Опера "Князь Игорь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:10, доклад

Краткое описание

«Князь Игорь» - это замечательная опера, написанная великим русским музыкантом 19 века Александром Порфирьевичем Бородиным. Это одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушате-лей.

Файлы: 1 файл

Князь Игорь.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

    «Князь Игорь» - это замечательная опера, написанная великим русским музыкантом 19 века Александром Порфирьевичем Бородиным. Это одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушате-лей. 

    Замечательное  произведение древней русской  литературы 12 века – «Слово о  полку Игореве» - увлекло Бородина  и вдохновило его на создание 

оперы. В «Слове»  рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев. Между усобицы удельных князей, их распри и разобщенность ослабляли Русь. Автор «Слова» призывал русских князей к объединению, и в этой патриотической направленности произведения заклю-

чалась его  огромная прогрессивная роль.

    Сюжет  для оперы предложил композитору В. В. Стасов, он же набросал и первый вариант сценария. И в последующие года Стасов много помогал Бо-

родину в работе над оперой: отыскивал в библиотеках  материалы по истории Киевской Руси, старинные русские песни и  мелодии восточных народов.

    «Князь  Игорь» - лирико-эпическая опера  в четырёх действиях с прологом. Музыка оперы во многом основана  на интонациях народных песен  – русских и  восточных.  Яркими красками написаны народные  сцены, как русские, так и  восточные. Русь и Восток показаны в опере многогранно и правдиво. В этом Бородин был последователем Глинки, который для изображения стана врагов также находил художественно убедительную характеристику.

    Основная  идея, пронизывающая оперу, - идея  величия, несокрушимой мо-

щи, русского народа и русского государства, идея защиты родины. Величест-

венность, грандиозность  этой идеи и определяет монументальность, подлин-

но эпический  размах её музыкального воплощения.

    Не  сразу, а лишь в процессе  длительной работы над «Игорем»  у Бородина 

возникает замысел  начать своё повествование с эпического запева, прослав-

ления героев. И  композитору удаётся создать  картину исключительной силы и значительности: в героическом, богатырском характере  музыки в скульп-

турно-чётких, ясных  линиях пролога воплотилась несокрушимая народная мощь. Особенно важное значение для обрисовки образа могучего народа имеет хор «Слава», с его мужественной, исполненной силы главной темой и дополняющей её светлой, приветственного характера второй темой, звучащей в начале в женских голосах. Мелодия хора близка напевам древних обрядовых и эпических русских песен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Патриотические  идеи оперы отражены не только  в образе народа, - эти идеи  раскрываются и в образах главных  действующих лиц: князя Игоря  и жены его – Ярославны.

    В  «Слове о полку Игореве» автор,  осуждая Игоря за самовольно  предпри-

нятый поход , подчёркивает личные качества князя: его рыцарскую  отвагу, храбрость, воинскую доблесть, волю к борьбе. Эти качества получили значительное развитие в опере. Князь Игорь – достойный вождь великого на-

рода, для него честь и слава родной земли  – дороже всего. Таков Игорь в  прологе, вдохновляющий свою рать на битву; в особенности же ярко раскрывается этот образ в арии 2 действия «О дайте, дайте мне свободу». Основная тема этой арии – героическая и волевая, характеризующая патрио-

тическую доблесть «воина вождя», звучит в устах Игоря  и в смелых, бес-

страшных ответах  его хану Кончаку, и в сцене  побега, когда Игорь упрекает

сына за то, что  тот в объятиях половчанки забыл родину. Будучи интона-

ционно связанной  со всей партией Игоря и с партией  Ярославны, эта тема яв-

ляется обобщением всей героической линии в музыке оперы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Народ  верит в Игоря, как в своего  надёжного защитника, поэтому  возвра-

щение его из плена превращается во всенародный праздник, во всеобщее ли-

кование. А сам  Игорь, несмотря на всё пережитое, полон  решимости вновь начать борьбу с  врагами на Руси.

    Ярославна  – достойная подруга Игоря.  Её смелая, решительная речь в  разговоре с обнаглевшим князем Галицким в 1 действии, а ещё более – её му-

жество в сцене  нападения половцев на Путивль, - рисуют этот первый в рус-

ской оперной  литературе героический женский  образ. В 4 действии Ярослав-

на вместе со своим народом скорбит о несчастьях, постигших родную землю; её проникнутый духом народной позиции и музыки плач-причитание об Иго-

ре и его  воинах словно перерастает в гениальный хор поселян, этот напевный   «стон  людей, чей труд уничтожен насильниками».

    Плач  Ярославны возникает из старинных народных голошений и причита-ний с характерными для них интонациями увеличенной секунды и тонкой мелодической орнаментикой.

    Ярославна  обрисована как простая русская  женщина, тяжело переживаю-

щая поражение  Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встре-

чается в русском  и украинском фольклоре. Вторая тема плача («Я кукушкой перелетной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в сред-ней части  арии Игоря.

    Обращение  Ярославны к силам природы  – ветру, солнцу, к широкому  славному Днепру – придаёт  её образу исконные черты древней  славянской женщины. Недаром и  плач её, и ариозо «Как уныло  всё кругом» сливаются с хором  разорённых поселян: ведь Ярославна  переживает с народом общее го-ре.

    Одно  из гениальных мест оперы –  хор поселян «Ох, не буйный  ветер» в манере распевной,  протяжной песни. Начинаясь одноголосным  запевом, песня постепенно «обрастает»  выразительными подголосками. И  в каждой следующей строфе  запев переходит (как это бывает иногда в народном пе-нии) к новому запевале. 
 
