Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:23, статья
Постановка проблемы. Новую эпоху в истории немецкой оперы, открывает - романтизм. Главной задачей данной эпохи является – развитие национальной культуры, языка, раскрытие духовных сокровищ. Все это благоприятствовало созданию опер. Романтическая опера является, одной из самых популярных и любимых видов музыкального творчества, но она была мало изучена. Поэтому немацкая романтическая опера требует своего исследования и систематизации с различных позиций.
Тенденции развития немецкой романтической
оперы на примере опер К.М Вебера
Постановка проблемы.
Новую эпоху в истории немецкой оперы,
открывает - романтизм. Главной задачей
данной эпохи является – развитие национальной
культуры, языка, раскрытие духовных сокровищ.
Все это благоприятствовало
созданию опер. Романтическая опера является, одной
из самых популярных и любимых видов музыкального
творчества, но она была мало изучена.
Поэтому немацкая романтическая опера
требует своего исследования и систематизации
с различных позиций.
Анализ литературы. Изучением
немецкой романтической оперы, занималось
огромное количество композиторов.
Гофман Э.Т и Л. Шпор – первыми исследовали
романтическую оперу [1]. Драматургию
в немецких романтических операх исследовал
К. Вебер [4]. В первой половине XVIII века
немецкую оперу исследовали: Г. Гендель,
К. В.Глюк , В. А. Моцарт [7] . Так же немецкую
романтическую оперу в XIX века, исследовал
Р. Вагнер [7]. Значение и художественные
достоинства оперы получили высокую оценку
не только в тот период, но и в наше время.
Цель статьи. Рассмотреть возникновения немецкой романтической
оперы, и ее развитие на примере опер К.М
Вебера.
Изложение основного
материала. Опера –
это тесный союз музыки и театра. Благодаря
выразительности музыки и играм актеров,
опера становится изысканной и примечательной. Оперный
спектакль объединяет, литературу, музыку,
изобразительные искусства и театр. Главное
место, занимает музыка. Опера стала, мощным
рупором авторских идей, которая доносила
творческие замыслы ее создателей до самого
широкого круга слушателей и играющим
важную роль на разных этапах развития. «Есть нечто неудержимое, влекущее всех
композиторов к опере, - писал Чайковский.
Опера, и только опера, сближает вас с людьми,
делает вас достоянием не только отдельных
кружков, но при благоприятных условиях
- всего народа» [1, с.3]
В XIX веке в Германии встала проблема
создания национальной оперы. Германия
в начале XIX века принадлежала к практически
не известным странам Европы. Рождение
оперы в Германии относят к началу XVII века.
Исследователи отмечают, что исследование
немецкого оперного искусства сильно
затруднено из-за утраты партитур. В этот
период оперные постановки являются редкостью.
Центром развития оперы в данный период
являются города Мюнхен, Инсбрук, Дрезден
. Далее в немецкой музыке отмечается итальянское
влияние. В Инсбруке, Ганновере и особенно
в Мюнхене, ставятся оперы очень быстро,
но это только оперы итальянских композиторов.
Как указывает Е. М. Браудо, оперные представления «без участия итальянских артистов и
композиторов просто не мыслились… Городом
обетованным для всех артистов была Вена,
где образовалась целая колония итальянских
музыкантов». [2;7]
«Мир – в нем творит композитор!» - так говорил К. М. Вебер - выдающийся
немецкий музыкант: композитор, критик,
исполнитель, литератор, публицист, общественный
деятель начала XIX в. [4]
Проблема национальной оперы
– это центр для всей деятельности Вебера.
Три его наилучшие оперы - «Вольный стрелок», «Эврианта»,
«Оберон» указали пути, по которым
проходило дальнейшее развитие оперного
искусства в Германии.
