Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:26, реферат
Цель данной работы: определить место и роль Налогового кодекса РФ среди источников налогового права; рассмотреть структуру налогового кодекса РФ и определить его значение в управлении налоговой системой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Налоговый кодекс в системе источников налогового права...........................4-8
Структура Налогового кодекса…....................................................................8-10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...…………………..11-12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Налоговый кодекс в системе источников
налогового права.........................
Структура Налогового кодекса…......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система государства с ее рыночными отношениями – это основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, обеспечении равновесия участников воспроизводственных процессов. Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы.
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
Цель данной работы: определить
место и роль Налогового кодекса
РФ среди источников налогового права;
рассмотреть структуру
Налоговый кодекс в системе источников налогового права
История реформирования современного налогового законодательства России - это в значительной степени история его кодификации.
В настоящее время кодифицированные акты в системе российского законодательства занимают одно из основных мест. Они выполняют роль фундамента законодательства, поскольку именно на основе их норм возникают законы и подзаконные акты. Сущность кодификации состоит в создании правотворческим путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно "отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований"1.
Кодификация как специфический
вид правотворчества
Являясь кодифицированным актом прямого действия, Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившим вектор развития налогового законодательства на годы вперед.
Разумеется, нельзя переоценивать возможности кодификации. Еще в самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России"3. Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков. Иными словами "не бывает "хороших" законов в "плохой" экономике"4. Многие просто не верили в реальность широкомасштабной кодификации в сфере налогообложения.
Однако промежуточные итоги кодификации налогового законодательства доказали ее значительные преимущества, которые, на мой взгляд, состоят в следующем:
1. Кодификация способствует
Очевидно, общие принципы и внутреннее единство налогового права делают целесообразным консолидацию всех налоговых законов в рамках единого нормативного акта. Это более удобно, прежде всего, для непосредственных участников налоговых отношений, поскольку облегчает поиск и применение налогово-правовых норм, позволяет избавиться от чрезмерного количества бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к другим нормативным актам. Ключевая идея кодификации состоит в том, чтобы сделать НК источником прямого действия, не предполагающим наличия многочисленных подзаконных актов, его конкретизирующих и дополняющих.
Отсутствие кодифицированного акта неизбежно приводит к преобладанию логических норм в системе отраслевого законодательства, где отдельные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) разбросаны по различным источникам права. Еще одним негативным моментом некодифицированного права является постоянное дублирование нормативных предписаний в актах различного уровня. "Кодификация представляет собой метод борьбы с излишним объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублированием друг друга различными его элементами". В процессе кодификации вместо множества разрозненных нормативных актов, где налоговые законы по удельному весу занимали далеко не первое место, мы получили единый нормативный акт с логически выдержанной структурой и содержанием.
На первоначальном этапе становления налогового права России, начиная с 1991 г. и вплоть до принятия НК РФ, в общем массиве источников налогового права преобладало подзаконное нормотворчество. Б.Н. Топорнин с сожалением констатировал, что "из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего двадцать законов". Помимо многочисленных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ важнейшее регулирующее значение имели ведомственные инструкции Госналогслужбы РФ, разъясняющие и дополняющие слишком общие и лаконичные налоговые законы. Такая ситуация позволяла делать выводы о том, что "основное место в системе российского налогового законодательства занимают именно нормативные акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации". Кодификация не в последнюю очередь была предпринята с целью ограничения и постепенного вытеснения ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения.
2. Важнейшим требованием,
3. Кодификация способствует унификации налогового законодательства, его определенности, единообразному пониманию и применению. Как верно заметил С.Г. Пепеляев, систематизирующий акт призван исключить неоднородность, внутренние противоречия механизма налогообложения. "Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, свести их в единую, логически цельную и согласованную систему. В частности, устранены такие недостатки существовавшей до принятия Налогового кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений"5.
4. Кодификация позволяет выстроить жесткую иерархию в построении источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов. НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В ст. 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он "первый среди равных" в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.
Закрепляя в ст. ст. 1, 3, 5 НК положение о том, что федеральные законы должны соответствовать НК РФ, законодатель, таким образом, устанавливает приоритет НК перед другими федеральными законами о налогах и сборах, независимо от момента их принятия. М.П. Кочкин верно указывает, что в соответствии с пунктом 2 ст. 1 НК РФ "в иерархии российской налоговой системы НК РФ имеет приоритет над всеми иными законодательными и нормативными актами как федеральными, так и региональными. Кроме того, прочие федеральные законы принимаются на основании НК и могут касаться только тех вопросов, которые не урегулированы им в достаточной степени"6.
Кодификация способствует
становлению и упрочению
Структура Налогового кодекса РФ
Налоговый кодекс РФ – это основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления, принятый на федеральном уровне. Он устанавливает систему налогов и сборов и общие принципы налогообложения в Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: общей и особенной (специальной). Каждая из них делится на разделы (всего 10 разделов), которые, в свою очередь, делятся на главы (всего 31 глава), состоящие из статей (398 статей).
Рассмотрим подробнее общую часть НК РФ.
Первая часть, посвященная
общим принципам
В разделе 1 говориться об общих положениях, характеризующих законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему налогов и сборов России. Налоговая система, как и в большинстве крупных развитых государств, трехзвенная и состоит из федеральных, региональных и местных налогов.
Во 2 разделе НК речь идет о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обязанностях, а также о представительстве в налоговых правоотношениях.
В 3 разделе говориться о налоговых органах и близких к ним органах государственной власти.
Раздел 4 устанавливает общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Раздел 5 определяет порядок
сдачи налоговой декларации, общие
положения о налоговом
В разделе 6 классифицируются правонарушения в сфере налогообложения, и определяется ответственность за их совершение. Этот раздел занимает особое место, так как классификация налоговых правонарушений впервые проведена в российском налоговом законодательстве.
Раздел 7 устанавливает
порядок обжалования актов
Таким образом, первая часть Налогового кодекса устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.
Вторая часть налогового кодекса, в которой подробно указываются особенности сбора каждого из налогов, действует с 1 января 2001 года. Эта часть состоит из 3 разделов (8,9,10).
В разделе 8 перечислены федеральные налоги, взимаемые в России, правила исчисления и порядок уплаты (НДС, акцизы, НДФЛ, НПО, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых), а также определены специальные налоговые режимы, действующие на территории РФ, условия их использования.
В 9 раздел включены региональные налоги и сборы, правила исчисления и порядок уплаты (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций).
Раздел 10 устанавливает правила исчисления и порядок уплаты местных налогов (земельный налог).
Информация о работе Место и роль Налогового кодекса РФ среди источников налогового права