Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия налоговой политики
2. Модели налоговой политики государства
3. Средства налоговой политики государства
4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

  В отличие  от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых  льгот для определенной части  предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых  форм государственного регулирования  экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как  ускоренная амортизация, уменьшенная  по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая  ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения  различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций. Достижение цели формирования необходимых  финансовых ресурсов для органов  власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном  законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и  муниципалитетам устанавливать  надбавки к общефедеральным налогам.

  Важным  элементом налогового механизма  являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования.

  Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

  Формирование  налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

  Безусловно, изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в  экономике, политике и идеологии  государства.  

4. Особенности налоговой политики  в Российской Федерации

  Формирование  налоговой политики России, результатом  корой стала радикальная реорганизация  налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:

  Налоговая система ведущих западных стран  является образцом эффективности и  стимулирующего воздействия на экономическое  развитие;

  При ее копировании  она окажется столь же эффективной  и стимулирующей и для российских условий;

  Конечным  итогом и целью формирования налоговой  системы России является принятие Налогового кодекса.

  Без особых раздумий, опираясь на данные убеждения, на российскую почву были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы, такие как  массовое декларирование доходов, гражданами (хотя на Западе получатели таких, как  в России, мизерных доходов не только не подают декларации, но и вообще не признаются плательщиками подоходного  налога), НДС (который в российском варианте в основном возлагается  на видимую, производящую часть бизнеса), система широкого социального обеспечения (с очень высокими ставками социальных налогов), налог на прибыль корпораций (значение которого в большинстве западных стран сейчас сознательно и целенаправленно снижается и который в ряде ведущих стран мира хотят просто отменить). В последствии в данную систему вносились отдельные корректировки, однако это не изменило ее основного назначения - массивно осуществлять перераспределение доходов, фискально карать и ограничивать базовые, "тяжелые" отрасли производства, всемерно способствовать экспорту капиталов.

  "В Российской  Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные,  региональные и местные". [8]

  В состав федеральных налогов входят: налог  на добавленную стоимость, подоходный налог физических лиц, налог с  имущества, переходящего в порядке  наследования и дарения, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, государственная  пошлина, гербовый сбор и т.д.

  К региональным налогам относят: налог на имущество  предприятий, лесной налог и др.

  Местные налоги включают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог  и ряд других налогов, вводимых местными властями с учетом своих нужд.

  Взносы  в Пенсионный и другие социальные фонды имеют общефедеральный  характер и собираются от имени соответствующих  внебюджетных фондов.

  Таким образом, по составу налогов, и размерам налоговых  ставок Россия уже достаточно близко "подтянулась" к уровню самых  передовых в этом смысле западных стран.

  В тоже время  в стране все еще не создана  полноценная рыночная экономика, и  одной из причин этого является торможение качественных изменений в налоговом  механизме. На финансовом рынке по прежнему господствует государство и его  ресурсы, а накопления частного сектора  либо хранятся дома, либо вплоть до последнего времени перетекали за рубеж. Этому  способствует, прежде всего, налоговая  политика, которая стимулирует вытеснение капиталов из производственного  сектора и не позволяет развиться  нормальному инвестиционному процессу. Между тем, хотя по своим основным параметрам и составу налогов российская система налогообложения в значительной степени следует западным моделям, в ее реальном воздействии на производственные и инвестиционные процессы преобладают более негативные, чем позитивные, моменты. [9]

  Чтобы выявить, в чем же причины такого явления, необходимо сравнить экономическую  ситуацию в России и странах Запада, обратить внимание на те черты и особенности налоговой политики в западных странах, которые, видимо, ускользнули от внимания тех, кто готовил современное налоговое законодательство.

  Во-первых, не нуждается в доказательствах  тот факт, что одни и те же виды налогов по-разному проявляют  себя в различных экономических  условиях и для разных экономических  субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс, получающий доходы в основном легальными путями - большей частью в виде заработанной платы, перечисляемой безналичным  путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стан доходы населения растут, в  них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов оправданы ситуацией  и функционально используются властями как средство "охлаждения" рынка  и сокращения избыточного спроса.

  В России значительная часть доходов имеет  криминальный или полулегальный  характер, в частном товарном обороте  велика для наличных денег, учет на большинстве предприятий отстает  от западных стандартов. При этом производственная активность в стране невысока, многие предприятия находятся в сложном  финансовом положении. Неудивительно, что налоги, которые на Западе не считаются чрезмерно обременительными, в России превращаются в угрозу экономической безопасности государства.

