Музыкальный язык Шумана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Музыкальный язык Шумана ярко самобытен.

В своем творчестве композитор широко и последовательно преломлял распространенные музыкальные жанры, обращаясь для этого к народно-бытовому искусству и наследию классиков. Однако типичные лирико-психологические и «новеллистические» черты шумановского стиля резко отличают его произведения от предшественников.

Яркая особенность музыкального языка Шумана – многоплановость, которая проявляется и в возросшем значении гармонии, и в своеобразной полифонизации фактуры.

Файлы: 1 файл

К началу 1840.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

Альт - детский голос с диапазоном: от ля малой октавы до ми 2-й октавы.

Дискант - детский певческий голос с диапазоном : от до 1-й октавы до соль 2-й октавы.  

 

При выборе тональности исполняемой  песни, важно помнить о таком  понятии, как тесситура.

Тесситура - звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса.

Тесситура может быть широкая или  узкая.

Широкая тесситура имеет место, когда диапазон исполняемой песни  приближается к двум октавам и(или) занимает весь или почти весь диапазон голоса певца. В этом случае не приходится думать о выборе тональности исполнения - она должна быть такой, чтобы певец  мог исполнить все ноты данного  музыкального произведения.

Но тесситура бывает узкой, когда  диапазон от самой низкой ноты конкретной песни до самой высокой ноты не слишком широк. В этом случае тональность  иполняемого произведения можно  сдигать вверх или вниз.

Как широкая так и узкая тесситура  могут быть высокой, средней или  низкой.

Если в вокальном произведении большинство нот содержатся в  нижнем (верхнем) участке диапазона  голоса, то это низкая (высокая) тесситура. Самая удобная для пения и  для меньшей утомляемости голоса - средняя тесситура. Поэтому старайся выбирать тональность спокойных, задушевных песен так, чтобы они звучали  в среднем (удобном) диапазоне. Если же тебе нужно показать эмоциональный  накал и твой диапазон голоса это  позволяет,- то ты можешь поднять тональность  исполняемой песни вверх. Но не злоупотребляй  последним, если не хочешь иметь проблем  с голосом!

Удобство пения в той или  иной тесситуре - явление чисто физиологическое, зависящее от скорости прохождения  импульсов по "голосовому" нерву (аксону) . Эта величина и определяет тип голоса, и не может быть никак изменено.

 

При определении типа своего голоса стоит руководствоваться не только диапазоном нот, которые может взять певец, но и тембром, характерным для того или иного типа голоса. Так, если у мужчины-певца от природы высокий голос, на котором он и разговаривает, то даже если он может брать нижние ноты баритона, а некоторые высокие ноты тенора ему неподвластны, то скорее всего, нужно приравнять себя к тенорам, а не к баритонам. И наоборот, если у тебя массивный мужской голос, и при разговоре ты используешь средние ноты диапазона мужских голосов, то даже если ты можешь брать высокие ноты тенора при пении, скорее всего, лучше причислить себя к баритону и использовать при пении соответствующий данному типу репертуар.

. бас: ми(фа) большой октавы - ми(фа) первой октавы 
баритон: соль (ля) большой  - соль (ля) первой 
тенор: До малой октавы - до второй 
альт (контральто): фа (соль) малой - фа (соль) - второй  
меццо-сопрано: ля малой - ля второй 
сопрано: до первой - до третьей 
Таким образом, имеется соответствие через октаву мужских и женских голосов - высоких, средних и низких, т.е. высокий мужский (тенор) через октаву совпадает с высоким женским (сопрано) и т.д. 
 
Но реальные диапазоны и голоса разнообразней. 
Бас делится на высокий бас (бассо-кантанте), низкий бас (бассо-профундо) и октавный бас (октавист)- редчайший голос, звучащий почти на октаву ниже обычного баса (правильней было бы назвать его вокал-контрабас) 
баритон делится на лирический и драматический 
Тенора делятся на лирические, драматические (есть даже у Вагнера героический тенор), контр-тенор и тенор-альтино. 
Альты - контральто, хоровой (средний) альт и меццо. 
Сопрано лирическое, драматическое и колоратурное (самое высокое, вплоть до ми третьей октавы)

Эмоциональная выразительность  голоса. Диапазон и сила.

