Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:10, доклад
«Князь Игорь» - это замечательная опера, написанная великим русским музыкантом 19 века Александром Порфирьевичем Бородиным. Это одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушате-лей.
«Князь Игорь» - это замечательная опера, написанная великим русским музыкантом 19 века Александром Порфирьевичем Бородиным. Это одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушате-лей.
Замечательное произведение древней русской литературы 12 века – «Слово о полку Игореве» - увлекло Бородина и вдохновило его на создание
оперы. В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев. Между усобицы удельных князей, их распри и разобщенность ослабляли Русь. Автор «Слова» призывал русских князей к объединению, и в этой патриотической направленности произведения заклю-
чалась его огромная прогрессивная роль.
Сюжет для оперы предложил композитору В. В. Стасов, он же набросал и первый вариант сценария. И в последующие года Стасов много помогал Бо-
родину в работе над оперой: отыскивал в библиотеках материалы по истории Киевской Руси, старинные русские песни и мелодии восточных народов.
    «Князь 
Игорь» - лирико-эпическая опера 
в четырёх действиях с 
Основная идея, пронизывающая оперу, - идея величия, несокрушимой мо-
щи, русского народа и русского государства, идея защиты родины. Величест-
венность, грандиозность этой идеи и определяет монументальность, подлин-
но эпический размах её музыкального воплощения.
    Не 
сразу, а лишь в процессе 
длительной работы над «Игорем»
возникает замысел начать своё повествование с эпического запева, прослав-
ления героев. И композитору удаётся создать картину исключительной силы и значительности: в героическом, богатырском характере музыки в скульп-
турно-чётких, ясных 
линиях пролога воплотилась несокрушимая 
народная мощь. Особенно важное значение 
для обрисовки образа могучего народа 
имеет хор «Слава», с его мужественной, 
исполненной силы главной темой и дополняющей 
её светлой, приветственного характера 
второй темой, звучащей в начале в женских 
голосах. Мелодия хора близка напевам 
древних обрядовых и эпических русских 
песен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Патриотические 
идеи оперы отражены не только 
в образе народа, - эти идеи 
раскрываются и в образах 
    В 
«Слове о полку Игореве» автор,
нятый поход , подчёркивает личные качества князя: его рыцарскую отвагу, храбрость, воинскую доблесть, волю к борьбе. Эти качества получили значительное развитие в опере. Князь Игорь – достойный вождь великого на-
рода, для него честь и слава родной земли – дороже всего. Таков Игорь в прологе, вдохновляющий свою рать на битву; в особенности же ярко раскрывается этот образ в арии 2 действия «О дайте, дайте мне свободу». Основная тема этой арии – героическая и волевая, характеризующая патрио-
тическую доблесть «воина вождя», звучит в устах Игоря и в смелых, бес-
страшных ответах его хану Кончаку, и в сцене побега, когда Игорь упрекает
сына за то, что тот в объятиях половчанки забыл родину. Будучи интона-
ционно связанной со всей партией Игоря и с партией Ярославны, эта тема яв-
ляется обобщением 
всей героической линии в музыке 
оперы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Народ верит в Игоря, как в своего надёжного защитника, поэтому возвра-
щение его из плена превращается во всенародный праздник, во всеобщее ли-
кование. А сам Игорь, несмотря на всё пережитое, полон решимости вновь начать борьбу с врагами на Руси.
Ярославна – достойная подруга Игоря. Её смелая, решительная речь в разговоре с обнаглевшим князем Галицким в 1 действии, а ещё более – её му-
жество в сцене нападения половцев на Путивль, - рисуют этот первый в рус-
ской оперной литературе героический женский образ. В 4 действии Ярослав-
на вместе со 
своим народом скорбит о 
ре и его воинах словно перерастает в гениальный хор поселян, этот напевный «стон людей, чей труд уничтожен насильниками».
    Плач 
Ярославны возникает из 
    Ярославна 
обрисована как простая 
щая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встре-
чается в русском и украинском фольклоре. Вторая тема плача («Я кукушкой перелетной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в сред-ней части арии Игоря.
    Обращение 
Ярославны к силам природы 
– ветру, солнцу, к широкому 
славному Днепру – придаёт 
её образу исконные черты 
    Одно 
из гениальных мест оперы – 
хор поселян «Ох, не буйный 
ветер» в манере распевной, 
протяжной песни. Начинаясь 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
Нежность и теплота сцены прощания с Игоря с Ярославной в прологе, на-
полненное грустью и тоской о любимом, ариозо княгини в 1 действии, ласко-
вое обращение Игоря к своей «голубке-ладе» в арии, сцена их встречи – довершают полную и многостороннюю характеристику этих центральных образов оперы, воплотивших в себе лучшие черты русского человека.
    Игорю, 
Ярославне, и преданному 
лый, беспринципный и бесчестный князь Галицкий со своей пьяной челядью. Характеристика их дана в хорах и песнях первой картины 1 действия. Подоб-но прологу эта картина обрамляется начальным хором и производит единое, цельное впечатление. Но какой громадный контраст между этими двумя монументальными полотнами! Если пролог в целом – это «собранная на за-
щиту государства русская рать», то следующая за ним картина у Галицкого – это пьяная, разгульная толпа «проходимцев и подхалимцев», людей без со-
вести и чести.
    Песня 
Галицкого – характеристика 
Однако не в этом основной конфликт оперы. Русскому миру, русскому го-сударству противостоит в опере иной мир, иной жизненный уклад, иная культура – это половцы.
Образам половцев в опере не отказано в силе, смелости, в обаянии, страс-
ти. Сама «половецкая» природа – южная степь, ночь – воспета композитором в ярких красках: достаточно вспомнить начало 2 действия или пение очаро-
ванного Востоком Владимира Игоревича.
Но, сопоставляя, сравнивая два мира, две культуры, композитор подчёрки-
вает глубокое моральное превосходство своего родного, русского. Это сказы-вается в сопоставлении образов вождей двух противостоящих лагерей: князя Игоря и хана–Кончака. Игорь настолько превосходит Кончака величием и благородством помыслов, красотой души, что хан оказывается в духовном плену у русского князя и мечтает о союзе с ним.
    Ещё 
сильнее это чувствуется в 
замечательной музыке начала 4 действия, 
где картина разорённой и 
    Как 
в русском лагере, так и у 
половцев разнообразные 
    Во 
втором действии, вовремя половецких 
танцев наблюдается яркий конт-
     
 
 
 
 
 
 
 Чтобы показать 
весь быт и жизнь восточных 
народов, Бородин вдумчиво 
    Создавая 
глубоко национальные русские 
и восточные образы, Бородин ши-роко 
использовал богатейший 
ской многоголосной 
лирической песни, отличающейся особым 
подголосоч-ным складом, и стиль 
русской многоголосной 
Опера «Князь Игорь» - гордость нашей отечественной музыки – всегда бу-дет близка и дорога русским людям, так как над художественными образами, в которых с гениальной силой воплощены бессмертные и вечно яркие идеи, время бессильно.
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные произведения:
Опера «Князь Игорь», опера-фарс «Богатыри»
Три симфонии (третья не окончена), симфоническая картина «В Средней
Азии»
Квинтет для струнных с фортепиано, два струнных квартета, «Маленькая
сюита» для фортепиано
16 романсов 
 
 
Литература:
Г. Головинский 
«Путеводитель по русской музыке», 
Князь Игорь А. Бо-родина, (1950г.); Э. 
Смирнова «Русская музыкальная литература», 
(1994г.).