Рихард Вагнер. Творческий Путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 00:20, реферат

Краткое описание

Вагнер принадлежит к числу великих художников, обогативших своим творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных произведений, но и как замечательный дирижер, явившийся наряду с Берлиозом основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом – создателем либретто своих опер – и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разносторонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к личности и музыки Вагнера всеобщее внимание; его идейно-творческие достижения вызывали горячие споры и при жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

Файлы: 1 файл

шаблон (1).doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Эта резко выраженная антикапиталистическая направленность предает творчеству Вагнера огромное прогрессивное значение. Но он не сумел разобраться во всей сложности изображаемых им явлений.

Вагнер – последний крупнейший художник-романтик XIX века. Романтические идеи, темы, образы закрепились в его творчестве еще в предреволюционные годы, они разрабатывались им и позже. После революции 1848 года многие виднейшие современные композиторы под воздействием новых современных условий, в результате более резкого обнажения классовых противоречий переключились на иные темы, перешли в их освещении на реалистические позиции (наиболее яркий тому пример – Верди). Но Вагнер оставался романтиком, хотя свойственная ему противоречивость сказывалась и в том, что на разных этапах деятельности у пего активнее проступали то черты реализма, то, наоборот, реакционного романтизма.

В первой же критической статье, опубликованной Вагнером в 1834 году, резко обозначились его прогрессивные стремления. Он обвинял современных немецких композиторов в том, что никто из них «не сумел заговорить голосом народа, то есть никто не передал настоящую жизнь такой, как она есть». «Мы должны передать нашу эпоху во всей ее непосредственности и уловить те новые формы, которые нам диктует сама жизнь», – писал он далее.

В подобных высказываниях, порой полемических и не во всем справедливых, несомненно сквозит принципиальность страстного художника, убежденного в неразрывной связи искусства с действительностью. Эта убежденность, вне зависимости от идейных шатаний Вагнера, сохранится у него на протяжении всей жизни. Но в тридцатых годах он еще не знал, как творчески применить свои силы, не нашел еще своей темы в искусстве. Эти идейно-художественные колебания отразились на его первых трех музыкально-театральных произведениях.

В 1839 году вместе с драматической актрисой Минной Планер, на которой Вагнер женился три года назад, он тайком бежал из Риги, спасаясь от кредиторов, в Париж.

В Париже не прекращалась критическая деятельность Вагнера. В своих статьях – в таких, как сатирический памфлет «Парижские увеселения» или новелла «Немецкий музыкант в Париже», – он изобличал духовную нищету буржуазной цивилизации, бичевал модную французскую оперу, именуя ее «блестящей ложью», «послащенной чепухой», «засахаренной скукой». В то же время он приветствовал «Траурно – триумфальную симфонию» Берлиоза – этот величественный памятник жертвам июльского восстания 1830 года – за то, что «она во всей своей глубине должна быть понятна каждому уличному мальчишке в рабочей блузе и красной кепке». С благоговением писал он о великом немецком композиторе в своей новелле «Паломничество к Бетховену», выдержанной в духе Гофмана.

Парижские годы унижений провели резкую грань не только в мировоззрении композитора, но и в его творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и окреп как национальный художник. Еще более усилилось его преклонение перед Бетховеном. По-иному, чем прежде, он оценил сейчас вклад отечественных романтиков – в первую очередь Вебера – в разработку народно-национальных основ немецкой оперы. Но вместе с тем Вагнер видел, что мещанский провинциализм и обывательщина сковывали развитие национального оперного искусства. Оставаясь в русле романтизма, частично далее развивая реалистические элементы творчества Вебера, он стремился вдохнуть в родное искусство высокие идеи, найти средства художественного воплощения, отвечающие возвышенному строю чувств и мыслей.

При разрешении этих кардинальных вопросов Вагнер не всегда был последователен. Порой его раздирали полярные идеи и чувства, и теории его часто расходились с практикой, то есть с собственной музыкой. Тем не менее, Вагнер создавал на редкость цельные и монолитные произведения, отмеченные индивидуальностью гениального творца. Список этих произведений открывает опера «Летучий голландец» которой начинается зрелый период вагнеровского творчества. Несмотря на печальный итог драмы, музыка «Летучего голландца» лишена черт обреченности, пассивной созерцательности. В ней звучит бурная романтика протеста; она прославляет не успокоение в небытие, а деятельное стремление к счастью.

Таков идейный смысл программной по замыслу увертюры, в которой музыкально-драматургическая концепция оперы решена симфоническими средствами. Три сферы выразительности характеризуют определенные стороны содержания произведения.

Первая из них служит обрисовке грозно ревущего океана: мятежная природа словно перекликается с бурей, бушующей в душе Голландца. Вторая сфера связана с задушевной, подчас восторженной лирикой Сенты. Наконец, сочные народные сцены противостоят образам зловещей фантастики и страстного лиризма. Так, далее развивая драматургические принципы вольного стрелка Вебера, Вагнер принес в романтическую драму реалистические штрихи.

Уже в ранних произведениях сороковых годов Вагнер добился блеска, полноты и сочности оркестрового звучания; ввел тройной состав (в «Кольце нибелунга» – четвертной); Шире использовал диапазон струнных, особенно за счет верхнего регистра; придал мелодическое назначение медным духовым инструментам. Смешивая звучание трех основных групп оркестра (струнные, дерево, медь), Вагнер добивался гибкой, пластичной изменчивости симфонической ткани. Высокое контрапунктическое мастерство помогало ему в этом. Причем оркестр его не только красочен, но и характеристичен, чутко реагирует на развитие драматических чувств и ситуаций. Значительны достижения Вагнера в области гармонии. В поисках сильнейших выразительных эффектов он усиливал напряженность музыкальной речи, насыщал ее хроматизмами, сложными аккордовыми комплексами, создавал многослойную полифоническую фактуру, использовал смелые, необычайные модуляции.

Эти искания подчас рождали изысканную напряженность стиля, но никогда не приобретали характера формалистических экспериментов.

Вагнер резко выступал против поисков «музыкальных комбинаций ради их самих, только ради присущей им остроты». Обращаясь к молодым композиторам, он заклинал их «никогда не превращать в самоцель гармонические и оркестровые эффекты». Вагнер являлся противником беспочвенных «дерзаний», боролся за правдивое выражение глубоко человечных чувств и мыслей и в этом отношении сохранил связь с прогрессивными традициями немецкой музыки, стал одним из наиболее выдающихся ее представителей. Но на протяжении своей большой и сложной жизни в искусстве он нередко жестоко ошибался, отклонялся от верного пути. Не прощая Вагнеру его заблуждений, вскрывая кричащие противоречия его воззрений и творчества, отвергая их реакционные черты, мы высоко ценим гениального немецкого художника, принципиально и убежденно отстаивая свои идеалы, обогатившего мировую культуру замечательными музыкальными творениями.

 

Список литературы

вагнер бетховен композитор музыкальный

1. М. Друскин. Вагнер. – М.: Государственное  музыкальное издательство, 1963.

2. А. Кенигсберг. Рихард Вагнер. Краткий  очерк жизни и творчества. –  Л.: «Музыка», 1972.

3. Советский энциклопедический  словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1987.

4. Р. Вагнер. Избранное. – М., 1978.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Рихард Вагнер. Творческий Путь