 
 

     
 
 
 
 
 

Нежность и  теплота сцены прощания с Игоря  с Ярославной в прологе, на-

полненное грустью  и тоской о любимом, ариозо княгини  в 1 действии, ласко-

вое обращение  Игоря к своей «голубке-ладе» в арии, сцена их встречи – довершают полную и многостороннюю характеристику этих центральных образов оперы, воплотивших в себе лучшие черты русского человека.

    Игорю,  Ярославне, и преданному Родине  народу противопоставлен наг-

лый, беспринципный и бесчестный князь Галицкий со своей пьяной челядью. Характеристика их дана в хорах и песнях первой картины 1 действия. Подоб-но прологу эта картина обрамляется начальным хором и производит единое, цельное впечатление. Но какой громадный контраст между этими двумя монументальными полотнами! Если пролог в целом – это «собранная на за-

щиту государства  русская рать», то следующая за ним  картина у Галицкого – это  пьяная, разгульная  толпа «проходимцев и подхалимцев», людей без со-

вести и чести.

    Песня  Галицкого – характеристика человека, все интересы которого заключаются  в бесшабашной гульбе. Разудалый  характер этой песни подчёр-кивается  резкими акцентами в сопровождении,  лихим плясовым ритмом. Га-лицкий  мечтает сесть князем на Путивле.

    Однако не в этом основной конфликт оперы. Русскому миру, русскому го-сударству противостоит в опере иной мир, иной жизненный уклад, иная культура – это половцы.

    Образам  половцев в опере не отказано  в силе, смелости, в обаянии, страс-

ти. Сама «половецкая» природа – южная степь, ночь – воспета композитором в ярких красках: достаточно вспомнить начало 2 действия или пение очаро-

ванного Востоком Владимира Игоревича.

    Но, сопоставляя,  сравнивая два мира, две культуры, композитор подчёрки-

вает глубокое моральное превосходство своего родного, русского. Это сказы-вается в сопоставлении образов вождей двух противостоящих лагерей: князя Игоря и хана–Кончака. Игорь настолько превосходит Кончака величием и благородством помыслов, красотой души, что хан оказывается в духовном плену у русского князя и мечтает о союзе с ним.

    Ещё  сильнее это чувствуется в  замечательной музыке начала 4 действия, где картина разорённой и обездоленной  Руси, возникающая перед нами  в плаче Ярославны и хоре  поселян, даётся с такой исключительной теплотой и проникновенностью, что совершенно вытесняет из сознания слушателя яркие краски 2 и 3 «половецких» актов.

    Как  в русском лагере, так и у  половцев разнообразные характеры  воплоща-ются и индивидуализированно  и обобщённо, т. е. и в образе отдельных лич-ностей и в массе: мужественный Игорь и хоры пролога, горюющая Ярослав-на и хоры поселян, разнузданный Галицкий – и хоры первой картины 1 действия; грозный, исполненный стихийной силы образ хана Кончака допол-няется буйным хором и неистовой пляской мужчин в Половецких танцах, а образ страстно любящей Кончаковны – нежным хором и плавной, грациоз-ной пляской половецких девушек.

    Во  втором действии, вовремя половецких  танцев наблюдается яркий конт-раст  между мелодиями и мотивами  Востока. Задумчиво-мечтательную пес-ню-пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославля-ющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков – гибкой и лёгкой. Затем эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей куль-минационной пляской. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфони-ческом развитии разнохарактерных восточных образов: задушевных лиричес-ких, мужественных, воинственых.

     
 
 
 
 
 
 

  

 Чтобы показать  весь быт и жизнь восточных  народов, Бородин вдумчиво изучал  средне азиатские и кавказские  напевы. По-видимому, он не использо-вал  здесь подлинных восточных мелодий,  но претворил их интонации в своей музыке при помощи гармонического лада. Все восточные сцены оперы отли-чаются красочностью и сочностью гармоний.

    Создавая  глубоко национальные русские  и восточные образы, Бородин ши-роко  использовал богатейший источник  народной музыки, проникая в самую её сущность. Бородин с замечательной верностью воспроизводит и стиль рус-

ской многоголосной  лирической песни, отличающейся особым подголосоч-ным складом, и стиль  русской многоголосной лирической песни, отличаю-щейся особым подголосочным  складом, и стиль музыки народов Востока, где многочисленные повторения мелодий выступают каждый раз в виде новых вариантов, благодаря изменяющемуся аккомпанементу. В хоре поселян Боро-дин не только с замечательной верностью воспроизводит стиль подголосоч-ной песни: - композитор проникновенно постигает и сам характер народной лирики – хор, выражающий глубокое горе, отличается сдержанностью в из-менении чувства, полным отсутствием надрыва, что так характерно для ста-ринной крестьянской песни.

    Опера  «Князь Игорь» - гордость нашей отечественной музыки – всегда бу-дет близка и дорога русским людям, так как над художественными образами, в которых с гениальной силой воплощены бессмертные и вечно яркие идеи, время бессильно.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  произведения:

Опера «Князь Игорь», опера-фарс «Богатыри»

Три симфонии (третья не окончена), симфоническая картина  «В Средней 

    Азии»

Квинтет для  струнных с фортепиано, два струнных квартета, «Маленькая

    сюита»  для фортепиано

16 романсов 
 
 

Литература:

Г. Головинский  «Путеводитель по русской музыке», Князь Игорь А. Бо-родина, (1950г.); Э. Смирнова «Русская музыкальная литература», (1994г.). 
 
 
 
 

Информация о работе Опера "Князь Игорь"