Налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Оглавление

Содержание
Введение
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля
3. Пути совершенствования налоговой системы РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

123.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Налоговая система, также как и финансовая система в целом представляет собой структуру и звенья управления с их функциями, целями, задачами. Главным условием правильного функционирования налоговой системы является определение источника налоговых платежей и объекта налогообложения. Объектом налогообложения может служить не только чистый доход – ЧД (прибыль, рента, процент, зарплата, предпринимательский доход, дивиденды и т.д.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля, потребление, хозяйственный оборот, передача имущества и т.п.. Но во всех случаях, каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход.

     Своеобразная  система налогообложения на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями и была в подробности рассмотрена и изучена М.Т. Оспановым. Она формировалась с учетом, с одной стороны, его собственного теоретического опыта, национальных традиций, общественно-политических и экономических условий, с другой стороны, под влиянием торговых, хозяйственных и экономических связей казахских ханов с Россией и с соседними среднеазиатскими государствами, Бухарским, Хивинским, Кокандским ханствами, которых с Казахстаном связывали многочисленные караванные пути. Определенный отпечаток на специфику многих налоговых повинностей казахов налогами и часто возникавшие здесь феодальные междоусобицы, постоянная угроза нашествия иноземных захватчиков, из которых длительное время самым опасным были джугары.

     Так как казахи в основном занимались скотоводством и частично земледелием, то налоги они платили в основном в натуральной форме, что отражалось и на их жизненном уровне потому, что осуществляемые расчеты основывались на субъективных оценках сборщиков налогов. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота в виде налогов, казахское население попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности обложения, к росту неплатежей со стороны налогоплательщиков, накоплению хронических недоимок, что выражалось в социальной напряженности.

     Налоговая практика в истории советской  экономики имела недолгую, заметную роль в хозяйственной жизни. Первый советский бюджет был составлен  на январь-июнь 1918 г. Значительное место  в его доходах занимали налоги, которые служили орудием наступления на частную собственность. Важным средством борьбы против капиталистических элементов, использовались также чрезвычайные единовременные революционные налоги — фактически контрибуции, цель которых заключалась в изъятии денежных накоплений у капиталистических элементов города и деревни.

     В 20-х годах был введен промысловый налог, состоящий из двух сборов — патентного и уравнительного. Патентный сбор строился на дифференцированном принципе. Взимался в зависимости от местонахождения и размера предприятия. Он выполнял учетную, регистрационную функцию, а также нес фискальную нагрузку. Вторая часть промыслового налога — уравнительный сбор взимался с оборота предприятия.

     Начиная с налоговой реформы 1930-1931 гг., налоги были заменены скрытыми налогами в виде платежей, взносов и отчислений казавшихся более "социалистическими" по своему содержанию, чем содержание налоговой системы капитализма. В отношении граждан постоянно подчеркивался временный, преходящий характер налогов, которые будут отменены в историческом обозримом будущем.

     Финансовая  система НЭПа при всех ее особенностях отталкивалась от налоговой системы  дореволюционной России как исходного  пункта и воспроизводила ряд ее черт: большой удельный вес неналоговых  денежных поступлений, качественно отличные системы сельского и городского населения, доминирующая роль косвенных налогов. Сложившаяся в 20-х годах система налогообложения имела определенный податной аппарат и характеризовалась отсутствием полноты данных при определении налогоспособности различных категорий плательщиков, что и определяла примитивность способов обложения.

     В настоящее время в Республике Казахстан налоговая система включает в себя все основные виды налогов, применяющихся в развитых странах. Тем не менее сама налоговая система находится пока что в стадии становления. Налоговая система, являясь сложным социально-необходимым институтом, представляется собой весьма запутанной и недостаточно исследованной по своему влиянию на развитие экономики и отдельных ее секторов. Причин здесь несколько, одна из которых — это постоянная трансформация и изменение, что позволяет отслеживать его влияние.Исходя из высказанного, становится понятным, что налоговая система в своем развитии претерпела множество изменений. Наше общество за длительный период имело специфические финансовые отношения, вытекающие из финансовой системы общественно-экономической формации. Необходимо осмыслить, что в преобразовании основ экономических и производственных отношений особое значение имеют налоги, как основной инструмент финансовой политики. 