Цель урока : Формирование умений управлять эмоциональностью голоса в общении, для установления доверительных отношений и возможностей соответствия оттенков Вашей речи и речи собеседника.

Изучите свой голос в резонаторных полостях груди и рта.

Упражнения помогут  развить голос с помощью резонаторов, полости которых различны по форме. Научиться выражать чистые нефальсифицированные эмоции, чтобы дать возможность выразить сложную гамму чувств.

Грудной резонатор - звучание основано на релаксации и резонировании в груди:

□     Опустите голову назад, поддерживая рукой затылок, расслабляя мышцы шеи, ощутите большую круглую трубу – прямой путь, по которому пойдет дыхание.

□     Представьте, что через эту трубу теплый выдох, берущий свой путь от диафрагмы, согревает небо/ потолок. Ощутите, как низкочастотное дыхание перемещается от диафрагмы через открытый канал горла в пространство перед вами на потолок.

□     Соедините теплое дыхание с потоком наполненных вибраций: haaaa…………..

□     Чувствуете ли вы резонанс в грудной клетке? Не задействуются ли мышцы горла?

□     Еще раз освободите поток теплых вибраций вверх перед собой: haaa…

□     Обратите на взаимосвязь эмоций и вибраций, идущих от солнечного сплетения.

Проверочное упражнение:

□     Поставить собранные ладони за уши, «как бы собрав и увеличив их».Проделать голосовые упражнения или прочитать текст.

□     Упражнение способствует грудному резонированию речевого голоса.

Ротовой резонатор - звучание основано на резонировании в твердом небе полости рта.

□     С помощью руки и мышц задней части шеи поднимите голову на вершину атланта.

□     Почувствуйте, как меняется форма звукового канала – сужается, но не закрывается, сохраняя связь с дыхательным центром. Высота дыхания и звука поднимается вместе с изменением формы канала.

□     Повторите подъем головы по шейным позвонкам, позволяя активно выливаться вибрациям из центра вашей энергии: haaa…

□     Почувствуйте, как вибрации приходят в полость рта, ударяются в твердое «костистое» небо.

□     Звук, идущий от твердого неба (ротовой резонатор), содержит больше настоятельности и жизни.

Перейдите от грудного резонатора к резонатору рта и опустите голову вниз.

Зубной резонатор - звучание основано на резонировании в передних зубах.

□  Опустите голову вниз – форма звукового канала стала еще уже, меняя высоту вибраций и само звучание – форма диктует гласный звуК: иии…

□  Почувствуйте резонаторную связь вибраций от передних зубов, передняя часть языка слегка подается вперед, не закрывая звуковой канал: ииии…

Звучание вибраций в зубном резонаторе – выражает просьбу, потребность в помощи –  просите и вас услышат, на Вас  откликнуться.

Изучите свой голос в резонаторных полостях: синусоиды – гайморовые полости, носовой резонатор, черепной кости

Повторите разминку с мимическими мышцами «Обезьянка»:

□    Растяните углы рта в сторону и соберите вместе в поцелуе.

□    Поднимите попеременно мышцы правой и левой скулы.

□    Одновременно   поднимите   с   помощью   мышц   скулы   верх   и   расслабьте. Повторите несколько раз.

□    Поднимите   верхнюю   губу,   обнажая   верхние   резцы,   верните   в   исходное положение – расслабьте.

□    Опустите нижнюю губу, обнажая нижние резцы, верните в исходное положение – расслабьте.

□    Проделайте в разных комбинациях движений.

Упражнение «Эспандер»

Задача:    Научиться,    сознательно,    использовать    опыт    освобождения, физической энергии для выработки психической энергии.

! Восприимчивые  дыхательные мышцы в ответ  на сильный импульс рождают  активный голос в верхних резонаторах  (синусоиды, носовом, черепной  кости). => Растяните  нижнюю  часть  грудной  клетки  сзади  и  спереди  при  помощи воображаемой резинки.

