Налоговая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

У любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны могут обернуться для организации убытками. К тому же может привести и распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана налоговой тайны, и какие меры ответственности могут быть применены к виновным в ее разглашении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации………………………………………………………………….….4-9
Глава 2.
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………………………..10-21
Глава 3.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………….22-27
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………….…29-30

Файлы: 1 файл

Налоговая тайна (2).docx

— 73.25 Кб (Скачать)

Оглавление: 

    Введение…………………………………………………………………….3

 Глава 1.

        Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации………………………………………………………………….….4-9 

Глава 2.

        Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………………………..10-21

Глава 3.

        Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………….22-27 

    Заключение…………………………………………………………………...28

    Список  использованной литературы………………………………….…29-30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

 У любой  организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках  и проектах, готовящихся рекламных  акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны  могут обернуться для организации  убытками. К тому же может привести и распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Законодательство четко определяет, с помощью каких  мер обеспечивается охрана  налоговой  тайны, и какие меры ответственности  могут быть применены к виновным в ее разглашении.

 Что такое конфиденциальная информация, определяет Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь такая информация, которая документально закреплена.

 Понятие налоговой тайны введено Налоговым  кодексом РФ (далее - НК РФ). Согласно статье 102 ПК РФ, под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органом налоговой  полиции, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом  при осуществлении налогового контроля (либо из сведений, представленных самими организациями) или при обмене информацией  между указанными органами. Режим  хранения сведений, составляющих налоговую  тайну, и доступа к ним устанавливается  Министерством РФ по налогам и  сборам. Налогоплательщик вправе требовать, чтобы налоговые органы соблюдали  порядок хранения налоговой тайны. Кроме того, налогоплательщики вправе осведомиться, какие сведения о них  имеются у налоговых органов, и ознакомиться с этими сведениями.

Глава 1.

Налоговая тайна в системе  мер защиты экономической  информации. 

     На основании п.1 ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 
2) об идентификационном номере налогоплательщика; 
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. 
      К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.   
      Статья 102 НК РФ о налоговой тайне распространяется на все налоговые органы, которые в равной степени несут ответственность за разглашение налоговой тайны. 
      В соответствии с п.1 ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а на основании п.3 ст.82 НК РФ налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.   Именно экономическая информация составляет основу информации, необходимой для налогообложения, т. е. налоговозначимой информации. Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ1.

      Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов2.         Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме нескольких видов (разновидностей) тайн, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую,

налоговую тайны и тайну страхования. Эти  тайны, принимая во внимание объединяющий их объект, можно рассматривать как смежные.

        В составе всей экономической информации специалисты выделяют микроуровневую и маркетинговую информационную систему, которая в свою очередь помимо прочего включает внутреннюю систему учета и отчетности, т. е. информацию о внутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности». Полагаем, что именно эта информация составляет основу той, которая необходима для налогообложения, во всяком случае организаций.                 Объективной реальностью является то, что воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики помимо прочего наиболее подвержена система сбора, обработки, хранения и передачи налоговой информации. Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. № ВА-3033 и БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

       Видимо, из-за наличия подобных угроз законодатели посчитали необходимым дополнить систему защиты экономической информации режимом налоговой тайны. В юридической литературе отмечается, что «во-первых, в системе российского налогового права законодательно закреплен новый правовой институт — налоговая тайна, основной целью которого является создание комплексной правовой защиты информации о налогоплательщике, полученной налоговыми органами при осуществлении своих полномочий; и, во-вторых, существенной новеллой является признание

налоговой тайны общим принципом налогообложения»3.

       Известно, что обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. В теории же налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), которые в соответствии с налоговым законом обусловливают обязанность по уплате налога. Объекты налогообложения специалисты связывают с юридическими фактами, представляющими собой правомерные действия. 4К числу таких действий, например, относятся: принятие наследства, приобретение права собственности на имущество, получение разрешения на осуществление определенных видов деятельности, реализация подакцизной продукции,

покупка наличной иностранной валюты, получение  прибыли (дохода) и др.     Указанные юридические факты могут возникать в процессе производства материальных и нематериальных благ, их обращения и потребления5. По мнению отдельных авторов, «налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случае являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные»6. Отмечается также, что источником уплаты любого налога выступает доход лица, являющийся (как правило) результатом его экономической деятельности. 7Следовательно, интересующая нас информация преимущественно носит экономический характер и в первую очередь включает в себя сведения о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также о трудовой деятельности физических лиц. При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает установление какого-либо перечня защищаемой информации, определяются лишь ее конфиденты, т. е. физические лица и организации, которым в профессиональной деятельности, по договору или на ином законном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять в тайне. В данном случае вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Подобным образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны.

     Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной

тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию.

      В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.8 То обстоятельство, что налоговозначимая информация становится достоянием служащих, позволяет рассматривать информацию, составляющую налоговую тайну, также с точки зрения ее относимости к служебной информации. Ранее, исходя из этого, мы относили сведения, составляющие налоговую тайну, к служебной тайне указанных лиц. 9 Этой точки зрения придерживаются до сих пор и некоторые другие авторы. Налоговая тайна рассматривается ими как разновидность служебной тайны. 10Однако согласиться с этим можно лишь отчасти. С правовой точки зрения тайна может рассматриваться как особый режим защиты той или иной информации. В этом смысле налоговую тайну можно определить как предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования определенной совокупности конфиденциальной информации, за нарушение которого предусматривается юридическая ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Содержание  информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники. 

       Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения. Однако при этом определено, что налоговую тайну составляют не все сведения, полученные указанными органами, а только те из них, которые касаются налогоплательщиков. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что «к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах — налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст. 102 Кодекса в отношении данных лиц следует применять аналогию».11

       Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается.

Информация о работе Налоговая тайна