Жизнь и творчество Альфреда Гарриевича Шнитке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 16:21, биография

Краткое описание

Альфред Шнитке — один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения.
А. Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать - Мария Фогель - была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.

Файлы: 1 файл

Реферат - Альфред Шнитке.docx

— 47.51 Кб (Скачать)

Альфред Шнитке очень много и плодотворно работает в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Лариса Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер Александр Митта), "Осень" (режиссер Андрей  Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Элем Климов) и другим. Много музыки написано им и для мультипликационных фильмов.

Шнитке можно считать синтетическим композитором, который соединял разные стилевые манеры. Никому не подражая, он был композитором прежде всего второй половины XX века — времени, одним из признаков которого является цитатность. Так, начало второго Кончерто гроссо напоминает произведения Вивальди, Корелли, Баха, Генделя. Но на самом деле Шнитке никого не цитировал. Просто он настолько глубоко вживался в музыкальный стиль любой эпохи, что начинал писать так же, как и его давние предшественники. С помощью разнообразных инструментов композитор соединял элементы классической, барочной и реалистической музыки. Использовал, например, прием глиссандирования вокруг одной определенной ноты, создающий таинственный звук. Вообразите себе все время глиссандирующий симфонический оркестр! Глиссандирование на нотном стане изображалось так: Шнитке ставил ноту и вслед за ней рисовал волнистую линию длиной сантиметров в пять. 
      Увлекаясь сверхмногоголосием, он изобретал собственные звуковые эффекты. Например, писал: «удары пальцами по струне» фортепиано, «щипнуть струну и сразу же погасить ее нажимом пальца», «правой рукой плотно прижать струны — резкий, сухой тембр», «глиссандо по обмотке струны ногтем», «взять беззвучно аккорд и снять педаль», «царапать ногтями по басовым струнам». 
      В одной из сонат он использовал мотив, отраженный в буквенном сочетании BACH — последовательности нот си-бемоль, ля, до, си. Мотив этот иллюстрировал фамилию величайшего композитора. Отличались произведения Шнитке и необычным сочетанием инструментов, для которых он и писал специально камерные сочинения «Гимн № 1 для виолончели, арфы и литавр» (1974), «Гимн № 2 для виолончели и контрабаса» (1974), «Желтый звук — сценическая композиция по В. Кандинскому для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов» (1974), «Гимн № 3 для виолончели, фагота, клавесина и колоколов», «Cantus perpetuus для клавишного инструмента и ударных» (1975). Все эти изыски в названиях сочинений в первую очередь шокировали музыкантов. Среди них расползались слухи о необычных, таинственных, диссидентских опусах «странного московского композитора». 
         Дать положительную рецензию на творчество Шнитке было непросто: надо было детально разбираться во всех тонкостях его мышления, а вот отрицательную рецензию и выдумывать не нужно было. Достаточно было просто запретить музыку авангардиста.

Шнитке очень своеобразно выражал мировоззрение своего поколения, рожденного в годы высокого духовного подъема, пережившего войну и вышедшего на историческую сцену в середине 50-х годов, в разгар хрущевской «оттепели». Она сопровождалась невиданным расцветом прежде всего науки и технических дисциплин. Огромное впечатление на людей оказали запуск искусственного спутника Земли и полет Гагарина в космос. Эти события и отразились в передовой музыке некоторых советских композиторов, классическим представителем которой и был Альфред Гарриевич Шнитке.

Его музыка, написанная преимущественно в кантатно-ораториальном жанре, привлекает внимание современных слушателей. Она оригинальна и легко узнаваема. И в то же время Шнитке всегда стремился быть не похожим на самого себя. Поэтому он представлял в каждой новой композиции не только кусочек собственного мировосприятия, мироощущения, но и новую художественную концепцию, иные проблемы.   

Альфред Шнитке безусловно является знаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественное музыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности, отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличает некоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура и гармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творений делают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможности для разнообразных исследований его творчества.


Информация о работе Жизнь и творчество Альфреда Гарриевича Шнитке