Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия налоговой политики
2. Модели налоговой политики государства
3. Средства налоговой политики государства
4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

  В зависимости  от состояния экономики, от целей, которые  на данном этапе развития экономики  государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления  налоговой политики. Будучи составной  частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов  экономической и финансовой политики государства.

  Одной из форм налоговой политики выступает  политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает  достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и  вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как  можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что  подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику  и обществу в целом практически  никаких надежд на экономическое  развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его  развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

  Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным  расширенное воспроизводство. Экономика  страны с каждым годом все сильнее  сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

  Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее  к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более  половины причитающихся средств. При  этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом  органе, налогов вообще не платил, практически  каждый второй - налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался  по своим обязательствам с государством.

  В-третьих, массовый характер приобрела так  называемая “теневая экономика", уровень  производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным  данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы  не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и “работали" на экономику  других стран.

  Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально  возможных размерах налогового бремени  учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует  из названия, состоит в том, чтобы  обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти  в экономический кризис. [4]

  Третья  форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой  нечто среднее между первой и  второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения  как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии  значительного числа государственных  социальных программ.

  В зависимости  от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей  налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

  Налоговая стратегия направлена на решение  крупномасштабных задач, связанных  с разработкой концепции и  тенденции развития налоговой системы  страны. Налоговая стратегия тесно  увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу  и поэтому представляет собой  долговременный курс налоговой политики.

  В отличие  от налоговой стратегии налоговая  тактика направлена на достижение целей  достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

  Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.  

3. Средства налоговой политики  государства

  Формой  реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых  инструментов.

  Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как  налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство  использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования  налоговых инструментов.

  Важным  средством осуществления политики государства в области регулирования  доходов является налоговая ставка. "Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы". [5] Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

  Роль налоговой  ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных  и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и  регрессивные ставки, с помощью которых  регулируется не только уровень доходов  различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

  Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением  налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой.

  Наряду  с налоговой ставкой эффективным  средством реализации налоговой  политики являются налоговые льготы. "Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере". [6]

  Это связано  с тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может  быть предоставлено полное или частичное  освобождение от налогообложения.

  Проведению  активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные  основания предоставления налоговых  льгот, связанные с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в  мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку  они могут быть установлены в  любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской  деятельности и оно готово стимулировать  или,

  наоборот, не стимулировать определенные отрасли  экономики, регионы, виды предпринимательской  деятельности.

  Предоставляя  налогоплательщикам те или иные налоговые  льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

  Наиболее  частый объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или  частично освобождается от налогообложения  прибыль, направляемая на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаются  от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе  налогообложения ряда стран предусматривается  создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

  С помощью  налоговых льгот во многих странах  поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно технические разработки, имеющие  фундаментальное значение для дальнейшего  развития экономики, экологические  проекты, стимулируется создание новых  высокотехнологичных импортозамещающих  производств, способствующих выпуску  конкурентоспособной продукции  для мирового рынка.

  Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения  последствий экономических и  финансовых кризисов.

  Для поощрения  концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической  деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как  отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов  на определенный период получило название “налоговых каникул".

  При взимании налога на доходы или прибыль в  ряде стран практикуется отнесение  убытков текущего года на прибыль  либо доходы следующего года или следующих  лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных  налогоплательщиков, что позволяет  в рамках их баланса производить  взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые  скидки в виде возврата корпорациям  налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям  новых выпусков акций компаний и  др.

  В ряде зарубежных стран предоставляются различные  виды льгот в зависимости от формы  собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной  собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается  льготное налогообложение прибыли  государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются  в зависимости от гражданства  с целью стимулирования иностранных  инвестиций. [7]

  Использование налоговых льгот или преференций  является характерным примером прямого  воздействия на процессы регулирования  и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой  которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики  или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или  неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на 3-5 лет. Гораздо  дольше существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение  первых двух лет с момента организации  и частично - в течение двух последующих  лет. Под льготное налогообложение  во многих странах подпадает прибыль, направляемая на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. Льготами по уплате налогов нередко  имеют право пользоваться организации  инвалидов, предприятия, использующие на производстве наемный труд представителей социально уязвимых групп населения. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление налогов в течение определенного договором времени не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

Информация о работе Налоговая политика государства