Налоги и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность налогов и налоговой системы. 4
1.1. Функции налогов. 4
1.2. Классификация налогов 5
1.3. Элементы налогов и способы взимания налогов. 5
1.4. Виды налоговых ставок и налоговой системы 6
1.5. Принципы налоговой системы 7
2. Основные налоги, собираемые на территории РФ 10
2.1 Структура системы налогов 10
2.2. Виды налогов 12
2.2.1. Налог на прибыль предприятий 13
2.2.2. Налог на добавленную стоимость 15
2.2.3 Акцизы 16
2.2.4 Налог на имущество предприятия 17
2.2.5. Подоходный налог с физических лиц 17
2.2.6. Единый социальный налог (взнос) 18
3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации. 20
3.1. Недостатки налоговой системы России. 20
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России. 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Копия контрольная.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Контрольная работа по бюджетной системе РФ

«Налоги и налоговая система  РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

    Налоги  являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

    Развитие  и изменение форм    государственного    устройства    всегда    сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 
 
 
 
 
 

1. Сущность налогов и налоговой системы.

    Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Налоговая система — это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

    Экономическая сущность  налогов характеризуется  денежными отношениями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.  Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями [3].

1.1. Функции налогов.

    - фискальная  -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели;

    - стимулирующая  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных;

    - регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой;

    - распределительная и перераспределительная - при  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные;

    - социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц;

    - контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.  Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб [5].

    Регулирующую  и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер,  так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно.  Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти [3].

1.2. Классификация налогов

    По  платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

    Прямые  налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

    Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы  (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины [3].

1.3. Элементы налогов  и способы взимания  налогов.

    Налоги  вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

    1) объект налога - это имyщество или доход, подлежащие обложению;

    2) сyбъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

    3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

    4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

    5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога [6].

    Налоги  могyт взиматься следyющими способами:

    1) кодастровый - (от слова кодастр  - таблица, справочник) когда объект  налога дифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

    Примером  такого налога может слyжить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает.

    2) на основе декларации

    Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода и лицом полyчающим доход.

    Примером  может слyжить налог на прибыль.

    3) y источника

    Этот  налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога [7].

1.4. Виды налоговых  ставок и налоговой  системы

    Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.

    1. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров  дохода (например, на тонну нефти  или газа).

    2. Пропорциональные - действуют в одинаковом  процентном отношении к объекту  налога без учета дифференциации его величины.

    3. Регрессивные - средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере  роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную  сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной величины  налога при увеличении доходов.

    4. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

    В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. [8]

    Существуют  два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

    В шедyлярной налоговой  системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

    В глобальной налоговой  системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

1.5. Принципы налоговой системы

    Действующая в настоящее время в РФ система  налоговых отношений базируется на следующих принципах (законодательных началах):

    -  признание всеобщности и равенства налогообложения;

    -  при установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

    -  налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

    -  не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (однако допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ);

    -   налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными;

    -   недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

    -   не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций [7];

    -   федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или  отменяются НК РФ; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ;

    -   ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

    -   при установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке ад должен платить;

    -  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные налоги, собираемые на  территории РФ

2.1 Структура системы налогов

    Структура системы налогов и сборов повторяет  структуру бюджетной системы РФ и имеет три уровня:

    1) федеральные налоги и сборы;

    2) региональные налоги и сборы;

    3) местные налоги и сборы.

    К федеральным относятся  следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
  4. налог на операции с ценными бумагами;
  5. таможенная пошлина;
  6. отчисления на воспроизводство минирально-сырьевой базы;
  7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе за загрязнённые окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);
  8. подоходный налог с физических лиц;
  9. налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе: налог на реализацию горюче- смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;
  10. транспортный налог;
  11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  12. лицензионный сбор за право производства, розлива и хранения алкогольной продукции;
  13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;
  14. гербовый сбор;
  15. государственная пошлина;
  16. налог с имущества, переходящего в порядок наследования.

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