Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика теоретических основ обложения налога на добавленную стоимость, с указанием плательщиков и объектов обложения налогом на добавленную стоимость, особое внимание будет уделено льготам при взимании налога на добавленную стоимость так же анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ.
История возникновения и развития НДС
Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ
Глава II. Порядок исчисления и взимания НДС в РФ.
Плательщики НДС
Освобождение плательщиков от уплаты НДС
Объекты обложения НДС
Операции, которые не являются объектом обложения НДС
Льготы, действующие при взимании НДС
Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НДС.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

При возврате налогоплательщика  к традиционной системе налогообложения с упрощенной системы налогообложения НДС, ранее принятый к вычету, но восстановленный и уплаченный в бюджет, подлежит вычету в общеустановленном порядке.

Предусмотрено только четыре случая учета НДС в стоимости товаров (работ, услуг): приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг) для операций, не подлежащих налогообложению; приобретение товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ; приобретение товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС;  приобретение товаров (работ, услуг) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно данному пункту не признаются реализацией товаров (работ, услуг): осуществление операций, связанных с образованием российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в том случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Часто организации оплачивают стоимость приобретенных товаров с рассрочкой. Этот вид сделки называется коммерческим кредитом. При оформлении такого кредита предусматривается уплата процентов за пользование кредитом. Проценты по нему увеличивают сумму кредиторской задолженности перед поставщиком и включаются в оборот, облагаемый НДС. На сумму НДС по процентам коммерческого кредита продавец должен выставить счет-фактуру. В этом случае у покупателей товаров НДС, уплаченный по процентам, подлежит вычету.

Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ и услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты производят уплату суммы НДС по месту своего нахождения. Индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, и применяющие освобождение от налогообложения операций, предусмотренное ст. 149 НК РФ, уплачивают НДС по итогам каждого налогового периода, исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Налогоплательщики (налоговые агенты), в, том числе индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислениями уплатой НДС, и освобожденные от налогообложения операций, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Доля налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, исчисляется по формуле сумма НДС • (уд. вес ФОТ + уд. вес ОПФ) • 1/2 : 100%, где сумма НДС — сумма НДС, подлежащая уплате организацией в целом; уд. вес ФОТ — удельный вес среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) по организации в целом; уд. вес ОПФ — удельный вес стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Порядок возмещения налога, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Вышеуказанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет .

В случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении данных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в их стоимости.

Таким образом, при приобретении основных средств следует определить, в каком из видов деятельности они будут использоваться. Если основное средство предназначено для использования в деятельности, не облагаемой НДС, налог возмещению не подлежит, а в составе амортизационных отчислений относится на расходы, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль. Реализация других основных средств, так же как и любая другая реализация в следующем отчетном периоде, на порядок учета сумм НДС не повлияет. Если основное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС, то налог, уплаченный при его приобретении, подлежит вычету на общих основаниях при соблюдении условий, установленных гл. 21 НК РФ. В том случае, когда приобретаются основные средства общехозяйственного назначения, которые невозможно однозначно отнести к тому или иному виду деятельности, суммы НДС, уплаченные поставщикам таких основных средств, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Если основное средство общехозяйственного назначения отражено на балансе в том отчетном периоде, когда организация осуществляла отгрузку только товаров, не облагаемых НДС, то НДС, уплаченный поставщику такого основного средства, не возмещается, а учитывается в его стоимости. Учтенный таким образом НДС дальнейшим перерасчетам в связи с новой отгрузкой не подлежит. Налоговые органы производят зачет самостоятельно. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма НДС, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате вышеуказанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот, же срок направляет это решение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат этих сумм посредством органов федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки .

 

Заключение

Данная контрольная  работа посвящена НДС, из выше перечисленного можно сделать вывод, что НДС  имеет огромное  фискальное  значение,  являясь  значительным источником  пополнения  доходов бюджета.  В то  же  время налог на  добавленную стоимость выполняет регулирующую  функцию путем воздействия на  механизм  ценообразования.  Значение  НДС для отечественной экономики сложно  переоценить. Так же хочу заострить свое внимание на том, что НДС  является  сравнительно  молодым  налогом.  Исторически  НДС  сменил сходный с ним по  характеру налог с оборота,  который взимался  многократно на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя к  потребителю.  Впоследствии  налог  с  оборота  уступил  место  налогу  на  добавленную  стоимость,  как  более  приспособленному  к  рыночным  условиям  хозяйствования.

