Русские народные оркестры в составе творческих объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является общий обзор русских народных оркестров, входящих в состав творческих объединений различных типов:
-построенных по типу хора им Пятницкого, и имеющих трехчастную структуру – хоровой коллектив, хореографическую группу и оркестр.
(Северный русский народный хор, Омский хор, Воронежский хор).
-танцевальных ансамблей, выступающих в сопровождении оркестра. (Ансамбль «Березка»)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Государственные академические творческие объединения..4

1.1 Государственный академический русский народный хор им.М.Е. Пятницкого………………………………………………………………………………………………4

1.2 Государственный академический северный русский народный хор…6

1.3 Государственный академический омский русский народный хор….....7


1.4 Государственный академический воронежский русский народный хор……………………………………………………………………………………………………………8

ГЛАВА 2. Хореографические объединения…………………………………………9

2.1 Государственный академический ансамбль “Березка” им.Н.С.Надеждиной……………………………………………………………………………..……9

ГЛАВА 3. Ансамбли песни и пляски военных округов………………………10

3.1Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова………………………………………………………………………………………….10

3.2 Ансамбль песни и пляски коаснознаменного северного флота……….11

3.3 Ансамбль песни и пляски Черноморского флота…………………………….11

3.4 Ансамбль песни и танца Западного военного округа……………………….12

3.5 Ансамбль песни и пляски Северо-Западного округа внутренних войск МВД России…………………………………………………………………………………………….13


Заключение…………………………………………………………………………………………….14

Список литературы и интернет источников………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Русские народные оркестры в составе творческих объединении_.docx

— 855.69 Кб (Скачать)

Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение. Не случайно здесь в суровые военные дни 1943 года на базе лучших колхозных хоров  был создан Воронежский русский  народный хор.  Большую организационную работу  по созданию хора провели  его первый директор Г.Б. Рогинская  и художественный руководитель К. И. Массалитинов.   

1 января  1943 года хористы  начали  репетиции в неотапливаемом здании  Аннинского районного Дома культуры.  Уже через несколько  дней после  первой репетиции  новый хор начал  выступать с небольшими  концертами  перед бойцами   Советской Армии, уходившими  на  фронт,  а также в военных госпиталях  и колхозах.  

 Первый  большой концерт  Воронежский русский народный хор  дал  на первомайском  празднике  в освобожденном  от гитлеровцев  Воронеже. Воронежский хор  ярко  выражал песенные традиции своего края: сложное  многоголосье,  разнообразие  запевов,  широко  развитую систему подголосков

Старинные  протяжные  русские  народные  песни  исполнялись  без сопровождения, а вот  шуточные,  свадебные и хороводные -  в сопровождении оркестра  русских народных  инструментов. Хоровая  группа  начитывала  50  певиц и певцов. Ею  руководил хормейстер, опытный вокалист   сам вышедший  из Воронежской деревни  -  Владимир Васильевич Ефимов. 

 

Успех хора объясняется не только красочностью и слаженностью звучания хоровой группы и мастерством танцоров. Русский народный оркестр вносит в него огромную лепту. Музыкальную основу репертуара составляют народные мелодии — хороводные, плясовые, игровые песни. В оркестре с успехом используются уникальные народные инструменты: колесная лира, жалейки, брелка, рожок и другие.

 

ГЛАВА 2. Хореографические объединения


2.1 Государственный Академический  хореографический ансамбль «Березка»  имени Н.С. Надеждиной

Всемирно известный Государственный  Академический хореографический ансамбль «Березка» образован в 1948 г. выдающимся хореографом XX века Надеждой Надеждиной.

Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла...». Танец исполнялся женским  составом ансамбля с ветвями берёзы в руках, олицетворяя собой образ  русской девушки, её чистоту, красоту, грацию. В первое десятилетие в  «Б.» выступали выпускницы Московского  хореографического училища и  наиболее одарённые участницы художественной самодеятельности. Лучшие номера этого времени: хороводы «Берёзка», «Лебёдушка», жанровые сцены «Прялица», «Метелица», «Девичья кадриль» и др. Танцы «Березки» непременно сопровождаются оркестром русских народных инструментов. Программы ансамбля составляют плавные женские хороводы, лирические танцевальные миниатюры, темпераментные пляски, шуточные танцы, воспроизводящие в поэтических хореографических образах русскую старину, её быт, обряды (строятся на народных мелодиях и песнях, нередко сопровождаются непринуждённым хоровым пением танцующих).

 

ГЛАВА 3. Ансамбли песни и пляски военных округов

3.1 Академический ансамбль  песни и пляски Российской  армии им. А.В. Александрова.

Днём  рождения ансамбля считается  12 октября 1928 года — день, когда состоялось первое выступление коллектива в  составе 12 человек в Центральном  доме Красной Армии. Уже к середине 30-х годов численность Ансамбля выросла до 300 человек, а его известность  вышла далеко за пределы России.

