Место и роль Налогового кодекса РФ среди источников налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: определить место и роль Налогового кодекса РФ среди источников налогового права; рассмотреть структуру налогового кодекса РФ и определить его значение в управлении налоговой системой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Налоговый кодекс в системе источников налогового права...........................4-8
Структура Налогового кодекса…....................................................................8-10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...…………………..11-12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….13

Файлы: 1 файл

реферат налоги.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Налоговый кодекс в системе источников налогового права...........................4-8

Структура Налогового кодекса…....................................................................8-10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...…………………..11-12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая система государства  с ее рыночными отношениями –  это основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, обеспечении равновесия участников воспроизводственных процессов. Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является  принципиально важным для эффективной и качественной работы.

Актуальность темы заключается  в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

Цель данной работы: определить место и роль Налогового кодекса  РФ среди источников налогового права; рассмотреть структуру налогового кодекса РФ и определить его значение в управлении налоговой системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговый кодекс в системе источников налогового права

 

История реформирования современного налогового законодательства России - это в значительной степени история его кодификации.

В настоящее время кодифицированные акты в системе российского законодательства занимают одно из основных мест. Они выполняют роль фундамента законодательства, поскольку именно на основе их норм возникают законы и подзаконные акты. Сущность кодификации состоит в создании правотворческим путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно "отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований"1.

Кодификация как специфический  вид правотворчества способствует повышению значения кодекса, который является результатом систематизирующей законодательной деятельности. "Весьма примечательно, - подчеркивает С.С. Алексеев, - что дальнейшее развитие права, придание ему во всех отношениях значения высокоразвитой, юридически совершенной правовой системы осуществляется именно через кропотливо, на научных основах, отрабатываемые кодифицированные акты"2.

Являясь кодифицированным актом прямого  действия, Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) занимает особое место среди  источников налогового права. Его главная задача - структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Кодификация налогового законодательства, начатая в 1999 году, продолжается до сих пор. Уже сегодня можно без преувеличения назвать кодификацию самым значительным и переломным этапом в истории отечественного налогообложения, определившим вектор развития налогового законодательства на годы вперед.

Разумеется, нельзя переоценивать  возможности кодификации. Еще в  самом начале этого процесса многие авторы предостерегали от неоправданной "фетишизации" кодификационной работы. А.В. Брызгалин верно заметил, что Налоговый кодекс нельзя рассматривать как "панацею от всех налоговых, бюджетных и экономических бед России"3. Некоторые специалисты указывали на преждевременность налоговой кодификации, полагая, что для этого не созрели объективные предпосылки, и что более актуальна проблема качественного совершенствования налогового законодательства при помощи установления и внедрения юридических принципов налогообложения, решения проблемы собираемости налогов, а также защиты прав и интересов налогоплательщиков. Иными словами "не бывает "хороших" законов в "плохой" экономике"4. Многие просто не верили в реальность широкомасштабной кодификации в сфере налогообложения.

Однако промежуточные итоги  кодификации налогового законодательства доказали ее значительные преимущества, которые, на мой взгляд, состоят в следующем:

1. Кодификация способствует реализации  принципа нормативно-правовой экономии: если несколько законов без ущерба для правового регулирования можно заменить одним, это следует сделать. До принятия НК РФ налоговое законодательство состояло из различных нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу. Введение в налоговую систему нового налога или сбора неизбежно означало издание отдельного закона.

Очевидно, общие принципы и внутреннее единство налогового права делают целесообразным консолидацию всех налоговых законов  в рамках единого нормативного акта. Это более удобно, прежде всего, для непосредственных участников налоговых отношений, поскольку облегчает поиск и применение налогово-правовых норм, позволяет избавиться от чрезмерного количества бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к другим нормативным актам. Ключевая идея кодификации состоит в том, чтобы сделать НК источником прямого действия, не предполагающим наличия многочисленных подзаконных актов, его конкретизирующих и дополняющих.

Отсутствие кодифицированного  акта неизбежно приводит к преобладанию логических норм в системе отраслевого законодательства, где отдельные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) разбросаны по различным источникам права. Еще одним негативным моментом некодифицированного права является постоянное дублирование нормативных предписаний в актах различного уровня. "Кодификация представляет собой метод борьбы с излишним объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублированием друг друга различными его элементами". В процессе кодификации вместо множества разрозненных нормативных актов, где налоговые законы по удельному весу занимали далеко не первое место, мы получили единый нормативный акт с логически выдержанной структурой и содержанием.

На первоначальном этапе становления  налогового права России, начиная  с 1991 г. и вплоть до принятия НК РФ, в общем массиве источников налогового права преобладало подзаконное нормотворчество. Б.Н. Топорнин с сожалением констатировал, что "из более чем тысячи правовых актов, регулирующих налоговые отношения, насчитывается всего двадцать законов". Помимо многочисленных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ важнейшее регулирующее значение имели ведомственные инструкции Госналогслужбы РФ, разъясняющие и дополняющие слишком общие и лаконичные налоговые законы. Такая ситуация позволяла делать выводы о том, что "основное место в системе российского налогового законодательства занимают именно нормативные акты Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации". Кодификация не в последнюю очередь была предпринята с целью ограничения и постепенного вытеснения ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения.

2. Важнейшим требованием, предъявляемым  как к праву в целом, так  и к отдельным его сегментам, является системность. Налоговый кодекс с самого начала воспринимался (и воспринимается) как системообразующий акт для налогового права России. Следует согласиться с мнением Д.В. Чухвичева о том, что "бессистемное нагромождение нормативных правовых актов, к тому же противоречащих друг другу, не способно быть полноценным регулятором общественных отношений и может только создать у людей антипатию к закону, стремление жить, не связывая свое поведение с его велениями". Кодификация означает, прежде всего, структурную упорядоченность нормативных актов по вопросам налогообложения, что неизмеримо повышает регулятивные возможности налогово-правовых норм.

3. Кодификация способствует унификации налогового законодательства, его определенности, единообразному пониманию и применению. Как верно заметил С.Г. Пепеляев, систематизирующий акт призван исключить неоднородность, внутренние противоречия механизма налогообложения. "Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, свести их в единую, логически цельную и согласованную систему. В частности, устранены такие недостатки существовавшей до принятия Налогового кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений"5.

4. Кодификация позволяет выстроить жесткую иерархию в построении источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов. НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В ст. 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он "первый среди равных" в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.

Закрепляя в ст. ст. 1, 3, 5 НК положение о том, что федеральные законы должны соответствовать НК РФ, законодатель, таким образом, устанавливает приоритет НК перед другими федеральными законами о налогах и сборах, независимо от момента их принятия. М.П. Кочкин верно указывает, что в соответствии с пунктом 2 ст. 1 НК РФ "в иерархии российской налоговой системы НК РФ имеет приоритет над всеми иными законодательными и нормативными актами как федеральными, так и региональными. Кроме того, прочие федеральные законы принимаются на основании НК и могут касаться только тех вопросов, которые не урегулированы им в достаточной степени"6.

Кодификация способствует становлению и упрочению налогового федерализма, поскольку дает региональным и местным законодателям четкие ориентиры налогового нормотворчества. Кроме того, наличие НК РФ укрепляет принцип единства налоговой системы Российской Федерации, логически вытекающий из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России.

 

 

Структура Налогового кодекса РФ

 

Налоговый кодекс РФ – это основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления, принятый на федеральном уровне. Он устанавливает систему налогов и сборов и общие принципы налогообложения в Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ состоит  из двух частей: общей и особенной (специальной). Каждая из них делится на разделы (всего 10 разделов), которые, в свою очередь, делятся на главы (всего 31 глава), состоящие из статей (398 статей).

Рассмотрим подробнее общую часть НК РФ.

Первая часть, посвященная  общим принципам налогообложения, вступила в силу с 1 января 1999 года. Она  включает в себя 7 разделов.

В разделе 1 говориться об общих положениях, характеризующих  законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему налогов и сборов России. Налоговая система, как и в большинстве крупных развитых государств, трехзвенная и состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Во 2 разделе НК речь идет о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обязанностях, а также о представительстве в налоговых правоотношениях.

В 3 разделе говориться о налоговых органах и близких  к ним органах государственной власти.

Раздел 4 устанавливает  общие правила исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов.

Раздел 5 определяет порядок  сдачи налоговой декларации, общие  положения о налоговом контроле, его формы и методы.

В разделе 6 классифицируются правонарушения в сфере налогообложения, и определяется ответственность  за их совершение. Этот раздел занимает особое место, так как классификация налоговых правонарушений впервые проведена в российском налоговом законодательстве.

Раздел 7 устанавливает  порядок обжалования актов налоговых  органов и действий их должностных  лиц.

Таким образом, первая часть Налогового кодекса устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Вторая часть налогового кодекса, в которой подробно указываются  особенности сбора каждого из налогов, действует с 1 января 2001 года. Эта часть состоит из 3 разделов (8,9,10).

В разделе 8 перечислены  федеральные налоги, взимаемые в  России, правила исчисления и порядок уплаты (НДС, акцизы, НДФЛ, НПО, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых), а также определены специальные налоговые режимы, действующие на территории РФ, условия их использования.

В 9 раздел включены региональные налоги и сборы, правила исчисления и порядок уплаты (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций).

Раздел 10 устанавливает  правила исчисления и порядок  уплаты местных налогов (земельный налог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Место и роль Налогового кодекса РФ среди источников налогового права