Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Понятие, предмет,
система и источники
1.2 История развития
налогового законодательства
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс
Республики Казахстан –
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
</h3>
<h4>ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В течение последних
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов. Практика показывает, что иногда эти разъяснения предназначены для конкретных налогоплательщиков, а иногда считаются подходящими для неопределенного круга лиц и впоследствии публикуются в различных печатных и электронных изданиях, оказывая существенное влияние на действия и решения хозяйствующих субъектов, связанные с порядком исчисления и уплатой налогов. Представляется, что в рамках теории источников налогового права эта проблематика не может быть проигнорирована.
С учетом отмеченных обстоятельств исследование теоретических и практических вопросов становления системы источников налогового права Республики Казахстан представляется не только актуальным, но и необходимым.
Цели данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Республики Казахстан, исследование классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Объектом исследования являются теоретические основы формирования источников налогового права, а также характеристика источников налогового права республики Казахстан.
Предметом исследования курсовой работы является понятие, предмет, система, источники и классификация налогового права, а также Налоговый кодекс Республики Казахстан, как основной источник налогового права.
Методологической основой
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. </h4>
Налоговое право выступает в двух качествах: как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под налоговым правом понимается совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Нормы налогового права указывают, какие в государстве взимаются налоги, кто их уплачивает, какие органы взимают их и осуществляют контроль за своевременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под налоговым правом следует понимать и тот правовой порядок, который создается в результате реализации налогово-правовых норм. Нормы налогового права определяют поведение соответствующих субъектов и устанавливают ответственность [12, c. 44].</h4>
Наука налогового права анализирует налогово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука налогового права не регулирует общественные отношения и не определяет поведение субъектов, она изучает основные налогово-правовые категории и налогово-правовые нормы, способствует их разработке и совершенствует налоговое законодательство путем разработки рекомендаций.
Налоговое право – это система юридических норм, устанавливающих определенный порядок в государстве. Наука налогового права – это система знаний в области налогового права, дисциплина, которая предназначена для разработки специалистами и преподавания в университетах и юридических институтах [17, c. 75].
Наука налогового права – часть юридической науки, она имеет свое специальное бытие, свой объект исследования. Именно объектом исследования наука налогового права отличается от других юридических наук. Предметом науки налогового права является система знаний о налоговом праве и налогообложении. Ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий «налоги», «обязательные платежи», «налоговая деятельность государства», «налогово-правовые нормы», «налоговое администрирование» и пр. [16, c. 84]
В этих понятиях выражается сущностное понимание того, что характеризует финансово-правовую действительность. Наука налогового права представляет собой систему специфических знаний о налоговом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизацию и обобщение. Наука налогового права – необходимая составная часть юридической науки. Вместе с тем следует отметить, что по отношению к другим отраслевым и наиболее фундаментальным юридическим наукам она занимает место во втором эшелоне и идет вслед за науками конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового права. Это объясняется как объемом изучаемых этой наукой категорий, так и тем, что данная наука образовалась как правовое образование возникает с обретением Казахстаном суверенитета.
В то же время, наука налогового права пользуется достижениями финансового, таможенного, административного и конституционного права и др. отраслей права
Объект и содержание науки налогового права неразрывно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том, какой объект следует изучать, то метод свидетельствует о том, с помощью каких приемов и способов нужно данный объект изучать, исследовать.
Метод правовой науки
– это система методов
Наука налогового права относится к одной из самых молодых в юридической науке Казахстана. Во-первых, в советское время налоговое законодательство было централизованным и относилось к союзному уровню нормотворчества, поэтому республиканская наука не имела в этой области ни перспектив, ни интересов. Во-вторых, в социалистической экономике налоги не играли существенной роли [10, c. 217].
Это положение кардинально изменилось в настоящее время в связи с возрастанием роли налогов в эпоху рыночных преобразований.
Наука налогового права оказалась востребованной как со стороны государства, заинтересованного в построении эффективной налоговой системы, так и со стороны налогоплательщиков, ученых и специалистов.
Основы налоговой системы
Республики Казахстан были заложены
еще в 1991 году в виде пакета документов
по налоговым вопросам. В большинстве
своих положений она
Период введения данного закона характеризуется разрывом прежних связей, обусловленным развалом СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким экономическим кризисом, со всеми вытекающими из этого последствиями [16, c. 96]. </h4>
Не имея собственного
опыта в создании законодательных
актов и ввиду недостаточности
исследований в области зарубежного
опыта налогообложения
1) общегосударственный;
2) общеобязательные местные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы [12, c. 170].
Большое количество налогов (45 видов: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 19 местных налогов и сборов), несовершенство и нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение необоснованного количества льгот (только по одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему практически неуправляемой и неэффективной. Налоговая система Казахстана требовала усовершенствования, которое и началось в 1992 году.
В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в которой выделялись следующие два этапа ее проведения:
1 этап (1994-1995 гг.) – разработка
и введение основы новой
2 этап (1996-1998 гг.) – завершение
создания налоговой системы,
Задачами первого этапа налоговой реформы было предусмотрено определение базовых принципов построения налоговой системы, основной характеристики и структуры нового Налогового кодекса. К началу 1995 года налоговое законодательство Республики Казахстан состояло из трех Указов Президента РК и 45 законов. Из этих разрозненных законодательных актов 18 регулировали систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 – порядок деятельности вне бюджетных фондов и отчислений в них, остальные – применение налоговых льгот [16, c. 102].
Безотлагательное создание и введение налогового законодательства были продиктованы необходимостью:
Исходя из этого, в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
1) активная поддержка предпринимательства;
2) удовлетворение
только разумных потребностей
государственной бюджетной
1) обеспечение социальной защиты малоимущих граждан;
2) создание единой
шкалы налогообложения
3) учет национальных и территориальных интересов государства;
4) стремление к творческому
использования мирового опыта
построения системы
В соответствии с этими целями были предприняты усилия изменить налоговую систему РК и приблизить ее к мировым стандартам.
Программой действий
Правительства по углублению реформ
и выходу из экономического кризиса
главной целью налоговой
Этой цели было подчинено принятие налогового законодательства – Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года. Вышеуказанный законодательный акт (в обиходе – Налоговый кодекс) был введен в действие с 1 июля 1995 года. Введение Указа во многом изменило ситуацию в лучшую сторону. Казахстан, намного опередив своих соседей по СНГ, получил действительно рыночную по содержанию и цивилизованную по форме налоговую систему, существенно приблизившую ее к мировым стандартам.
Согласно вышеуказанному закону, в отличие от ранее действующей системы, на территории республики функционировали 16 видов налоговых сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы.
Наряду с сокращениями количества налогов и сборов еще одной особенностью законодательства явился переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода. Это значительный шаг вперед в построении налоговых отношений государства с юридическими лицами. Кроме того, в условиях развития различных форм собственности заслуживает внимание переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели были подведены под общую основу – единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (СГД).
Информация о работе Источники налогового права Республики Казахстан