«Вольный стрелок» - Романтическая
опера в трех действиях. В первые поставлена
в Берлине, в национальном театре 18 июня
1821 года. Действующие лица: Оттокар (баритон),
Куно (бас), Агата (сопрано), Анхен (сопрано),
Каспар (бас), Макс (тенор), отшельник (бас),
Килиан (баритон), Самьель. В 1690 году открывает историю
романтической оперы. Тему будущей оперы,
Вебер нашел в новелле. Изначально опера
называлась «Испытательный
выстрел», а затем, «Невеста
охотника». В рассказе родители героини
умирают от горя , так как сама героиня
убита волшебной пулей, а ее жених сходит
с ума. Музыка дышит поэзией природы и очерчивает
характер героев . Первая постановка оперы
проходила в интригах и атмосфере не доброжелателей.
Но все-же она привлекла внимание светской
публики, и ее приветствовала демократическая
аудитория. Вскоре Гофман написал статью
о «Вольном стрелке», где
говорил: «Этим новым большим произведением
композитор воздвиг себе памятник, который
создаст эпоху в истории немецкой оперы…»
[5]. «Вольный стрелок» Вебера
является важным в истории культуры немецкого
народа. С появлением этой оперы связано
многое. Например: возникновение целого
направления. Сюжет оперы - легенда распространенная
в Германии, о юноше, который заключил
договор с дьяволом. Главное, что придаёт очарование «Вольному стрелку», -
это простая, искренняя музыка композитора. При анализе оперы "Вольный стрелок"
можно обратить внимание что, увертюра
была новаторской для своего времени.
Вебер полностью построил её на мотивах,
взятых из оперы и сумел показать не только
основные противоборствующие силы, но
и раскрыть идею оперы. Берлиоз в своей
статье об этой опере писал: «Что увертюра - царица всех
увертюр, не оспаривается теперь никем.
Её приводят в качестве образца этого
жанра». [3] . Вебер продолжает развивать
образ фантастики. Музыкальные характеристики
действующих лиц сосредоточены в ариях-портретах.
В развёрнутых ариях Агаты и Макса проявились
новые романтические тенденции. Также
в этих сценах выражены различные душевные
состояния, которого не было в иных операх.
Музыкальная форма арии похожа с драматическими
ариями французской оперной школы. Источником
новой романтической выразительности
оказался оркестр в руках Вебера. [3]
После того как Вебер закончил «Вольного стрелка», он хотел попробовать
силы в более сложном жанре - в большой
романтической опере. И решил написать «Эврианту». Сюжет кажется слабым,
но ярчайшая, искренняя, ослепительная
музыка композитора спасла оперу от забвения,
поэтому Вебер стремился передать местный
колорит.
Действующие лица оперы:
Зигфрид Фогель (Король Людовик VI), Николай
Гедда (Адолар, граф де Невер), Джесси Норман
(Эврианта), Том Краузе (Лизьярт, граф де
Форе), Рита Хантер (Эглянтина), Рената
Крамер (Берта), Харольд Нойкирх (Рудольф).
Хор радио Лейпцига (Rundfunkchor Leipzig). Дрезденская
Штаатскапелла (Staatskapelle Dresden). Дирижер –
Марек Яновский.
Долго думал композитор над сюжетом,
и остановился все же на рыцарской романтике,
воспетой в немецкой поэзии. В «Эврианте» народные образы
получили более внешнее выражение, чем
в «Волшебном стрелке».
Идея и драматургия «Эврианты» оказались
менее цельными, чем в предыдущем произведении
Вебера. Но по своим музыкальным
достоинствам «Эврианта» не только
не уступает «Волшебному стрелку»,
но даже в некоторых случаях превосходит
его. Композиция этой оперы намного совершеннее,
так как в ней встречаются развернутые
драматические формы, ансамбли, дуэты,
хоры, инструментальные сцены, великолепно
построенные финалы. В этой опере выразительны
речитативные сцены, которые отличаются
мелодической красотой и богатым, симфонически
развитым сопровождением оркестра. Огромную
роль в опере играет инструментовка. По
словам А. Н. Серова, Вебер «в сочетаниях инструментов
воплотил сценический драматизм до таких
тонкостей, до такой живописной правды,
о которой ни Глюк, ни Моцарт, ни Керубини,
ни Бетховен и не мечтали» [5]. Полные
жизни торжественные образы, которым присуща
Веберовская поэзия, господствуют в главной
партии, с ее «лейттемой» рыцарской
чести. Мотив любви воплощен в побочной
партии. «Эврианта» является первой большая немецкой оперой
на легендарно-рыцарский сюжет. Эта опера,
своими сильными и слабыми сторонами оказала
значительное влияние на дальнейшее развитие
немецкого романтического музыкального
театра. Для создания многих образов,
послужила рыцарская романтика Вебера.
