Шостакович и его вокальные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 00:07, доклад

Краткое описание

Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом — великолепной Первой симфонией, он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории — покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок.

Файлы: 1 файл

Шостакович и его вокальные аспекты.docx

— 21.59 Кб (Скачать)

Шостакович и его вокальные аспекты.

            Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом — великолепной Первой симфонией, он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории — покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок.

Камерно-вокальные произведения композитор создавал в течении всей жизни. Первые относятся еще к ученическим годам («Басни Крылова» – 1922), одно из последних – цикл на слова Микеланджело – прозвучало незадолго до конца жизненного пути композитора в 1975 году. В камерно – вокальном жанре композитора отражены все этапы его пути, все искания, трудности, преодоления и победы. Отражены, быть может, не так ярко, но не менее чутко, чем жанрах крупных – симфонии, опере. Камерно-вокальная музыка имеет и свою, особую функцию в сложном и многогранном творчестве Шостаковича. Если в начале его пути она была на положении чего-то второстепенного, «сопутствующего», то с течением времени она становится все заметнее и, в свою очередь, начинает воздействовать на другие жанры, даже не всегда смежные.

Подлинная история камерно-вокального жанра в творчестве Шостаковича начинается с 1936 года, когда были созданы четыре пушкинских романса ор. 46. Шостакович к этому времени стал уже зрелым мастером, автором значительных произведений в самых различных жанрах. В этом цикле заметно воздействие симфонического творчества композитора.

Цикл Шостаковича «Шесть романсов для баса», соч. 62, на слова английских и шотландских поэтов создан в годы войны, 1942 год. В большинстве случаев эти песни носят жанровый характер и в той или иной степени приближены к народной шотландской музыке.

Рубеж 40–50-х годов обозначил собой начало нового, более высокого этапа творчества Шостаковича – конечно, не только вокального. Одна из очень важных особенностей этого нового этапа – утверждение положительных образов в творчестве композитора и новый путь их конкретизации. В частности, цикл «Из еврейской народной поэзии» (соч. 79) свидетельствует об умении композитора видеть поэтическое в самых разных жизненных явлениях: в героическом и будничном, трагическом и смешном.

Вокальный цикл на слова Блока, в котором семь стихотворений, не уступает по силе обобщения его симфонизму. Этот цикл отличается от всех предыдущих тем, что он написан для голоса и ансамбля инструментов (фортепиано, скрипки и виолончели), и уже это одно сближает его с инструментальными жанрами. Но симфоничность, не в этом, а в глубине, обобщенности, емкости музыкально-поэтических образов.

В последнее десятилетие своей жизни композитор создал три вокальных цикла: цикл на слова Блока, замет «Шесть стихотворений Марины Цветаевой (соч. 143) и наконец – «Сюиту на слова Микеланджело» (соч. 145). Эти циклы представляют собой крепко спаянные, многочастные композиции со строгой соподчиненностью частей, каждая грань из которых раскрывает особую грань общей художественной идеи.

Вокальные циклы Шостаковича отражают противоборство двух стихий, формирующих судьбу художника и его творчество: любовь к вечной красоте мира и гнева против несправедливости, оскверняющей эту красоту.

В некоторых песня Шостакович предстает как замечательный мастер бытовых зарисовок, в которых отдельные музыкальные образы особенно жизненно-правдивы и реалистичны. Благодаря этому в циклах особенно ярко проявилась связь Шостаковича с камерно – вокальными произведениями Мусоргского. Высокогуманное отношение к человеку страждущему, протест против несправедливости такого мироустройства, при котором возможно все то, что причиняет боль, страдание человеку, – все это в равной степени присуще и Мусоргскому, и Шостаковичу.

Связь этих двух выдающихся русских композиторов проявлялась и в театрализации музыкального стиля, когда отдельные песни, как бы раздвигая свои жанровые рамки, приобретают характер оперно – драматических сцен. Впервые в вокальной лирике Шостаковича музыкальные образы достигают столь высокой степени обобщения и большой конкретности. Необычайная чуткость этого замечательного художника к страданию, проникновение в глубины человеческой психики, большая эмоциональная сила, интенсивность выражения музыкального языка, обусловленные огромным мастерством и вдохновением, помогают ему подняться над обыденностью, повседневностью до уровня высокой трагедии.

Также показательно обращение композитора к Шекспиру, чьи глубоко философские образы постоянно занимали его. И не только потому, что композитору приходилось время от времени обращаться к оформлению шекспировских драматических спектаклей и кинофильмов. Но прежде всего потому, что творчество их в чем-то сродни одно другому. Музыка Шостаковича полна таких же трагических конфликтов, жизненных противоречий – порой не разрешимых, требующих мучительного напряжения всех душевных сил человека.

