Возникновение и развитие русской народной инструментальной музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:07, доклад

Краткое описание

«Можно только предположить ,что история возникновения музыкальных инструментов связана с трудовой деятельностью и обрядовыми действиями. Ритмическое единство культового танца, скрепляемое вначале совместным прихлопыванием в ладони, получило в дальнейшем солидную поддержку, когда кто-то из сородичей стал постукивать в ритм танцу деревянной палочкой по стволу дерева, кости, горшку. Такая ритмическая основа впоследствии получила развитие в виде самобытных ударных инструментов: бубна, накр, трещоток, дров.» [1, с.9] Возможно причиной возникновения первобытных духовных музыкальных инструментах могло быть скотоводство; лук, натяжение тетивы подсказали охотнику мысль о родоначальных смычковых и щипковых инструментах.

Файлы: 1 файл

1 тема.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Тема 1

 

Возникновение и  развитие русской народной инструментальной музыки.  Скоморошество   в истории  русской музыкальной культуры на рубеже X- XVII веков .

 

Об истории происхождении  музыки существуют разные мнения и  гипотезы, которые не имеют точного  и удовлетворительного фактического и научного подтверждения. 

Испокон веков русский народ  стремился выразить с помощью  инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Талантливыми мастерами того времен,  создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.

Можно предположить, что зарождение русской музыки возникло в недрах первобытнообщинного строя славянских племен. Центром одного из племенных союзов являлось племя рось, проживавшее на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть руссами, а территорию, на которой они жили,  - Русской землей, Русью.

«Можно только предположить ,что история возникновения музыкальных инструментов связана с трудовой деятельностью и обрядовыми действиями. Ритмическое единство культового танца, скрепляемое вначале совместным прихлопыванием в ладони, получило в дальнейшем солидную поддержку, когда кто-то из сородичей стал постукивать в ритм танцу деревянной палочкой по стволу дерева, кости, горшку. Такая ритмическая основа впоследствии получила развитие в виде самобытных ударных инструментов: бубна, накр, трещоток, дров.» [1, с.9] Возможно причиной возникновения первобытных духовных музыкальных инструментах могло быть скотоводство; лук, натяжение тетивы подсказали охотнику мысль о родоначальных смычковых и щипковых инструментах.

Однако конкретную дату появления  первых музыкальных инструментов на Руси назвать невозможно, поскольку  имеющиеся ранее  литературные и археологические источники говорят об инструментах, как о широком явлении в народной среде, как о сложившимся историческом факте.

Песенное и инструментальное искусство древних славян родилось и развивалось в тесной взаимосвязи. Анализ структуры песен и музыкальных инструментов дает основание утверждать, что песенная практика народа обеспечивала рождение музыкальных инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь, закрепляли опыт песенного искусства, т.е. создание многих песен происходило под влиянием установившегося инструментального строя, точно так же, как звукоряды многих музыкальных инструментов рождались часто на основе конкретных и наиболее типичных народных песенных мелодий, как материальное воплощение результатов творческой практики. А если знать строй инструментов, способы извлечения звука на них, характер звучания, то можно уже моделировать и характер музыки того времени.

Итак, с расширением  кругозора людей и улучшения  их трудовой деятельности, инструменты  становятся более звучными. С разделением труда, появляется потребность музыки и музыкантов на различных торжествах и обрядах, музыканты- профессионалы. Исторические документы указывают на существование в Древней Руси двух категорий певцов-музыкантов, отличающих друг от друга и по характеру своего искусства, и по общественному положению.

К первой категории принадлежали, так называемые скоморохи, вечно гонимые и преследуемые церковью, лишенные защиты законы, большей частью бездомные и не имевшие никакого имущества, но всегда желанные гости, любимые во всех слоях общества. К другой категории относились княжеские певцы, которые занимали высокое положение в обществе и пользовались признанием как светских, так и духовных властей. В литературных источниках приводится обширный перечень запрещенных церковью забав, среди которых фигурируют скоморохи, «гудцы», «свирцы», «игрецы», «позоры деюще» на улицах городов, «бубенные плесканья», «свирельный звук», «плясания и всякиа игры».

Наряду с бродячими группами скоморохов, которые переходили от одного населенного пункта к другому, зазывая зрителей на свои представления, приуроченные к святкам, масленице, пасхе или за определенную плату «подряжались» участвовать в свадьбах или других семейных праздниках, были и такие, которые жили оседло. Они владели своим хозяйством, а скоморошеством занимались для дополнительного приработка, а в иных случаях, возможно, и из чистого любительства.

Но, несмотря на известное расслоение в среде скоморошества, это был  один социальный тип средневекового артиста и музыканта, по своему положению в обществе и по характеру своего искусства резко отличавшийся от высокопоставленных княжеских певцов и поэтов, прославлявших ратные подвиги князя и его дружины.

Именно скоморохи явились  теми людьми, которые содействовали  появлению и развитию разновидностей русских народных инструментов, профессионализации исполнительского искусства, сохранили и донесли до нас лучшие образцы народного музыкального творчества.    Музыкальные инструменты Древней Руси различались не только по структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни. Каждый инструмент имел свое назначение и применялся в определенных случаях в соответствии со сложившимися обычаями и традициями. Одни пользовались уважением и почетом во всех слоях общества, другие – сурово порицались и преследовались. Например, трубе обычно отводилось особое место как привилегированному благородному инструменту, вселяющему мужество и бесстрашие в душу воина, призывающего его на ратные подвиги. В одном из древнеславянских церковных поучений труба противопоставляется сопели и гуслям, которые «собирают бесстыдных бесов».