=> Затем откройте  также воображаемый большой зонт. => Поднимите зонт до ключиц, тем самым раскрывая во все  стороны изнутри грудную клетку. => Легкие приобретут максимальный  объем.

Упражнение «Насос»

=> Положение стоя. Подпружиньте коленями, освобождая  воздух из легких. 
=> Закройте рот, зажмите нос пальцами, как прищепкой.

=> Желая вдохнуть  через закрытый нос, создайте  вакуум во всем теле. Разожмите  нос,    пусть воздух ворвется в нижнюю часть грудной клетки. => Тут же отпустите дыхание через рот.

Синусоиды - звучание основано на резонировании в гайморовые полостях:

□    Нащупайте кончиками пальцев гайморовы полости в районе внутренней части скул, рядом с «крыльями» носа.

□    Для свободного прохождения выдоха положите широкий язык на нижнюю губу и пошлите выдох под пальцы. Соответствует ли высота выдоха расположению гайморовых полостей?

□    Соедините высоту вибраций с соответствующими эмоциями: радости, восторга, удивления: пиии… Ощутите резонанс в гайморовых полостях.

□    Пошлите импульс смеха в гайморовы полости, слегка приподнимая скулы: 
ааа…

11

Носовой резонатор - звучание основано на резонировании в самом узком пространстве носа:

Для начала проделайте упражнение «Мяч» на активизацию дыхательных мышц:

□   Стоя в осанке, сожмите руками воображаемый мяч, одновременно быстро и легко вдохните носом, как бы всасывая воздух, выдохните воздух через рот – разожмите руки.

□   Проделайте 10 раз.

Упражнение «Комар»

□   Пошлите интенсивный шёпотный звук в переносицу: миии, миии…, 
напоминающий комариный писк.

□   Нацельте звук в самый верх носа, и вообразите, что пальцы растягивают вибрации от переносицы в разные стороны, к скулам, а затем отпустите вибрации через рот: ми-ми -мэй- мэй – ма -ма…

□   Соедините звук с эмоциями удивления и позвольте им обоюдно стимулировать друг друга!

Упражнение «Фальцет»

□   Опуститесь по позвонкам вниз и повисните от копчика (см. упражнение «Позвонки-вагончики»).

□   Пошлите шепотный звук в макушку: киии… киии…

□   Сохраните активный выдох в вибрациях: киии… киии…

□   Стоя, подпрыгните и пошлите так же активно звук в макушку: ррриии… 
Проверочное упражнение:

□   Сделать из ладоней ушные раковины, «как бы повернуть их обратно». 
Проделать голосовые упражнения или прочитать текст.

□   Упражнение способствует ощущению верхних резонаторов речевого голоса.

Диапазон (объем голоса) зависит от количества речевых тонов. Развивая диапазон голоса, в результате вы развиваете нюансы выразительности человеческой личности.

Диапазон голоса вы можете развить в Упражнении «Лифт», соединяя изученные резонаторы. Не бойтесь утомить голос. Сдерживая себя, невозможно развить диапазон.

□  Вообразите, что Ваше тело – дом:

4 холл – грудной  резонатор;

4 первый этаж  – ротовая полость;

4 второй этаж  – синусоиды;

4 третий – переносица;

4 крыша – головной  резонатор.

□   В доме есть лифт – это ваш голос.

□   Начните «подъем лифта» по резонаторам, от холла до крыши, останавливаясь на каждом этаже дома: пааааа..ииии..эээээй….риии!

□   Опуститесь по «лифту», опускаясь по диапазону: риии… эээээй… ииии…haaaaa…

Соедините звук с эмоциями и позвольте им обоюдно стимулировать друг друга!

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

В    разговоре    не    торопитесь    «подкреплять    свой    голос»    излишней    мимикой    и жестикуляцией – этими «мусорными движениями» Вы обкрадываете свой голос. Ощущайте резонансные вибрации от различных тканей тела, образующихся в грудной клетке и в голове.

Информация о работе Музыкальный язык Шумана