  Международный эксперт М. Хадсон указывает, что "советы, которые получила Россия (по реформированию налоговой системы) от Международного валютного фонда, Всемирного банка  и американских консультантов - не лучшего  свойства. Российская налоговая система  сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство. Если налоговый  кодекс закрепит эту систему, то основное бремя налогов будет вновь  возложено на простых граждан"[10]

  Во-вторых, заимствуя западные формы налогов  и режимов налогообложения, Россия исключает их них целый ряд  важнейших условий и норм. В  первую очередь:

  Принципиальное  исключение из налогообложения частных  доходов граждан в пределах, обеспечивающих их достойное существование (высокий  необлагаемый минимум);

  Фактическое исключение из налогообложения капиталов, вложенных в производство, и прибылей, реинвестируемых на цели развития предприятий;

  Поддержание максимально благоприятного налогового режима для частных инвестиций в  национальную экономику;

  Стимулирование  благотворительности как формы  альтернативного (внебюджетного) решения  различных социальных проблем, и  др.

  В России в результате последовательного  применения целого ряда налоговых изъятий, доходы среднего наемного работника  оказались урезанными на 60 - 70% сверх  уже удержанных подоходных налогов. Эта сумма слагается из платежей в социальные фонды, НДС, акцизы и  таможенные пошлины. Только в Пенсионные фонды переводиться почти 30% от выплачиваемой  заработной платы, что выглядит полным абсурдом, к примеру, для мужской  части населения страны: средняя  продолжительность жизни мужчин не достигает 60 лет, т.е. они не доживают до пенсии, за которую платят всю  жизнь. К этому следует добавить налоги на автомобили, на жилье, земельные  участки и т.д. Но еще до всех этих налогов из доходов наемных работников удерживается подоходный налог.

  Суммируя  вышесказанное можно сделать  вывод, что в России налоговая  политика по-прежнему основана на постулатах, заимствованных из прошлого периода  административно-командных методов  управления экономикой. Первый исходит  из того, что государственные инвестиции всегда заведомо эффективнее, чем частные, поэтому большая часть чистого  дохода общества должна аккумулироваться в государственном бюджете. Второй - из того, что капитал в России инвестируется и применяется  с нулевым риском и дает гарантируемый  доход, что оправдывает его налогообложение  даже в том случае, если по отчетности он не приносит дохода его собственнику. И, третий - из того, что государство  способно более эффективно заботиться о социальных нуждах личности, чем  сама личность. 

Заключение   

  Какая должна быть налоговая политика, чтобы наша страна соответствовала типу "эффективного государства"? Для того, чтобы  выйти на исходные рубежи и дать простор развитию рыночных отношений  в национальной хозяйственной системе, необходимо, во - первых, освободить от налогообложения капиталы, применяемые в производстве, а также реинвестированную в производство прибыль; во - вторых, стимулировать частные инвестиции в производство, сократив государственные инвестиции до минимума и исключив государственные инвестиции в те сферы и отрасли, которые могут быть обеспечены финансированием из частных источников (основной принцип рыночной экономики - запрет прямой конкуренции государства с частным капиталом, а вместо прямых субсидий промышленности гораздо эффективнее действуют налоговые льготы); в - третьих, создать наилучшие условия (в том числе налоговые), чтобы каждый мог самостоятельно финансировать свои социальные потребности, и только в исключительных случаях предоставлять поддержку за счет государства.

  Одним из немаловажных приоритетов налоговой  реформы является более четкое разграничение  расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новых систем финансовой поддержки регионов и финансирования федеральных мандатов. Наряду с централизацией большей части доходов расширенного бюджета должна быть осуществлена децентрализация  налоговых полномочий. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе усовершенствованной формулы, объективно определяющей налоговый  потенциал и бюджетные потребности  регионов. Упорядочивание межбюджетных отношений существенно упростит реализацию изменений в налоговой  политике. Важным вопросом в данной сфере должно стать такое преобразование механизма распределения налоговых  поступлений, которое сделало бы субъекты Федерации и местные  органы власти нейтральными по отношению  к изменению ставок различных  налогов. Это оказывается принципиальным моментом, когда речь идет о реализации любых налоговых реформ.

  Для того чтобы существенно преобразить  налоговый климат в стране необходимо решить следующие задачи:

  Снижение  общего налогового бремени в стране - по мере соответствующего сокращения обязательств государства в области  бюджетных расходов;

  Обеспечение большей справедливости российской налоговой системы по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  в различных экономических условиях;

Информация о работе Налоговая политика государства