     1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы 

     В условиях развития рыночных отношений  налоговая система РК является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой обеспечения рыночного  эффективного финансово-кредитного механизма государственного, методом регулирования экономики.

     От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование экономики  в целом и отдельных его  секторов, отраслей. Опыт развитых капиталистических стран показывает, что система налогообложения является практически основным инструментом регулирования экономики.

     Первые  законодательные документы о  налогах и формировании рынка  были объявлены в октябре 1989 г., когда  Правительство СССР вынесло на рассмотрение Верховного Совета пакет принципиально новых к тому времени законодательных актов.

     Действовавшие ранее налоговые законы, принятые в конце 1991 г., во многом перенимали существовавшее в то время положения  союзного законодательства. Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый в то время, включал в себя 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов. Однако это был закон, родившийся в условиях приобретения независимости и исторического решения перехода экономики к рынку, четко разграничивая налоги, вносил необходимую организованность и ясность в порядок их установления с одной стороны Верховным Советом и с другой стороны местными Советами народных депутатов.

     Сформированная  в 1991-1992 гг. методически сложная и запутанная налоговая система не учитывает специфику переходной рыночной экономики, а главное непонятна широкому кругу предпринимателей.

     Величины  налогов и расходов государства  обычно сбалансированы за счет доходной и расходной частей бюджета. Причем при снижении налогов их собираемость в реальных условиях не увеличилась, как это хотелось бы. Необходимость реформирования налоговой системы в интересах государства и налогоплательщиков в тот период стала главной задачей Правительства РК. С 1 июля 1995 г. вступил Указ Президента РК, имеющего силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", ставшего крупным мероприятием на весь период построения рыночной экономики, который придал налоговой системе в республике большую открытость, четкость, ясность, отвечающие реформам в Казахстане. В нем были выражены необходимые принципы, которые нужны для успешного развития реформ. При этом:

     1. Было сокращено количество налогов  с 43 до 11 видов (в настоящее время существует 13 видов налогов).

     2. Определена стабильность налогов и правил их взимания.

     3. Был упрощен порядок расчета  с бюджетом.

     4. Проведено максимальное сокращение  льгот.

     5. Произведено устранение противоречий  между основными законодательствами.

     6. Были четко определены права и обязанности органов налоговой службы.

     7. Была определена правовая и социальная защита работников налоговой службы.

     Основными целями реформирования явились не только упрощение системы налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.

     Таким образом, в соответствии с этим указом и изменениями дополнениями к  нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные налоги и местные налоги и сборы.

     В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).

     Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство — простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

     Прямые  налоги составляют основную часть поступлений  госбюджета Казахстана. К ним относят  налог на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и налоги с населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

     Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность  и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует  иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.

     Именно  по этой причине Казахстан обратился  в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:

     1. Адекватность поступлений в бюджет, т.е. налоговые поступления должны стать достаточными для необходимого обеспечения государственных расходов по обязательствам с позиций того, чтобы налоговое давление не подавило отечественное предпринимательство, а увеличение государственных расходов не способствовало усилению инфляционных процессов.

     2. Экономическая нейтральность, которая заключается в одинаковости применения косвенных налогов ко всем формам потребления, исключая из потребления производственные нужды. При этом любой вид доходов должен облагаться прямыми налогами.

     3. Поощрение сбережений и инвестиций. Налоговая политика не должна  препятствовать росту сбережений  и инвестиций.

     4. Низкие ставки налогов. Именно  размеры ставок оказывают влияние  на негативное воздействие со  стороны участников экономических  взаимоотношений, потому что чем они ниже, тем меньше потребность "уходить" или "избегать" их.

     5. Доходчивость и простота налоговых  законов. Эта задача считается  наиболее важной по причине  возможности усиления доверия  со стороны налогоплательщиков  ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.

     Исходя  из перечисленных задач, применяемый  Налоговый Кодекс Республики Казахстан  в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.

Информация о работе Налоговая политика РК