Опера «Эврианта» Карла Марии
фон Вебера это – большая романтическая
опера. А. Парин говорил, «…Опера «Эврианта» принадлежит
к тому жанру, который в 1823 году еще не
существовал. Одним из литературных источников
для либретто был французский рыцарский
«Роман о Фиалке, или Жерар Неверский»,
принадлежавший Жерберту де Монтрею, автору
начала XIII века. …» Премьера состоялась
25 октября 1823 года в «Кернтнертортеатре»
в Вене. [6]
Последнее произведение К.М.Вебера,
является опера «Оберон». Вебер написал
ее по заказу лондонского театра Ковент
Гарден. В основу либретто Дж. Р. Планше
легла поэма Х. Виланда. Тема оперы заключается
в том, что главным героям предстоит вынести
большее количество испытаний и доказать
королю Оберону, что люди способны верить
и искренни любить. Действие проходит в
сказочной стране эльфов, затем переносится
в средневековую Францию, после в дворец
багдадского калифа, из которого судьба
сначала забрасывает влюбленных на необитаемый
остров, а потом в сады тунисского эмира.
Композитор этим хотел передать колорит
места действия. Опера начинается увертюрой,
написанной в Лондоне. В самом конце
работы незадолго до премьеры ( 9 апреля
1826 г). Лирический центр увертюры - это
две певучие мелодии, которые характеризуют
возлюбленных. Судьба оперы не сложилась
столь счастливо. Премьера, состоялась
12 апреля 1826 г. в Лондоне, прошла относительно
спокойно [5].
Таким образом.
На основе проведенного анализа оперы
«Вольный стрелок», «Эврианта» , "Оберон" можно
сделать вывод, что оперы К. М. Вебера действительно
стали новым ярким этапом развития оперного
театра. В них ясно выступают черты, которые
являются присущими романтической опере
XIX века в Германии. Значение и художественные
достоинства оперы получили высокую оценку
и в наше время. Оперу любит и ценит народ, который стремится разобраться во всех
слагаемых, всех особенностях этого искусства. Опера
постоянно находится в поле зрения композиторов.
Согласно этому, к наиболее интересующим их вопросам
относятся: особенности строения оперы,
функции отдельных исполнительских групп,
происхождение и основные этапы развития
оперы, и современное состояние оперного
творчества.
1. Вайнкоп Ю. Что надо знать об опере.
М., 1963 г. – 162c.
2. Галацкая В. К. М. Вебер. В кн.: Галацкая
В. Музыкальная литература зарубежных
стран, выпуск 3, М. 1989 г. – 590 c.
3. Иванова Е. Черты романтической оперы /Анализ оперы «Вольный стрелок» Вебера / Иванова Е. [Электронный ресурс]. – режим
доступа : http://knowledge.allbest.ru/
4. Кёнигсберг А. Карл Мария Вебер М. - Л.1981
г. 112с.
5. Конен В.Д. История зарубежной музыки.
Выпуск 3, Изд. Музыка. 1981г. – 534с.
6. Парин. А Карл Мария фон Вебер – «Эврианта» / А. Парин [Электронный ресурс].
– режим доступа : http://www.muzcentrum.ru/
7. Питина С. Н. статья Музыкальная культура
Германии первых десятилетий XIX века и
романтическая опера в кн. Музыка Австрии
и Германии XIX века, М., 1975 – С.334-354.
Информация о работе Тенденции развития немецкой романтической оперы на примере опер К.М Вебера