Банковское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Важнейший субъект, реализующий финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы, - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Потенциал банковского регулирования воплощается в первую очередь в его функциях. Центральный банк РФ - главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Оглавление

. Теоретическая часть
1.1. Текст теоретического задания №1._____________________________ 3
1.2. Ответ на теоретическое задание №1.___________________________ 3
1.3. Текст теоретического задания №2._____________________________ 10
1.4. Ответ на теоретическое задание №2.____________________________ 10
2. Ситуационная (практическая) часть:
2.1. Текст ситуационного (практического) задания №1._______________ 14
2.2. Ответ на ситуационное (практическое) задание №1._______________14
2.3. Текст ситуационного (практического) задания №2._______________ 14
2.4. Ответ на ситуационное (практическое) задание №2._______________14
3. Список литературы.___________________________________________ 16

Файлы: 1 файл

Банковское право.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

6) ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной  организации, если в результате  ее проведения возникнут основания  для применения мер по принуждению  банкротства кредитной организации;

7) предложить учредителям  (участникам) кредитной организации  предпринять действия, направленные  на увеличения собственных средств  (капитала) кредитной организации  до размера, обеспечивающего соблюдение  ею обязательных нормативов.

Активизация надзора и  создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной  деятельности.

Прежде всего, необходимо решительно обеспечивать достоверность  информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия  вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:

а) сознательное искажение  отчетности;

б) занижение налоговой  базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.

Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться  на изменение законодательно установленных  требований к их квалификации и стажу  работы в банковской системе в  сторону усиления. Руководитель кредитной  организации (помимо экономического или  юридического образования) должен иметь  опыт работы руководителем подразделения  кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и положительную  репутацию в сфере банковского  бизнеса. Необходимо узаконить возможность  Центрального банка РФ дать немотивированный отказ в согласовании кандидатуры  в случаях, когда имеется проверенная  информация о недобросовестной коммерческой репутации кандидата или связи  с криминальными сферами.

Требуется также включать в состав должностных лиц, назначение которых подлежит обязательному  согласованию в Главном территориальном  управлении (Национальном банке) ЦБ РФ, главного аудитора банка. Кроме того, необходимо установить запрет на совмещение должностей, подлежащих согласованию в ЦБ РФ, одним физическим лицом  в различных кредитных организациях. Вместе с тем решение этого  блока вопросов напрямую связано  с существенными корректировками  в действующем законодательстве.

Надзор за владельцами  кредитных организаций предполагает постоянный мониторинг Банком России финансового состояния юридических  лиц-держателей контрольных пакетов  кредитных организаций, возможностей обходить установленные ограничения  максимального риска при кредитовании учреждений и инсайдеров через создание аффилированных и контролируемых структур.

Один из учредителей (юридическое  лицо), обладающий долей не менее 20%, должен выступать гарантом оказания финансовой помощи в случае возникновения  у кредитной организации финансовых затруднений. Институт гаранта должен действовать постоянно, чем обеспечивается ответственность за результаты деятельности кредитной организации и гарантия финансовой устойчивости, особенно на начальном этапе ее функционирования.

Одновременно необходимо предоставить Банку России право  временно отказать в регистрации  кредитной организации без указания мотивов, если имеются «особенные»  сомнения в ее устойчивости. Одним  из факторов надежности создаваемой  кредитной организации выступает  ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно, следует  иметь возможность принимать  различные решения в случаях  желания учредителей предложить региону или системе в целом  новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.

Контроль за деятельностью  филиальной сети банков нуждается в  тщательной методологической доработке. Необходимо установить порядок наделения  филиала собственными средствами, методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска  на одного кредитора и вкладчика. Требуется также ввести в практику определение головной конторой лимитов  на проведение операций филиалов с  учетом необходимости соблюдения обязательных экономических нормативов и формирования резервов в целом по кредитной  организации. Указанные лимиты, согласованные  с Главным территориальным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ по месту  расположения головного банка, сообщаются учреждению Банка России, контролирующему  деятельность филиала, куда тот представляет соответствующую отчетность. Исключения могут быть сделаны для кредитных  организаций, внедривших сертифицированные  ЦБ РФ технические решения, позволяющие  банку в оперативном режиме контролировать текущие операции филиала.

Мониторинг состояния  всех корреспондентских счетов банков должен предоставить в распоряжение ЦБ РФ оперативную картину распределения  ликвидности в режиме реального  времени как в разрезе конкретного  банка, так и экономических регионов.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию экономических  нормативов с учетом эффективности  их применения в бухгалтерском учете. Система требований, предъявляемых  к кредитной организации, должна улавливать наиболее вероятные риски, способные повлиять на финансовое состояние  банков. В перспективе следует  ожидать, что все большее влияние  на положение в кредитных организациях будут оказывать фактор процентного  риска и рисков по срочным операциям  на рынках. Уже сейчас целесообразно  приступить к отработке методических принципов перспективной системы  мониторинга и управления такого рода рисками. Современное состояние  банковской системы России требует  принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса.

Нарастание проблем в  банковском секторе определяется, главным  образом, низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития. По разным оценкам, только 40-60% общего числа  банков можно считать финансово  устойчивыми. Непосредственными причинами  финансовых трудностей конкретных банков стали:

1) неквалифицированное управление;

2) отсутствие стратегического  планирования;

3) неумение грамотно сформировать  кредитный портфель и управлять  рисками; 

4) прямые и опосредованные  формы давления на банки; 

5) мошенничество со стороны  их владельцев и менеджеров;

6) «исторические» причины.  Так, основная часть банков, созданных  на базе бывших государственных  специализированных банков, унаследовала  отягощенную долгами убыточных  предприятий структуру баланса,  которая без вмешательства государства  в виде реструктурирования активов  не может обеспечить нормальное  их функционирование;

7) негативное влияние  на финансовое положение банков  оказало предоставление государством  предприятиям в 80-х - начале 90-х  годов централизованных кредитов, которые во многих случаях  оказались безнадежными к возврату. Невыполнение бюджетом обязательств  перед государственными предприятиями  сделало их неплательщиками перед  кредитными организациями; 

8) известную роль в  процессе ухудшения ликвидности  банков играет общий дефицит  ликвидности в экономике.

В настоящее время сфера  активных операций на внутренних рынках с приемлемым уровнем доходности и риска ограниченны операциями с государственными ценными бумагами и кредитованием производства, связанного, главным образом, с внешней торговлей  и некоторыми другими отраслями  с высокой оборачиваемостью капиталов. Перспективы выживания основной массы банков в таких условиях сомнительны. Даже самые жесткие  регулятивные нормы не смогут обеспечить им одновременно ликвидность и доходность.

С формальной точки зрения надзорный орган может самоустраниться  от активного вмешательства в  процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем  за требованиями, предъявляемыми к  структуре баланса, а также оказанием  финансовой поддержки отдельным  банкам по принципу «латания дыр». Однако, достижение удовлетворительных результатов  надзора для системы в целом  на таких принципах в сегодняшней  ситуации весьма проблематично.

Усиление надежности кредитных  организаций путем повсеместного  сокращения объемов их сомнительных активов затронет в первую очередь  кредитные вложения. Такие результаты надзора с формальной точки зрения содействуют достижению его цели. Однако успехи на таком пути могут  оказаться обманчивыми. Сокращение кредитования хозяйства в целях  усиления надежности банков может ударить  по ним бумерангом из-за уменьшения средств клиентов, формирующих ресурсную  базу кредитных организаций. В итоге  для банковской системы по линии  надзора создается по существу дополнительный стимул пассивно следовать за тенденциями  экономического развития, определяемыми  на сегодня стагфлягцией. Тем самым  формируется банковская система, обслуживающая  кризисную экономику.

Сейчас в России основное - добиться выполнение уже принятых законов, не нарушив работу банковский системы. Опыт надзорных органов  зарубежных стран помогает банковской системе России, встающей на рыночные отношения формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

Общее направление развития законодательной базы в банковской сфере видится не через нормативные  документы, указания ЦБ РФ и его функциональные структуры, а законодательно через  Государственную Думу. Такое развитие будет учитывать корпоративные  интересы больших слоев населения  в России и следовательно будет  приносить более позитивные сдвиги в совершенствовании финансовой системы страны. Хотя мнение профессионалов необходимо использовать как экспертов.

У Банка России есть уникальные (в отличие от других государственных  органов) возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности  работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью  имеется в виду использование  в практике регулирования таких  инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной  банковской системы. Вместе с тем  эффективность надзора при таком  подходе зависит не только от Банка  России, но и от общей экономической  политики, а также от ее конкретных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Текст теоретического  задания №2.

 

Временная администрация  по управлению кредитной организацией.

 

1.4. Ответ на теоретическое  задание №2.

 

Временная администрация  по управлению кредитной организацией является специальным органом управления, назначаемый Центральным банком РФ в качестве одной из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

ЦБ РФ вправе:

1) назначить временную  администрацию, если кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и(или) не проводит обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения в связи с недостаточностью средств на ее корр. счете; 2) допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной, величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из установленном ЦБ РФ обязательных  нормативов; 3) нарушает установленные ЦБ РФ нормативы текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

4) не выполняет требования  ЦБ РФ о замене руководителя  либо об осуществлении мер  по финансовому оздоровлению  или реорганизации в установленный  срок;

5) имеются основания для  отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с действующим, законодательством.

ЦБ РФ обязан назначить  временную администрацию не позднее  дня, следующего за днем направления  предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Руководитель временной администрации действует на основании именного аттестата ЦБ РФ для конкретной кредитной организации и лицензии федерального органа РФ по делам о несостоятельности (банкротстве), формирует состав временной администрации и несет полную ответственность за ее деятельность. Если руководителем временной администрации назначается служащий АРКО, требуется только аттестация ЦБ РФ. Основные функции временной администрации : реальная оценка финансового состояния и участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. Временная администрация назначается на срок до 6 месяцев, но ЦБ РФ может продлить срок ее действия после отзыва у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций до момента формирования органов, осуществляющих ее реорганизацию или ликвидацию. При этом общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.

Руководитель временной  администрации вправе ограничить или  полностью приостановить полномочия исполнительных, органов кредитной организации и осуществлять деятельность от ее имени без доверенности. При этом временная администрация:

Информация о работе Банковское право