Самое главное, что роднит этих двух художников, – всеобъемлющая широта, многообразие, совмещение различных сторон жизни: глубокой философской глубины, трагедийности, значительности – и легкой безобидной иронии, изящной комедийности…

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (для сопрано, контральто, тенора и фортепиано соч. 79) создан в 1948 году – в период кампании против «космополитов».

В газетном киоске композитору попался сборник стихов безымянных еврейских поэтов. В них он почувствовал своеобразие нового для него поэтического мира, еще не отраженного в европейской музыке. Из этого сборника композитор выбрал тексты, наиболее приближенные к театральным монологам и диалогам.

По традиции в день рождения Шостакович устраивал исполнение какого-нибудь нового своего произведения. И вот 25 сентября 1948 года Дмитрий Дмитриевич у себя дома показывает только что написанный вокальный цикл своим друзьям.

К этому времени цикл состоял из 8 номеров и по форме представлял собой законченное произведение. Даты, поставленные в автографе: 1 – 29 августа 1948 год. Чуть позже, очевидно по совету друзей, чтобы обезопасить автора от преследований, цикл был дополнен ещё тремя песнями, носящими явный отпечаток советского времени, где евреи находят свое счастье в советском колхозе (такую точку зрения подтверждают даты их написания: 10 – 24 октября, т.е. уже после показа этого цикла 25 сентября). Дело в том, что общий настрой цикла и его последняя песня к тому времени носили явно пессимистический характер, а по советским канонам любое произведение должно было заканчиваться на оптимистической ноте. Однако стилистика этих трёх песен резко отличается от предыдущих, носит несколько искусственный характер – все 3 лишены какой-либо драматургии, слишком «оптимистические», чтобы вписаться в общий контекст.

В феврале 1949 года были арестованы составители сборника «Еврейские народные песни» И.М. Добрушин и А.Д. Юдицкий, а до этого в ноябре 1948 года были арестованы деятели еврейской культуры, ликвидирован Еврейский Антифашистский Комитет, а его члены и сотрудники также арестованы.

Трудно понять, как Шостакович мог в такой ситуации даже думать об исполнении этого произведения.

Несмотря на все это, Шостакович снова устраивает исполнение цикла «Из еврейской народной поэзии» у себя дома в день своего рождения в 1950 году! Исполняли Н. Дорлиак, Т. Янко, Н. Белугин и автор. Здесь же был исполнен и 4 квартет. Такое демонстративное исполнение двух «еврейских» сочинений – это гражданский подвиг Шостаковича. Он никогда не примерялся с несправедливостью, дикостью, насилием. Д.Д. Шостакович рассматривал расизм как проявление злодейства: «Для меня еврейский народ превратился в символ: в нём сосредоточена была вся беззащитность человека».

Публично вокальный цикл был исполнен только в 1955 году 15 января в Малом зале Ленинградской филармонии с участием автора.

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» продолжает собой трагедийную линию, идущую от оперы «Катерина Измайлова», некоторых симфоний и квартетов Шостаковича. Он состоит из одиннадцати песен, представляющих собой маленькие жанровые зарисовки народного быта, жизни отдельных людей.

Драматургию этого цикла можно трактовать по-разному. Третьякова выделяет в этом цикле два раздела: первый состоит из 8 номеров посвященных теме угнетенного, бесправного народа, 9, 10, 11 – это второй раздел, отображающий новую жизнь, в этих картинах светлые, радостные образы.

Другие исследователи такие, как Хентова, Вассина – Гроссман говорят о трехчастной композиции цикла: 1. Детство, 2. Горести любви 3. Финал наполненный светом, это контраст к картинам тесного, узкого мира в котором страдали действующие лица предыдущих песен.

 

 

Другие исследователи такие, как Хентова, Вассина - Гроссман говорят о трехчастной композиции цикла: 1. Детство, 2. Горести любви 3. Финал наполненный светом, это контраст к картинам тесного, узкого мира в котором страдали действующие лица предыдущего Позже в творческом багаже Шостаковича появятся произведения, связанные с еврейской тематикой. Это Восьмой квартет, симфония «Бабий Яр».

«Еврейская музыка - это смех сквозь слёзы. Это её свойство близко моему пониманию музыки: в ней всегда должно быть два слоя. Евреи так много страдали, что научились скрывать своё отчаяние». (Шостакович). Это очень важное высказывание для понимания всей музыки Шостаковича, да и его жизни тоже: «два слоя». Именно так надо слушать его музыку. Поэтому музыка Д.Д. Шостаковича стала вкладом в мировую культуру, частью непреходящих общечеловеческих ценностей, достижением человеческого духа.

 

 


Информация о работе Шостакович и его вокальные аспекты