Организатором и первым музыкальным  руководителем был профессор  Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор  А.В.Александров, возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет.

В настоящее время в штате  Ансамбля 186 человек. Из них 9 солистов, мужской хор (64 человека), оркестр (38 человек), смешанная танцевальная группа (35 человек). Все участники Ансамбля имеют специальное музыкальное  и хореографическое образование.

Хор признан одним из лучших мужских  хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической  капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нем удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, бая-ны с деревянными и медными духовыми инструментами.


Заслуги ансамбля отмечены высокими наградами Родины, а также дипломом Международной выставки в Париже — "Гран При" (1937 г.), наградами за рекордные тиражи грамзаписей — "Золотые Диски" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.), голландской "Н.О.С." (1974 г.) и "Золотой дискобол" (1961 г.), присужденный французской академией грамзаписи за лучшую пластинку года.

Деятельность  ансамбля положила начало созданию и  развитию коллективов нового типа —  Ансамблей песни и пляски. По его  образцу возникли многие Ансамбли песни  и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у  нас в стране, но и за рубежом.

 

3.2  Ансамбль песни  и пляски Краснознаменного Северного  флота.

В июле 1940 года по решению Народного  Комиссара ВМФ из активных участников художественной самодеятельности на базе Дома Красной Армии и Флота  в Полярном был организован ансамбль краснофлотской песни и танца. Первый состав ансамбля насчитывал всего 8 человек. 7 ноября 1940 года была показана первая концертная программа молодого коллектива, посвященная 23-й годовщине Октябрьской революции.

Основу репертуара составляют произведения о море и Севере, русская и зарубежная классика, фольклор. Наряду с этим артисты  прекрасно работают и в эстрадных  жанрах. Оркестр ансамбля может выступать  с отдельной джазовой программой, а хор – с программой а cappella, в которую включены лучшие произведения русской духовной музыки и народные песни. Ансамбль прекрасно знают в нашей необъятной стране, но больше всех его любят и всегда ждут главные зрители – моряки Северного флота.

 

3.4  Ансамбль песни  и пляски Черноморского флота

Ансамбль создан в 1932 году.Уже через год, т.е. в 1933 г., в ансамбль влилась группа профессиональных певцов и танцоров, которые своим опытом помогли дальнейшему росту художественно-исполнительского мастерства коллектива.

Первым художественным руководителем ансамбля был С.П.Кузнецов, ранее работавший с флотской художественной самодеятельностью. Воспитанник Придворной певческой капеллы, выпестованной в свое время Глинкой, Балакиревым и Римским-Корсаков, он с самого начала принес в работу ансамбля элементы певческой и хоровой культуры, основанной на русских национальных традициях.


В 1940 году штат ансамбля был увеличен на 20 человек. Вместе с вольнонаемным составом он уже насчитывал 70 человек певцов, танцоров и музыкантов. В таком расширенном составе ансамбль снова выехал в Москву, где провел в парке культуры и отдыха имени Горького большой концерт, посвященный Дню Военно-Морского Флота. На этом концерте присутствовало 15 тысяч слушателей.  Работа, проведенная ансамблем, в столице, была отмечена специальным приказом Главного Политического Управления военно-морских сил Союза ССР.

В настоящее время ансамбль находится в расцвете своих творческих сил. Коллективом пройден плодотворный творческий путь, внесший значительный вклад в художественную культуру черноморья.

 

3.5 Ансамбль песни и танца Западного военного округа 

Ансамбль  песни и танца Западного военного округа – один из старейших творческих коллективов Российской Армии. Является правопреемником Ансамбля песни  и пляски Ленинградского военного округа созданого 18 декабря 1929 г. при Ленинградском окружном Доме Красной Армии. С первых дней существования молодой творческий коллектив стал активным пропагандистом советской армейской песни. В составе Ансамбля было 6 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. В годы становления Ансамбля (1929-30 гг.) его руководителями были Б.Нахутин, А.Владимирцев, А.Анисимов.

С осени 1935 г. начинается быстрый рост состава  Ансамбля, пополняющего лучшими представителями  красноармейского искусства Ленинграда. К концу 1936 г. в коллективе было уже 65 певцов, танцоров и музыкантов. Ансамбль стал боевой художественной единицей Красной Армии, а солдаты и офицеры – его основными слушателями и зрителями. Широкая концертная деятельность коллектива, его жизнерадостное полнокровное искусство уже в довоенные годы создали ему заслуженную популярность.

Большую и  самоотверженную работу провел Ансамбль в годы Великой Отечественной  войны, все 900 дней блокады, находясь в  первых рядах защитников Ленинграда. Невская Дубровка, Дорога жизни, корабли Балтийского флота, Ораниенбаумский плацдарм – вот концертные площадки Ансамбля в те грозные годы.

В годы Великой Отечественной войны  коллектив Ансамбля в суровых  условиях блокадного города ни на один день не прекращал творческую деятельность, дал свыше 2000 концертов для защитником Ленинграда, которых более 1 100 состоялись на передовой линии фронта

В основе репертуара ансамбля – русское народное искусство, военно-патриотические песни, хореография отечественная и зарубежная классика.

На высоком  профессиональном уровне находится  творческое мастерство артистов оркестра, успешно решающего все вопросы  художественного исполнительства  совместно с хором и балетной группой.

Сегодня Ансамбль песни и пляски ЛенВО располагает одним из лучших культурно-репетиционных центров  ВС России, общей площадью 1070 м. Ансамбль располагает Концертным залом ''Семеновский'', прекрасным балетным залом, хоровой и оркестровой студиями, артистическими репетиционными классами. В настоящее время художественный руководитель ансамбля -  В.В.Ткаченко. Ансамбль ведет активную концертную деятельность в России  за рубежом.

 

3.6 Ансамбль песни и пляски Северо-Западного округа внутренних войск МВД России

Ансамбль был образован в  октябре 1962 года, и имел название Ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР по Северо-западу и Прибалтике. Первый концерт самодеятельного солдатского ансамбля был дан на партийной конференции внутренних войск МВД СССР по Северо-Западу и Прибалтике в том же году. Личный состав ансамбля за годы своего существования выступал на самых различных концертных площадках Северо-западного региона, обслуживал отдельно-дислоцированные воинские части внутренних войск.

С 2006 г. ансамбль песни и пляски выступает с сольными концертными  программами, широко пропагандируя  музыкальное, поэтическое и хореографическое искусство – дворцы культуры городов Колпино, Тосно, Ломоносов, Псков.

Заключение.

В  данной работе был составлен  общий обзор различных типов  творческих объединений, имеющих в  своем составе русский народный оркестр. Этот обзор не является полным, так как в него включены лишь самые  основные и общеизвестные ансамбли и оркестры, однако он позволяет составить представление о возможных вариантах организации и функционирования подобных объединений,  и о роли, которую играет в их творчестве народный оркестр.

Несмотря на структурное сходство, каждый из перечисленных коллективов  обладает своим индивидуальными  чертами исполнительства, специфическим  репертуаром и  манерой подачи материала.

Деятельность  творческих объединений, пропагандирующих народную культуру, приносит ценнейший вклад в культуру страны.

Чуткое  и бережное отношение  к русской традиции позволяет  сохранять особенности аутентичного исполнительства и мастерство игры на редких, уходящих в прошлое инструментах, и в то же время воспитывает национальное самосознание, любовь к своей стране и уважение к ее традициям.

Сохраняя и развивая лучшие традиции исполнительского мастерства, многие коллективы помимо традиционных песен  включают в свой репертуар произведения современных композиторов, работающих в народной стилистике, русскую и  зарубежную классику. Такой подход позволяет расширить аудиторию  и сделать представление еще  более многогранным.

Многие из вышеназванных коллективов  являются «визитной карточкой» нашей  страны за рубежом. Их деятельность отчасти  носит просветительский характер, позволяя жителям разных стран прикоснуться к праздничной стороне русской культуры во всей ее яркости и многообразии. Сочетание голосов солистов, хора, мастерского инструментального исполнительства и запоминающихся хореографических номеров производит глубокое впечатление на слушателя  и надолго остается в памяти.

Интенсивная концертная деятельность, участие во всех крупнейших музыкальных  фестивалях и праздниках, записи на радио и телевидении показывают, что творческие объединения, взявшие  за основу  своего творчества народный фольклор, сейчас являются неотъемлемой частью культурной жизни нашей страны.

 

 

 

 

 

Список литературы и интернет источников:

  1. Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962.
  2. Попонов В. Оркестр хора им. Пятницкого. М., 1979.
  3. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. М., 1985.
  4. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских инструментов. М., 1983.
  5. Чижова А., Танцует «Березка».М.,1967
  6. http://www.pyatnitsky.ru/ ( Официальный сайт хора им.Пятницкого)
  7. http://www.sevhor.ru/ (Официальный сайт русского народного Северного хора)
  8. http://www.omfil.ru/Collectives/Omsk_Chorus.html (Официальный сайт Омской филармонии, описание коллективов, статья об истории Омского хора.)
  9. http://www.ensemble-aleksandrova.ru/ ( Официальный сайт ансамбля им. А.В.Александрова)
  10. http://www.ensemble-sf.com/ ( Официальный сайт ансамбля песни и пляски Северного флота)



Информация о работе Русские народные оркестры в составе творческих объединений