Элементы единого социального налога и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Оглавление

1. Введение. 3
2. Элементы единого социального налога и их характеристика. 5
3. Заключение. 18
4. Список использованной литературы. 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Единый социальный налог 4 курс налоги.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

     Кафедра Финансов и кредита 

     Контрольная работа по предмету «Налоги и налогообложение» 

     Вариант 37

     Элементы  единого социального налога и  их характеристика. 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнила студентка 4курса  
 
 
 
 
 
 
 

     Барнаул - 2009 
Оглавление
 

 

      1. Введение.

     Идея  введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых  взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

     До  введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.

     После принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Главой  24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

     Принципиальное  значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчило исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

     Единый  социальный налог является одним  из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков.

     Единый  социальный налог (взнос) - это налог, зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - далее фонды) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 

      2. Элементы единого  социального налога и их характеристика.

     Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет следующие элементы единого социального  налога: налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки налоговый и отчетный периоды, и т.д.

     Налогоплательщики единого социального налога подразделяются на две категории. Первая категории  – это работодатели. Они уплачивают налог за тех работников, труд которых  используют в процессе своей деятельности. К ним относятся  организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица, выступающие в качестве работодателей. Вторая категория – это индивидуальные предприниматели; адвокаты, вне связи с их деятельностью   в   качестве   работодателей;    родовые,   семейные   общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;  главы   крестья6нских   фермерских   хозяйств.  Здесь   глава крестьянского (фермерского) хозяйства может выступать как индивидуальный предприниматель, а крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При  этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут  выступать в качестве работодателя, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам.

     Если  налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

     Если  организация или индивидуальный  предприниматель переведены на уплату единого налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляют и иные виды деятельности, то они уплачивают единый социальный налог (взнос) с выплат,  производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату  единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели – от доходов, полученных от таких видов деятельности.

     В 2001 году объектами налогообложения  являлись безвозмездные выплаты, как  в денежной, так и в натуральной форме, (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками – работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или  лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

     В 2002 году порядок исчисления единого  социального налога изменился, в  связи с пенсионной реформой внесены  значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса. В частности, введен налоговый вычет, который в обязательном порядке налогоплательщик уплачивает в пенсионный фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков, внесены поправки в объект налогообложения, уточнены некоторые важные моменты формирования налоговой базы по единому социальному налогу.1

     В связи с этим,  выплаты и  иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение  работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций (индивидуальных предпринимателей) такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) в текущем отчетном (налоговом) периоде. По сравнению с порядком, действовавшем в этом отношении    до    01.01.2002   года,    данная    норма    позволяет    легче идентифицировать, какие именно выплаты (вознаграждения) не подлежат обложению  ЕСН.

     К объектам налогообложения относятся, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении  наемных работников, труд которых  используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др. 

     Объектом  налогообложения для главы крестьянского (фермерского)  хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства – работодателей  являются выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников.

     Объектом  налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства является доход  главы крестьянского  (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.

     Итак, с 1 января 2001 года взносы во внебюджетные фонды прекращают свое самостоятельное существование, но в рамках единого социального налога сохраняется их достаточная обособленность. Бюджеты по каждому из фондов, в которые зачисляется ЕСН утверждаются, как и прежде, соответствующими федеральными законами.

     Как уже было сказано, в настоящее  время сохранился только один вид  внебюджетных страховых взносов, а  именно страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы на данный вид страхования согласно статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сбор указанных страховых взносов возложен на страховщика, то есть на Фонд социального страхования Российской Федерации.

     Ниже  рассмотрим размеры ставок и порядок  уплаты единого социального налога.

     Следует отметить, что для исчисления и  уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала  налоговых ставок и ставок распределения   платежей   между   различными   фондами   в   зависимости  от величины выплаченных доходов. Для  всех категорий налогоплательщиков сохраняется   главный   принцип  регрессивного исчисления   и   уплаты – чем выше сумма  налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида налогоплательщиков. Существует порядок ведения различных расчет платежей для налогоплательщиков, занятых  в производстве (кроме производства сельскохозяйственной продукции), для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, для  налогоплательщиков: индивидуальных предпринимателей, родовых или семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, для налогоплательщиков-адвокатов.2

     Сумма единого социального налога исчисляется  и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.

     В данной дипломной работе мы рассмотрим взаимоотношения предприятия с  внебюджетными фондами социального  характера, поэтому рассмотрим ставки единого социального налога для  налогоплательщиков, занятых в производстве.

     Для налогоплательщиков – организаций, за исключением выступающих в  качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются следующие ставки:

     Таблица 1 - Расчет платежей  по уплате ЕСН для налогоплательщиков, занятых в производстве, кроме производства сельскохозяйственной продукции (НКРФ)

 
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года  
 
Федеральный бюджет

(в  т.ч. ПФР)

 
 
Фонд  социального страхования  Российской Федерации
     Фонды обязательного медицинского страхования  
 
 
ИТОГО      
 
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
 
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования      
До 280 000 рублей 20,0%      2,9%      1,1%      2,0% 26,0%      
От 280 001 рублей до 600 000 рублей 56 000 руб + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб 8120 руб + 1,0%  с суммы,

превышающей

280 000 руб.

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей

280 000 руб.

5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей

280 000 руб.

72,800 руб. +10% с суммы, превышающей

280 000 руб.

Свыше

600000 рублей

81280 руб + 2,0%*  с суммы, превышающей.

600 000 руб

11 320 рублей 5000 рублей 7200 рублей 104800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000

Информация о работе Элементы единого социального налога и их характеристика