Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 16:21, биография
Краткое описание
Альфред Шнитке — один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. А. Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать - Мария Фогель - была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.
Альфред Шнитке очень много
и плодотворно работает в кино. Он написал
музыку к нескольким десяткам фильмов,
в том числе-"Ты и я", "Восхождение"
(режиссер Лариса
Шепитько), "Комиссар" (режиссер
А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка
странствий" (режиссер Александр
Митта), "Осень" (режиссер Андрей
Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер
А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Элем Климов) и другим. Много музыки написано им и
для мультипликационных фильмов.
Шнитке можно считать синтетическим
композитором, который соединял разные
стилевые манеры. Никому не подражая, он
был композитором прежде всего второй
половины XX века — времени, одним из признаков
которого является цитатность. Так, начало
второго Кончерто гроссо напоминает произведения
Вивальди, Корелли, Баха, Генделя. Но на
самом деле Шнитке никого не цитировал.
Просто он настолько глубоко вживался
в музыкальный стиль любой эпохи, что начинал
писать так же, как и его давние предшественники.
С помощью разнообразных инструментов
композитор соединял элементы классической,
барочной и реалистической музыки. Использовал,
например, прием глиссандирования вокруг
одной определенной ноты, создающий таинственный
звук. Вообразите себе все время глиссандирующий
симфонический оркестр! Глиссандирование
на нотном стане изображалось так: Шнитке
ставил ноту и вслед за ней рисовал волнистую
линию длиной сантиметров в пять.
Увлекаясь сверхмногоголосием, он изобретал
собственные звуковые эффекты. Например,
писал: «удары пальцами по струне» фортепиано,
«щипнуть струну и сразу же погасить ее
нажимом пальца», «правой рукой плотно
прижать струны — резкий, сухой тембр»,
«глиссандо по обмотке струны ногтем»,
«взять беззвучно аккорд и снять педаль»,
«царапать ногтями по басовым струнам».
В одной из сонат он использовал мотив,
отраженный в буквенном сочетании BACH —
последовательности нот си-бемоль, ля,
до, си. Мотив этот иллюстрировал фамилию
величайшего композитора. Отличались
произведения Шнитке и необычным сочетанием
инструментов, для которых он и писал специально
камерные сочинения «Гимн № 1 для виолончели,
арфы и литавр» (1974), «Гимн № 2 для виолончели
и контрабаса» (1974), «Желтый звук — сценическая
композиция по В. Кандинскому для пантомимы,
9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых
проекторов» (1974), «Гимн № 3 для виолончели,
фагота, клавесина и колоколов», «Cantus perpetuus
для клавишного инструмента и ударных»
(1975). Все эти изыски в названиях сочинений
в первую очередь шокировали музыкантов.
Среди них расползались слухи о необычных,
таинственных, диссидентских опусах «странного
московского композитора».
Дать положительную рецензию на
творчество Шнитке было непросто: надо
было детально разбираться во всех тонкостях
его мышления, а вот отрицательную рецензию
и выдумывать не нужно было. Достаточно
было просто запретить музыку авангардиста.
Шнитке очень своеобразно выражал
мировоззрение своего поколения, рожденного
в годы высокого духовного подъема, пережившего
войну и вышедшего на историческую сцену
в середине 50-х годов, в разгар хрущевской
«оттепели». Она сопровождалась невиданным
расцветом прежде всего науки и технических
дисциплин. Огромное впечатление на людей
оказали запуск искусственного спутника
Земли и полет Гагарина в космос. Эти события
и отразились в передовой музыке некоторых
советских композиторов, классическим
представителем которой и был Альфред
Гарриевич Шнитке.
Его музыка, написанная преимущественно
в кантатно-ораториальном жанре, привлекает
внимание современных слушателей. Она
оригинальна и легко узнаваема. И в то
же время Шнитке всегда стремился быть
не похожим на самого себя. Поэтому он
представлял в каждой новой композиции
не только кусочек собственного мировосприятия,
мироощущения, но и новую художественную
концепцию, иные проблемы.
Альфред Шнитке безусловно
является знаковой фигурой в музыкальном
искусстве. Во многом благодаря его творчеству
отечественное музыкальное искусство
сделало поворот к постмодернистскому
пониманию реальности, отражаемому, в
частности, в музыке. Однако произведения
Шнитке отличает некоторая сложность
восприятия, так глубока и оригинальна
порой их структура и гармония. Но в то
же время, именно эти особенности его музыкальных
творений делают его музыку поистине феноменом
музыкального искусства и открывают возможности
для разнообразных исследований его творчества.