Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

Файлы: 1 файл

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе.docx

— 24.43 Кб (Скачать)

Виды  музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских  песен

 

 

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

Воспитание музыкальной  культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных  способностей, которые в свою очередь  развиваются в музыкальной деятельности. Учащиеся постепенно знакомятся с музыкальной  речью и музыкальным языком по принципу постепенно раскручивающейся спирали, осваивают приемы звуковедения и звукоизвлечения, прием правильного  дыхания, учатся осознанно анализировать  музыкальные произведения, «рисовать» их музыкальный образ, зашифровывать  данные произведения в граф-блок схемы.         

 Основными видами музыкальной  деятельности на уроке музыка  являются:

  • Слушание, восприятие музыки;
  • Разучивание, исполнение музыкального произведения;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Импровизация и драматизация детских песен.

Восприятие  музыки

Восприятие музыки – сложный  процесс, в основе которого лежит  способность слышать, переживать музыкальное  содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных  средств. Это:

  • Ладогармонический склад (лад мажорный, минорный, переменный. Гармонический склад – различные виды аккомпанементов: аккорды мелодические и гармонические в зависимости от музыкального образа произведения.)
  • Ритм (песенный, песенно-танцевальный, песенно-маршевый, танцевальный, танцевально-песенный, танцевально-маршевый, маршевый, маршево-песенный, маршево-танцевальный)
  • Тембр (окраска голоса или инструмента. В данном случае анализируется какой инструмент или группа инструментов или оркестр может воссоздать определенный  музыкальный образ);
  • Темп (скорость исполнения музыкального произведения);
  • Динамика (сила; звучания: громко, средне громко, тихо средне тихо и т.д.)

 

 Восприятиемузыки происходитв результате творческой деятельности  слушателя, так как включает его собственный  музыкально-слуховой и жизненный опыт.

Работу над восприятием  музыкального произведения можно условно  разделить на четыре этапа.

Первый этап.

  1. Эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к слушанию музыкального произведения. Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства – литературы, живописи, которые по характеру и настроению созвучны с музыкальным произведением.

Чтобы создать определенный эмоциональный настрой в классе можно предложить учащимся прослушать стихотворение.

Перед слушанием музыкального произведения можно дать учащимся задание:

  • Определить жанровую принадлежность;
  • В какие тона и оттенки можно «окрасить» данное произведение;
  • Какие из литературных или живописных фрагментов созвучны данному произведению;
  • Попробовать «увидеть» музыкальный образ.
  • Определить музыкальную форму;
  • Нарисовать граф-блок схему к произведению;
  • Музыка выразительная или изобразительная?
  • Какой инструмент или инструменты, или какой оркестр исполняет данное произведение?

Второй этап.

Непосредственное слушание музыкального произведения. (напомнить ребятам, что они в данный момент являются слушателями, а слушатели сидят в удобной для них позе)

При первом прослушивании  произведения учитель слушает вместе с ребятами так, как будто слышит данное произведение в первый раз: внимательно  и заинтересованно. На втором прослушивании учитель может комментировать средства музыкальной выразительности, обращая на них ребят.)

Третий этап.

Третий этап включает в  себя анализ прослушанного произведения. Учитель повторно задаёт учащимся вопросы, которые он задавал перед прослушанием музыкального произведения. Ответы должны быть развернутыми, подробными.

Учащиеся должны суметь отстоять свою точку зрения по тому или иному  вопросу. Почему учащиеся «увидели»  тот или иной музыкальный образ. Из составленных учителем  двух, трех граф-блок- схем выбрать ту, которая соответствует музыкальному образу данного произведения.

Четвертый этап.

Повторное слушание, которое  предполагает более глубокое и осмысленное  восприятие музыкального языка произведения.

На данном этапе учитель  дает учащимся задание по прослушанному  произведению:

  • подобрать литературный или стихотворный текст в соответствии с данным музыкальным образам;
  • нарисовать иллюстрацию; 
  • сделать граф-блок схему и т.д.

Разучивание, исполнение детских песен

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, воспитанию творческой личности. Исполнение должно быть выразительное, эмоциональное. Учащиеся должны понимать и чувствовать всю глубину музыкального образа.

Разучивание песни также  делится на четыре этапа.

Первый этап.

Эмоциональный рассказ учителя  о песне, её истории создания. Перед  разучиванием песни можно прочитать  стихотворение, небольшой отрывок, созвучные с данной песней. Предложить ребятам угадать о ком или  о чем будет эта песня? Попробовать  определить ее название.

Второй вариант задания: прочить стихотворение к данной песни и предложить ребятам побыть композиторами и «сочинить» к  данному стихотворению мелодию  по Перфокарте.

Третий вариант: Представить  детям две иллюстрации и предложить им выбрать ту, которая бы соответствовала  данному стихотворению.

При этом учащиеся по прослушивании  песни, должны ответить на следующие  вопросы:

  • Кто исполняет песню? (солист, ансамбль, хор: детский, народный или академический)
  • Какие инструменты или оркестр сопровождают данную песню?
  • В каком жанре написана песня?
  • Характер, настроение песни?
  • Попробовать определить название песни.

Предложить учащимся сесть  как слушатели и прослушать песню. Слушатели сидят в удобной  для них позе.

Второй этап.

Непосредственное слушание песни.(Учитель разрешает детям сидеть как сидят слушатели, то есть в удобной для них позе.)

Третий этап

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы первого  этапа, а затем переходят непосредственно  к разучиванию песни. Учитель  предлагает сесть детям,как исполнители. А исполнители сидят с ровными спинками, ножки упираются в пол. Во время разучивания нужно неоднократно напоминать детям о правильной посадке при разучивании и исполнении песни.

Разучивание песни происходит по фразам. Учитель пропевает первую фразу, обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение, а также на окончание фраз. Обращается внимание на отдельные гласные и согласные звуки. В конце и середине фразы вместо буквы «г» нужно пропевать «к», «а» пропевается как «о», «я» пропевать как «а», вместо «д» пропеваем «т» и т.д.  

Перед исполнением первой фразы детям дается первый звук, с которого начинается первая фраза, а затем она учится с детьми в рабочем темпе.

Затем с детьми разучивается вторая фраза по принципу разучивания  первой. Перед исполнением второй фразы не забываем давать детям прослушать звук, с которого начинается вторая фраза.

Соединяем первую и вторую фразу вместе. Третью и четвертую  фразу разучиваем по аналогичной  схеме. Следим за дыханием, ровным звуковедением, поем, не напрягая голосовые связки, следим за окончанием фраз.

При разучивании песни  могут встретиться незнакомые детям  слова,  смысл которых нужно детям объяснить.

После работы над отдельными фразами учитель приступает к  исполнению всей песни, предварительно повесив плакат с текстом песни, ее рисуночной информацией, или раздав детям листочки с текстом песни.

Четвертый этап.

 

На четвертом этапе учитель

  • намечает исполнительский план песни (первый куплет поют мальчики, второй – девочки, третий – все вместе. Или запев дети поют по очереди, а припев вместе. Можно выбрать солистов, которым поручить спеть всю песню, а дети оценят их исполнение и т.д.)
  • работает с детьми над характером и настроением песни.
  • предлагает детям исполнить песню как на концерте.

 

 На этом же этапе идет работа над драматизацией песни. Дети, исполняя песню, выполняют музыкально-ритмические движения. После разучивания песни детям предлагается

  • подобрать дома стихотворение к песне, 
  • нарисовать рисунки,
  • придумать музыкально-ритмические движения, 
  • изобразить песню в граф-блок схеме.

 
 


Информация о работе Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен