Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа
Подбор хорового репертуара, очень важный и сложный процесс, для хормейстера.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Выполнила: Рождествина Людмила Александровна, группа № 246
Способы освоения хормейстером хоровых партитур на примере русской народной песни в обработке А.К. Лядова «Ты река ль моя, реченька»
Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька» в обработке А.К.Лядова в репертуаре детского хора занимает почётное место. Песня носит распевный характер, а для юных хористов—это школа вокального мастерства, где на гласных звуках вырабатываются лучшие качества детского голоса (дыхание, тембр, сила, интонация, регистровая ровность). Эта песня воспитывает в детях отношение к национальным традициям, знакомит с красотой и величием русских напевов. Рекомендована к исполнению продвинутым детским хором средних и старших классов.
Проиграем песню по нотам "внутренним слухом", затем на фортепиано, прослушаем в записи. Знакомимся с хоровым творчеством композитора: ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855—1914) — русский композитор и дирижер, профессор Петербургской консерватории, преподаватель Придворной певческой капеллы. Сочинения для хора: кантаты, хоры к пьесам. "Десять переложений из Обихода" (ор. 61). 3 сборника обработок рус. нар. песен для хора a cappella: "Ты река ль моя, реченька", "Во лузях", "Колыбельная", "Ты не стой, колодец" и др. Для обработок Лядова характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля. Знакомимся с жанром песни: особые песни сопровождали свадьбу невесты-сироты на Руси. На девичник приносили разукрашенную ёлочку без верхушки (олицетворение сиротства). Пелись особые свадебные песни: сиротские «ёлочные», лирические сиротские. К последним относится «Ты река ль моя, реченька». Работа с партитурой: проиграем каждую партию отдельно, выделим штрихи, сложные места, места вдохов, возможные ошибки. Дирижируем перед зеркалом, прорабатываем жесты и мимику. Разъясняем детям дирижерский жест. Разбираем размер (несимметричный ), размер , переменные размеры (характерные для песенного фольклора) и «дирижёрскую» сетку. Определяем главную тональности песни Ля-минор и её отклонения (До-мажор). Отмечаем обозначения: темп (умеренный), динамика р, штрихи. Разучиваем песню, представляя хор, с каждой партией в отдельности сольфеджио, затем со словами (замечая смещения логических ударений в словах под влиянием ритма музыки), отмечаем трудности: песня начинает исполняться в унисон партией Сопрано 1. Движение мелодии от 1 к опеваемой 3 ступени и снова к 1 ступени. Мелодия распевная. Интонация с тенденцией к «узкому», близкому интонированию звуков друг к другу. В песне встречаются распевы на 4 звука на гласные а, е, ё (важны для воспитания дыхания, тембра, вокальной техники). Необходимо исполнять распев ритмически ровно, не уменьшая длительности, не «смазывая» их. Замечаем, что скачок в первой фразе от 1 ступени к 5 ступени в Сопрано1 не должен нарушить характер песни. В качестве упражнения для Сопрано1 можно исполнять мелодию с выделением первой и третьей нот распева. Для достижения звонкости и полётности в партиях, хорошо пропеть каждый голос отдельно на различные слоги (ми, ма, мо, зи, за и т.д). Трудностью во втором такте является вступление Альтов и Сопрано2. Можно посоветовать пропеть «внутренним слухом» вступление Сопрано1, чтобы попасть точно в унисон Ля. Во втором такте в Сопрано1 квинтовый скачок ля1-ми2, а затем поступенное движение вниз к 1 ступени,-- усиливает эмоциональный певческий настрой у певцов и дети нередко начинают петь громко, форсируя звук, забывая о характере произведения. В партии Сопрано2 нужно следить за повторением ноты Ля, которая от смены гармонии (Т-Т2-S -S-Т ) должна исполняться с разным тяготением. Во втором такте Сопрано1 нередко поют подголосок с «низкой» интонацией, а следует помнить, что нисходящий звукоряд интонируется «узко», а восходящий «широко». Во второй фразе в партии Альта движение от 1 к 5 к 1 к 5 ступени поётся «узко», в позиции сопрано, не нарушая тембрового ансамбля. Здесь следует напомнить детям об усилении динамики с последующим динамическим спадом в четвёртом такте. В работе над трёхголосием следует сочетать исполнения: Сопрано1 и Сопрано2, Сопрано2 и Альт, Сопрано1 и Альт, все партии вместе.
Форма куплетная (3 куплета), куплет представлен в виде четырёхтактового периода, состоящего из двух фраз. Склад письма: аккордово-гармонический. Темп умеренный. Ритм выражен длительностями. Ладотональный план: Т | T-T-S –S-T | III – VII-III-VII-T| VI-D-S-T||. Размер переменный, что характерно для народных песен.
Тип хора: однородный детский. Вид хора: трёхголосный. Диапазон партий: Сопрано1 (соль1--ми2), Сопрано2 (ми1—до2), Альт (ля мал.—до2). Тесситура исполнения удобная. Голосоведение плавное со встречающимися скачками. Динамика в основном тихая р с незначительным усилением звучности к середине периода и спадом в конце. Применимы в песне различные виды ансамбля: ритмический, динамический, тембровый, дикционный. Строй гармонический (вертикальный). Дыхание опёртое (можно брать перед каждым новым мотивом или фразой). Слова песни в умеренном темпе пропеваются связно, с правильными дикцией, артикуляцией, ударением. Напев песни повторяемый с разными словами (куплетная форма), состоит из двух фраз. Характер звучания первой фразы задумчивый (минорный). Вторая фраза по характеру более светлая (мажорная), спокойная, подготавливается и дыханием, и даже самим выражением лица с мягкой улыбкой.
В
детском хоре необходимо широко использовать
в репертуаре подобные образцы русского
песенного творчества. Прикосновение
к фольклору—это своеобразная «прививка»
от всеобщей культурной безграмотности.
!