Музыкальная культура дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть процесс формирования музыкальной культуры дошкольников.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
- раскрыть понятие «музыкальная культура дошкольника»;
- рассмотреть характеристику музыкально-эстетического воспитания дошкольников;

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика и структура музыкальной культуры 5
2. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА 7
3. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 10
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Музыкальная культура детей дошкольного возраста.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Данные  отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений.7

     Возможности детей в оценке музыки исследовали  Н. А. Ветлугина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые  знания о музыке помогают детям уяснить  средства музыкального выражения, почувствовать  общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке.

     Необходимо  с малых лет создать условия  для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие — более скромного. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для личности. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обусловливают его музыкальная эрудиция, знание элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опознавать.

     Дети  дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные возрасту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у детей проявляется через отношение к музыке.

     Н. А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».8

     Н. А. Ветлугина выделяет этапы развития эстетического отношения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потребность в ней.

     Среди педагогических рекомендаций следует  назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

     Еще одним условием воспитания эстетического  отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

     Педагогические  рекомендации включают и эмоциональную  настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей.

     Следующее условие — развитие специальных  художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

     Психологами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, П. М. Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Когда музыкальное, произведение осознается слушателем, его восприятие углубляется.9

     На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2 – 3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

     Примерно  на 4 – 5-м году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими — первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобладает?», «В чем это выражается?» И т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.

     В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т. д.

     Задачи  воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.

     В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности. 10 

 

Заключение

     Общество  стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

     Воспитание  музыкальной культуры стимулирует  и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

     Требование  гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

     В развитии личности музыкальное воспитание должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

     Степень воздействия музыки на личность ребенка  и успешность его приобщения к  началам музыкальной культуры зависит  от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

 

Список  литературы

  1. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И.Бекина. – М.:Просвещение, 1984. – 234 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
  3. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко. – М.: 1980. – 189 с.
  4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой. – М.:Просвещение, 1983. – 371 с.
  5. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  6. Метлов, Н.А. Музыка – детям/Н.А.Метлов. – М.:Просвещение, 1985. – 125 с.
  7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/В.И.Петрушин. – М., 1997. – 294 с.
  8. Тарасов, Г.С. Педагогика в системе музыкального образования/Г.С.Тарасов. – М., 1986. – 254 с.

Информация о работе Музыкальная культура дошкольников