Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Нормы, так или иначе регулирующие налоговые отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в финансовых законах и законах неналогового характера.
Систему налогового законодательства необходимо рассматривать по властно-территориальному признаку. На основе этого признака следует различать республиканские законы, законы и акты субъектов Республики Казахстан и акты местного самоуправления.
Основным нормативным актом, выступающим базой для развития не только налогового, но и других отраслей права, является Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.).
Согласно ст. 35 Конституции: «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого». Из данного положения вытекают два важнейших юридических положения отечественного налогообложения: всеобщность налогообложения, а также законность установления и введения налоговых платежей [15, c. 119].
Ведущее место в системе налогового законодательства занимает Налоговый кодекс Республики Казахстан.
Законы Республики Казахстан, регулирующие налоговые правоотношения, по своему содержанию неоднородны. Эта составная часть налогового законодательства состоит из законов общего действия и законов о конкретных налогах.
Помимо Налогового кодекса, в состав налогового законодательства Республики Казахстан включаются также нормативные правовые акты, принятие которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Вследствие своего предназначения такие акты будут носить характер подзаконных (они должны издаваться на основе, во исполнение и в строгом соответствии с Налоговым кодексом). Принятие таких актов осуществляется в соответствии с общими требованиями Закона РК «О нормативных правовых актах», предъявляемыми к порядку и форме издания подзаконных нормативных правовых актов.
Возможность принятия специальных
нормативных правовых актов по вопросам
налогообложения и
При этом следует иметь в виду, что и государственные органы вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения только в пределах предоставленных им законодательством Республики Казахстан полномочий. При этом делегированные уполномоченным государственным органам полномочия в своем объеме и содержании не могут быть больше и шире, чем те которые есть у самого законодателя. Другими словами, государственные органы при принятии нормативных правовых актов по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, должны делать это только в порядке делегированного нормотворчества в строгом соответствии с предоставленными им полномочиями и не в противоречии с нормами Конституции РК, нормативных постановлений Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Налогового кодекса.
Учитывая прямое действие норм Налогового кодекса, все издаваемые на его основе подзаконные нормативные правовые акты призваны в порядке делегированного нормотворчества либо установить отдельные элементы налогообложения (как, например, налоговые ставки), либо утвердить формы указанных в Налоговом кодексе документов (как, например, формы уведомлений), либо утвердить порядок (процедуры) совершения тел или иных однотипных действий (как, например, порядок постановки и снятия с учета по НДС).
В качестве уполномоченных на издание нормативных правовых актов по вопросам налогообложения органов Налоговый кодекс в соответствующих отсылочных нормах своих статей указывает на Правительство РК, уполномоченный государственный орган и местные представительные органы. И только в единственном случае, предусмотренном п. 2 ст. 511 Налогового кодекса, правом на принятие нормативного правового акта по вопросам налогообложения наделено Министерство иностранных дел РК, которое вправе в пределах установленных Правительством РК базовых ставок консульских сборов устанавливать конкретные размеры ставок.
Правительство РК издает нормативные правовые акты по вопросам налогообложения в форме постановлений в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, в порядке делегированного нормотворчества с целью определения или дальнейшего развития отдельных положений Налогового кодекса. Так, в частности, Правительству РК по Налоговому кодексу делегированы полномочия [6, c. 88]:
1) по установлению
перечня международных и
2) по определению
3) по утверждению перечня информации, которую налоговые органы вправе получать от налогоплательщика в виде электронных документов (п/п. 8) п. 1 ст. 16 Налогового кодекса);
4) по определению порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов под залог имущества налогоплательщика и гарантию банка (п. 5 ст. 41 Налогового кодекса);
5) по определению порядка
проведения
6) по установлению норм суточных, выплачиваемых за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, (п/п. 4) п. 1 ст. 93 Налогового кодекса);
7) по установлению норм представительских расходов, относимых на вычеты (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса);
8) по определению перечня государств с льготным налогообложением (п. 2 ст. 130 Налогового кодекса);
9) по утверждению перечня товаров и услуг в сфере медицинской и ветеринарной деятельности, освобождаемых от НДС (п. 2 ст. 232 Налогового кодекса);
10) по утверждению норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами (п/п. 2) п. 1 ст. 234 Налогового кодекса);
11) по определению порядка
импорта товаров, за
12) по утверждению перечня
лекарственных средств, в том
числе лекарств-субстанций; изделий
медицинского (ветеринарного) назначения,
включая протезно-
13) по определению порядка освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров (п. 2 ст. 234 Налогового кодекса);
14) по определению порядка отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате поставщикам товаров, импортируемых в Республику Казахстан, в отношении которых в соответствии с международным договором применяется иной порядок налогообложения экспорта и импорта товаров (п. 3 ст. 235 Налогового кодекса);
15) по определению перечня товаров, уплата НДС на импорт по которым производится методом зачета (п. 1 ст. 250 Налогового кодекса);
16) по утверждению ставок акцизов на подакцизные товары (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса);
17) по установлению
максимального и минимального
пределов базовой ставки
18) по утверждению норм импорта физическими лицами подакцизных товаров, не облагаемых акцизами (п. 1 ст. 278 Налогового кодекса);
19) по установлению
размеров отчислений за
20) по определению порядка
и сроков проведения
21) по определению стартовых
размеров подписных бонусов на
основе расчета с учетом
22) по определению порядка взимания налога на земли, предоставленные для нужд обороны (п. 10 ст. 339 Налогового кодекса);
23) по установлению
перечня специализированной
24) по установлению нормативов потребности плательщиков единого земельного налога в транспортных средствах, в пределах которых они не являются плательщиками налога на транспортные средства (п/п. 1) п. 2 ст. 345 Налогового кодекса);
25) по установлению нормативов потребности плательщиков единого земельного налога в имуществе, в пределах которых они не являются плательщиками налога на имущество (п/п. 1) п. 4 ст. 351 Налогового кодекса);
26) по установлению порядка определения стоимости объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц и определению уполномоченного органа по установлению стоимости объектов налогообложения (п. 1 ст. 364 Налогового кодекса);
27) по установлению
нормативов потребности
28) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса);
29) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 403 Налогового кодекса);
30) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 406 Налогового кодекса);
31) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (п. 1. ст. 409 Налогового кодекса);
32) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов (п. 1. ст. 412 Налогового кодекса);
33) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов (п. 1. ст. 415 Налогового кодекса);
34) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна (п. 1 ст. 415-3 Налогового кодекса);
35) по установлению
ставок сбора за государственну
36) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию лекарственных средств (ст. 421 Налогового кодекса);
37) по установлению ставок сбора за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав (п. 1 ст. 422-3 Налогового кодекса);
38) по установлению
ставок сбора за проезд
39) по установлению ставок лицензионного сбора (п. 1 ст. 440 Налогового кодекса);
40) по установлению ставок сбора за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям (ст. 443 Налогового кодекса);
41) по определению перечня ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства (п. 4 ст. 466 Налогового кодекса);
42) по установлению платы за пользование редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и определению перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (п. 6 ст. 466 Налогового кодекса);
43) по установлению ставок платы за пользование животным миром (ст. 468 Налогового кодекса);
44) по установлению базовых ставок по плате за древесину, отпускаемую на корню (п. 2. ст. 473 Налогового кодекса);
45) по установлению порядка исчисления и сроков внесения в бюджет платы за лесные пользования (п. 1 ст. 474 Налогового кодекса);
46) по установлению ставок платы за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения (п. 1 ст. 477 Налогового кодекса);
Информация о работе Источники налогового права Республики Казахстан