У скоморохов впервые  появляется гудок – струнный инструмент, ставший не менее популярным, чем  гусли. К XV веку относится старейшее  из дошедших до нас изображение этого  инструмента. Корпус гудка имел грушевидную форму, дека была плоской, подставка под струны ровная, без изгиба. Три струны находились на одном уровне и поэтому смычок, имевший лукообразную форму, соприкасался со всеми ими тремя. На первой, тонкой  струне игралась мелодия, вторая  и третья струны звучали без изменения высоты звука (строились они в квинт, как у современной скрипки). Беспрерывное звучание (гудение) винты в нижних голосах стало одним из характернейших стилистических признаков для народной музыки, называемое бурдоном, бурдонирующей квинтой. Во время игры инструмент опирали о колено левой ноги или зажимали между колен.

При археологических  раскопках в Новгороде в 1951 – 1962 гг. впервые были найдены подлинные  образцы древних гудков, относящихся. Как было установлено учеными, к XII веку.

Из духовых инструментов применялись несколько видов  инструментов флейтового типа: сопель – свистковая флейта (при археологических  раскопках в Новгороде были найдены  образцы сопелей, относящихся к XI веку), свирель – парная свистковая флейта, многоствольная флейта Пана (кугиклы), а также различные пастушеские и ратные (военные) рога и трубы, упоминание о которых можно найти в древних летописях начала  VII века. Пастушеский рог, как и труба, выделывался из дерев. И трубы и рога использовались как в быту, так и в ратном деле. Археологические раскопки пока не обнаружили ни одного экземпляра этих инструментов.

Есть основания предполагать, что скоморохи  играли на волынках. Правда, первое упоминание о них относится к эпохе Ивана Грозного (середина XVI века), но литературные источники не могут служить обозначением времени возникновения того или иного инструмента, так как они появлялись, как правило, намного позже. Многие исследователи считают, что волынка является одним из древнейших инструментов.

Русская волынка (дуда или  козица) – это духовой язычковый  инструмент с воздушным резервуаром (мехом) из кожи или бычьего пузыря. В отверстие меха вставлялись 4 – 5 трубочек. Одна из них служила для  нагнетания воздуха в мех, остальные  использовались как игровые. При игре исполнитель прижимал мех локтем левой руки к туловищу, выдавливал из него воздух, который попадая в игровые дудочки, приводил в колебание прикрепленные внутри стволов тонкие тростниковые пластинки, называемые «пищиками» или «язычками». Пальцами рук играющий закрывал отверстия, находящиеся на стволе мелодической дудочки, меняя тем самым высоту звука. Другие две дудочки звучали все время на одной и той же высоте, и так как они подстраивались в квинту, то образовывался квинтовый бурдон. У некоторых волынок было две мелодические дудочки, которые звучали одновременно, в двухголосном сочетании. В процессе игры музыкант постоянно вдувал в мех воздух, так что волынка могла звучать без перерыва. Отсюда произошло известное выражение «тянуть волынку», «волынить».

Из ударных инструментов употреблялись бубны (общее название различных барабанов), среди которых  были инструменты с побрякушками, наподобие тарелочек у современного бубна. В XI веке уже практиковалась ансамблевая игра. Репертуар его  строился на материале народных песен.

 В XIII веке, когда  почти вся русская земля оказалась  под монголо-татарским игом, хранителем  и продолжателем древнерусских  культурных традиций становится  Новгород.

Искусство новгородских скоморохов находилось на очень высоком уровне. В народных былинах новгородские скоморохи характеризовались как талантливые певцы и музыканты-инструменталисты, владевшие высоким исполнительским мастерством, широким и разнообразным репертуаром. Есть основания предполагать, что большая часть песен, исполняемых скоморохами, и сцен, ими разыгрываемых, возникали экспромтом и находились в тесной связи с обстоятельствами, при которых давали свои представления скоморохи.

Носители прогрессивных  идей – скоморохи – нередко  являлись зачинщиками и участниками народных волнений. Первыми против скоморохов выступили представители церковной власти. Попы видели в их деятельности возрождение язычества, отвлекающего народ от церкви «бесовскими игрищами». Гонения на скоморохов развернули цари Михаил Федорович и в особенности Алексей Михайлович. Так, в 1648 году царской грамотой повелевалось «все гудебные сосуды сжечь, ослушников наказать кнутом и батогами, а за повторное ослушание ссылать в отдаленные места». По свидетельству очевидца обоз с музыкальными инструментами был сожжен на болоте за Москва-рекой.

В результате гонения все меньше оставалось мастеров, изготовлявших  музыкальные инструменты для  скоморохов, искусство постепенно утрачивало массовость, вырождалось. Тем  не менее, даже в XVIII – XIX веках скоморохов можно было встретить в народных балаганах, на ярмарках Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде.

Скоморошество на Руси вошло в историю  русской культуры как явление  огромной общественной и художественной значимости. Оно оказало большое  влияние на формирование всех жанров музыкального искусства и литературы.


Информация о работе Возникновение и развитие русской народной инструментальной музыки