НДС  относится  к  федеральным  налогам  и  действует  на  всей  территории  РФ. Согласно  Закону  «О  НДС»  налог представляет собой форму изъятия в бюджет части  добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой   как разница между стоимостью реализованных товаров,  работ и услуг  и   стоимостью   материальных   затрат,   отнесенных  на  издержки  производства  и  обращения.

С  появлением  НДС  в  налоговой  системе  РФ  косвенные  налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль  при  мобилизации  доходов  в  бюджет.  В  консолидированном  бюджете  РФ  поступления  от  НДС  уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же  время  в  федеральном  бюджете  РФ  налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы.

Несмотря  на  огромное  фискальное  значение  данного  налога,  нельзя  отрицать  его  регулирующее  влияние  на  экономику.  Через  механизм  обложения  НДС  и,  в  частности,  через  систему  построения  ставок   он  влияет  на  ценообразование  и  инфляцию,  так как фактически  увеличивает  цену  товара  на  сумму  налога.

Плательщиками  данного  налога  являются  юридические  лица,  осуществляющие  производственную  и  иную  коммерческую  деятельность. Объектами  обложения  по  НДС  выступают  обороты по  реализации  товаров,  работ,  услуг  на  территории  РФ,  а  также  ввозимые  товары  в  соответствии  с  режимом  импорта. Налогооблагаемая  база (облагаемый  оборот)  по  НДС -  это  количественное  выражение  объекта  налога,  она  выступает  основой  при  исчислении  суммы  налога,  подлежащего  внесению  в  бюджет.  Облагаемый  оборот,  в  отличие  от  объекта,  формируется  по  специальным  правилам.  Это  связано  со  спецификой  российского  рынка  в  переходный  период. Необходимо  отметить,  что  согласно  действующему  налоговому  законодательству,  некоторые  хозяйственные  операции,  а  следовательно,  и  возникающие  при  этом  обороты,  не  подлежат  обложению  НДС. 

При  обложении  налогом  на  добавленную  стоимость  предусматривается  широкий  спектр  налоговых  льгот,  действующих  на  всей  территории  России. Льготы  по  НДС  действуют  по  двум  направлениям.  С  одной  стороны,  являясь  косвенным  налогом,  НДС   затрагивает  прежде  всего  конечного  потребителя  товаров,  работ,  услуг,  поэтому  ослабление  налогового  бремени  с  помощью  льгот  содействует  повышению  платежеспособного  спроса  населения.  С  другой  стороны,  этот  налог  в  условиях  рынка  обеспечивает  предприятиям  повышение  конкурентоспособности  в  связи  со  снижением  цен  на  сумму  льгот. По моему мнению льготы, предоставленные по НДС, являются мощным стимулирующим орудием, воздействующим на отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы, поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано.

Необходимо  отметить,  что  для  правильного  исчисления  налога  на  добавленную  стоимость  большое  значение  имеет  корректное,  с  соблюдением  требований  налогового  законодательства  составление  расчетных  (учетных)  документов.  Все  налогоплательщики  при  реализации  товаров  (работ,  услуг),  как  облагаемых  НДС,  так  и  необлагаемых,  должны  выписывать  счета-фактуры  и  вести  книгу  продаж  и  книгу  покупок.

Налог  на  добавленную  стоимость  является  одним  из  важнейших налогов,  взимаемых при пересечении таможенной  границы РФ.

Подытожить могу лишь тем, что налог  на  добавленную стоимость  прочно  вошел  в  налоговую  систему  Российской  Федерации.  Он,  безусловно,  имеет  больше достоинств , чем   недостатков. За  шестнадцать  лет  своего  существования  он  прочно  укрепился  в  налоговой  системе  Российской  Федерации. 

 

                 Список  использованной  литературы

 

Дмитриева Н.Г. Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в  Российской Федерации. Учебник для вузов. Ростов н./Д., 2004.

Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М., 2007.

Киселевич Т.И. Практикум  по налоговым расчетам. II - издание. М., 2004.

Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. Учебное пособие. М., 2006.

Крутякова Т.Л. НДС 2008 практика исчисления. М., 2008.

Мешалкин В.К. Налоговые  споры: арбитражная практика. М., 2008.

Пансков В.Г. Налоги и  налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. VII – издание. М., 2006.  

Самуэльсон. Пол Э., Вильям, Д. Нордхаус. Экономика. XVIII- издание. М., 2007.

Скворцов О.В. Скворцова  Н.О. Налоги и налогообложение. Учебное  пособие. М., 2006.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость