Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:35, доклад
Сценическое эстрадное волнение – одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления.
В период обучения в классе эстрадного пения ученику приходится на протяжении всех лет выступать перед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. И здесь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на эстраде.
«Преодоление сценического волнения начинающего певца»
Сценическое эстрадное волнение – одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления.
В период обучения в классе эстрадного пения ученику приходится на протяжении всех лет выступать перед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. И здесь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на эстраде.
Как показывает практика, волнение имеет место у всех. Но у одних певцов волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других – выйдя за рамки контроля – вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.
Волнение ученика на сцене нередко уничтожает всю предварительную работу педагога в классе. О таких учениках говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.
Вопросы волнения непосредственно связаны с индивидуальной структурой нервной системы, типом нервной деятельности. По данным психологии природные свойства нервной системы – и в том числе волнение – поддаются изменению и развитию путем специальной психофизической тренировки.
Разработка психофизической тренировки относится к актуальным дидактическим задачам. Цель ее – сделать стрессовое состояние певца на сцене его обычным, рабочим. Адаптация к волнению является ведущим педагогическим условием, имеющим силу, равнозначную подготовке профессиональных навыков и является психолого-педагогической задачей обучения.
Следует изучать личностные особенности ребенка, его отрицательных и положительных сторон психики, характера, эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональных успехов, поведения на сцене, уровня профессиональной выносливости, в результате чего составляется план индивидуальных занятий.
Педагог должен воспитывать, формировать на уроках положительные черты характера и устранять отрицательные, формировать высокий уровень психологической Устойчивости.
Освоение этих
основных компонентов создает
Эмоциями называются психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениям внешней окружающей среды и внутреннему миру (организма и психики) человека. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма (радость, восторг и др.). Астенические – угнетают (печаль, досада). Отдельно выделяются эмоции настроения и чувства, которые сопровождаются сложными эмоциональными переживаниями.
Исследования К.В. Вундта показали, что тончайшие оттенки эмоций, возникающие в ответ на мысли, представления, воображения, ощущения также находят свое выражение на мышцах тела, внутренних органах, сосудах, обмене веществ, концентрации уровня гормонов и т. д. Эти реакции зависят от типа личности, характера и темперамента человека.
Эмоции сводятся к трем измерениям: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение, 3) напряжение – разряжение (по К.В. Вундту).
Импульсы головного
мозга, идущие к гортани с большой
частотой (особенно на высоких нотах)
требуют большой затраты
Спокойствие, благожелательность, оптимизм педагога, внушение им уверенности в своих силах дает гораздо более быстрые положительные результаты, чем окрики, передразнивания, менторский тон.
Положительные эмоциональные реакции, связанные с певческой деятельностью, можно классифицировать на следующие:
1) группа эмоциональных переживаний, связанных со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе певческой деятельности. Нужно стремиться, чтобы они стали положительными и стеническими. Ученику следует внушить, что певческая деятельность улучшает функциональные возможности его организма, делает его более выносливым, работоспособным;
2) группа эмоций связанная с высоким уровнем совершенства в овладении профессиональными навыками. Ребенку следует внушить мысль о правильности методических приемов, что трудности, возникающие в процессе обучения, временны и совершенно закономерны, что только этапное их преодоление может дать в итоге настоящие результаты. Это является основанием для утверждения его личных достоинств;
3) группа эстетических эмоций. У ученика необходимо постоянно развивать чувство прекрасного, красоты поведения на сцене и в жизни. Ему нужно внушить, что каждое выступление его – это праздник, что эти выступления вызывают у слушателей эстетическое наслаждение;
4) группа эмоций,
связанных с нравственными
Все эти эмоциональные реакции должны быть использованы в практике вокальных уроков в той или иной степени по мере вокально-музыкального развития ученика.
Многое зависит
здесь от психофизиологической конституции
исполнителя, типа нервной системы. Сценическое
волнение на всех действует по-разному.
Один ученик ничего не боится, другой испытывает
чрезмерное нервно-мышечное возбуждение,
третий впадает в прострацию, четвертый
не может совладать с чрезмерным эмоциональным
возбуждением и т.д. Вообще, бывают ученики,
которые хорошо поют в классе, но многое
утрачивают на эстраде. Бывает и наоборот:
ученик, на которого вы не возлагаете особых
надежд на эстраде, настраивается и поет
значительно лучше, чем в классе. Многое
зависит тут от типа нервной системы, умения
настроить себя на успех, силы воли.
В музыкальном
исполнительстве успеха могут добиться
люди с любым типом высшей нервной
деятельности, в том числе и
меланхолики. Если музыкант, обладающий
меланхолическим типом
Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние.
Известно, сколь
полезна предварительная «
Формы преодоления предконцертного волнения
1. Эмоциональная встряска (много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы)
2. Аутосуггестия в тишине.
3. Расслабление в тишине.
4. Концентрация
внимания на предстоящем
5. Размышления, не связанные с предстоящим концертом.
6. Перемещения в пространстве.
Невозможно объяснить возникновение того или иного сценического состояния исполнителя, принимая в расчёт лишь особенности нервной системы или одни лишь интеллектуально-творческие качества. Необходимо учитывать все стороны динамической структуры личности.
Работу по формированию
у музыканта-исполнителя
Педагог должен
учитывать в своей
Некоторые музыканты рекомендуют исполнителям аутосуггестивные упражнения, заимствованные из спортивной психологии.
Так, чувство творческого подъёма во время удачного концертного выступления сопровождается изменениями в организме, характерными для спортсмена в состоянии «боевая готовность». В этом состоянии возрастает быстрота реакций, обостряется мысль и внимание, повышается уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей.
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сценическую площадку, сопровождается изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки». Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Иногда музыкант-исполнитель жалуется, что у него пропало всякое желание к творчеству, что всё ему стало безразлично и хочется лишь одного - чтобы его оставили в покое. Такая форма сценического волнения имеет схожие черты с состоянием «предстартовая апатия». При этом тормозные процессы в коре головного мозга превалируют над возбуждением, ощущается вялость, нежелание действовать, реакции замедляются, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное возбуждение не велико.
Устойчивая психологическая установка на периодически повторяющуюся творческую работу со временем преобразуется в потребность.
Некоторые музыканты страдают от нездоровых форм сценического волнения, потому что не могут сосредоточиться на творческих задачах, но озабочены тем, к каким последствиям приведёт возможная ошибка, как они выглядят, какое впечатление производят на слушателей. Таким исполнителям полезно перед выходом на сцену методом аутосуггестии внушить себе желание как можно скорее выступить перед публикой – «я хочу петь, потому, что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!».
Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает он от недугов астенических форм сценического волнения.
Боязнь забыть текст – распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. Они волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются.
На сценическое состояние артиста оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент исполнения музыкального произведения: исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации, художественное истолкование сочинения.
Важную роль
в психологической подготовке музыканта
к концертному выступлению
Эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного выступления музыканта. Важно, однако, чтобы оно не переходило за оптимальные для данной личности границы. Когда эмоциональное возбуждение музыканта достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души, особого чувства окрылённости и творческого подъёма, всего того, что принято называть вдохновением.
Информация о работе Преодоление сценического волнения начинающего певца