет налогового права 5
1.3 Метод налогового права 6
2 Система, принципы и источники налогового права 8
2.1 Система налогового права 8
2.2 Принципы налогового права 8
2.3 Источники налогового права 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

НП моя.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

     Общая часть налогового права включает нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие общее значение для всех видов налогов. В общую часть входят в том числе нормы, устанавливающие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов).

     Эти нормы:

     - определяют основания возникновения,  изменения и прекращения обязанностей  по уплате налогов (сборов) и  порядок их исполнения;

     - регулируют права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

     - закрепляют формы и методы  налогового контроля;

     - устанавливают ответственность  за совершение налоговых правонарушений  и порядок обжалования действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

     Кроме того, в общей части налогового права следует выделять совокупность норм, образующих во взаимодействии правовой институт «налоговый контроль и ответственность  за нарушения законодательства о  налогах».

     В особенную часть налогового права включены нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов, которые можно объединить по родовому признаку в институты налогового права, объединяющие правовые нормы, регулирующие налогообложение организаций, физических лиц и др. 

     2.2 Принципы налогового права

     Российское  налоговое право, как подотрасль финансового права, базируется на двух группах принципов (основополагающих начал):

     - общеправовых, присущих всем или большинству отраслей российского права;

     - специально-отраслевых, присущих финансовому праву в целом.

     Указанные принципы могут реализовываться  при регулировании налоговых  отношений как непосредственно, так и, приобретая специфическое содержание, обусловленное особенностями налоговых правоотношений, в связи с чем выделяется группа достаточно специфичных принципов, характеризующих налоговое право как подотрасль финансового права.

     Положения ст. 3 НК РФ устанавливают основные начала законодательства о налогах и сборах. Обращают на себя внимание следующие нормы названной статьи:

     - при установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

     - налоги и сборы не могут  иметь дискриминационного характера  и по-разному применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

     - налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

     - акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить;

     - все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов налогового  законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. 
 

     2.3 Источники налогового права

     Источник  права — это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.

     Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

     Источниками налогового права являются нормативные  правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования.

     Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

     Закон — это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным  органом государства либо населением на референдуме.

     Конституция РФ является основным законом. Федеральные  законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить. В ст.8, ст.19, ст.57, п.3 ст.71, п.4 ст.72, п.3 ст.75, ст.132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты в НК РФ, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере.

     Налоговое законодательство — это система  нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход  и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.

     Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые во избежание двойного налогообложения.

     К другим источникам налогового права  относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.

     Акты  Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через семь дней после подписания, или в иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.

     Основной  формой нормотворчества федеральных  органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

     Согласно  п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

     Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

     Нормативные акты Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативных актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых отношений, а лишь для подразделений органов, их издавших. Поскольку указанные акты определяют деятельность налоговых и других органов, осуществляемую в отношении налогоплательщиков и других обязанных лиц, ст. 137—138 НК РФ предусматривают возможность судебного обжалования налогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов налоговых органов.

     Органы  государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  также принимают нормативные  правовые акты в сфере финансов.

     Помимо  нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях

     Конституционного  Суда РФ, которые являются источниками  права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ. Однако их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют Конституции РФ.

     Кроме правовых, в правоприменительной  практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.

     Особое  место в регулировании налоговых  отношений отводится нормам, которые  устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным налоговым правом.

     В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

     Понятие «налоговое законодательство» трактуется неоднозначно. В законодательных актах о налогообложении можно встретить формулировки «законодательство о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения» и другие. Правоприменительная практика выявила проблему конкуренции различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы, регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.

     В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах и сборах в совокупности образуют:

     - законодательство РФ о налогах  и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

     - законодательство субъектов РФ  о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4

ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

     - нормативные правовые акты органов  местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.

     Таким образом, в массив законодательства о налогах и сборах не входят акты Президента РФ, Правительства РФ (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.

     На  практике это исключает применение налоговой санкции — штрафа за нарушение требований подзаконных  нормативных правовых актов.

Информация о работе Налоговое право – система финансово-правовых норм