Многоголосное пение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:08, статья

Краткое описание

В XVII веке русская культура сохраняет все характерные черты культуры средневековья, но к концу века в ней начинают появляться новые элементы, которых не было ранее.
С XVII столетия начинается новый период русской истории. Существенное значение для возникновения новой культуры имели расширение и активизация международных связей России. Традиционная византийская ориентация сменяется обращением к Западу. Это раскалывает русское общество на два лагеря: "ревнителей старины" и "западников".

Файлы: 1 файл

Многоголосное пение.docx

— 42.40 Кб (Скачать)

В пифагорейском строе действительно  терции и сексты звучат явно диссонантно, в то время как в темперированном строе это самые благозвучные интервалы.

Октава, квинта и кварта являются первыми  элементарными тонами обертонового или натурального звукоряда, и только затем идут большая и малая  терции. Поэтому в гармоническом  звучании октава, квинта и кварта воспринимаются слухом ближе всего к унисону - т. е. одноголосию, и цепь этих интервалов воспринимается человеческим сознанием как линейная горизонталь, в то время как терция явно "расщепляет" унисон и воспринимается уже как гармоническая вертикаль. Поэтому, например, греческое пение с "исоном" (с октавным или квинтовым постоянно повторяющимся тоном, на фоне которого звучит мелодия) воспринимается как одноголосие.

Первые опыты многоголосия и  в Восточной и в Западной Церквах строились на интервалах октавы, квинты, кварты, которые на слух более всего близки к одноголосию.

По мере развития григорианского пения  с органом с IX по XIII век, возникает  свободный органум. В отличие  от более или менее строгой  параллельности раннего органума, в  нем встречается и противоположное  движение голосов. Возникающие между  голосами интервалы - все те же консонансы того времени: октава, квинта, кварта, хотя понемногу начинают употребляться (скорее всего чисто случайно, вследствие свободного движения голосов) и считающиеся  диссонансами терции.

В середине XII века в западной духовной музыке выделяется композиторская школа  Нотр-Дам, которая затем в продолжении всего XIII века имеет доминирующее значение. Этот парижский собор, стал центром развития духовной музыки и сыграл важную роль в развитии многоголосного пения. Выдающиеся композиторы этой школы Леонин и Перотин Великий написали множество органумов и др. песнопений для 2, 3, 4 голосов.

Этот период характеризуется появлением метричности (разбивки музыки на такты с равным количеством музыкальных долей). Примечательно, что основной чертой музыкальной техники школы Нотр-Дам становится использование терций и даже трезвучий. Важно то, что терция используется композиторами этой школы вполне осознанно - как начало новой аккордовой гармонии.

В это время, на рубеже XII и XIII веков, в западном средневековом мире зарождается  и развивается новая система  мировосприятия, которая особенно чувствуется  в городах, поскольку эволюция там  происходит быстрее.

Начало средневековья, наступившее  после падения Рима, которое было воспринято христианами, как глобальная мировая катастрофа, предвозвещающая  скорый конец света, знаменовалось  чувствами презрения к миру и  отречения от всего земного, что  выразилось в церковном искусстве  в форме отрешенного одноголосного  григорианского распева, в суровых  формах романской архитектуры и  статичных линиях иконографии.

Наиболее показательным в этом смысле был понтификат уже упоминавшегося Григория Великого (590-604). Избранный  папой во время страшной чумы в  Риме, Григорий проповедовал, что долгом всех христиан является покаяние, отвращение от этого мира и приуготовление к миру будущему. Папа Григорий сказал: "Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить? Пусть каждый окинет взором течение своей жизни, и он поймет, сколь мало ему было нужно". Эти слова можно считать эпиграфом ко всему церковному искусству раннего средневековья. И в пении, и в архитектуре, и в живописи старались ограничится самым малым в изображении земного мира, который "весь во зле лежит" и осужден на погибель. Земное изображалось только как символ небесного.

Обостренное чувство временности, преходящести этого мира вызывало и презрительное отношение к жизни вообще, что особенно ярко проявилось в отношении к женщине и ребенку. Детство в средневековье считалось бесполезным, пустым и для общества, и для человека временем. Средневековье попросту не замечало ребенка. И даже в церковной скульптуре и живописи, изображавших Мадонну с младенцем, младенец Иисус долго оставался ужасающего вида уродцем, не интересовавшим ни художника, ни заказчика, ни публику. И только к концу средневековья возрастает интерес к теме Рождества Христова, что проявилось в особой любви к этому сюжету у св. Франциска Ассизского, по преданию, сделавшего первое презепе (вертеп). С того же времени начинается культ Мадонны и младенца-Христа, который порождает множество живописных, скульптурных и музыкальных произведений на рождественскую тему.

Тема воплощения Бога и осознание  человеческой природы Христа наряду с его божественной природой обратила средневековых людей к теме человечности, к теме земной жизни, что исподволь  подготавливало приход Ренессанса с  его идеями гуманизма.

Человек вдруг с новой силой  осознал себя венцом творения. Он ощутил, что этот мир создан для него, он ощутил себя сотворцом Богу в этом мире. Средневековый человек, одержимый гнетущим страхом, вдруг робко оглянулся по сторонам и заметил красоту земного мира, и ощутил радость жизни в этом мире - ведь Христос тоже жил на земле, ходил по земным дорогам и благословлял поля и труд земледельца, озера и труд рыбака, горы и труд пастуха.

Постепенно труд становится базовой  ценностью средневекового общества.

Перефразируя слова папы Григория Великого, можно сказать, что "жнец уже трудится в надежде снять  урожай".

Романское искусство, преисполненное пессимизма, сменяется в XIII веке рвущейся к счастью готикой, обратившейся к цветам и людям. Это был, словно рассвет после ночи средневековья, правда еще только начинающийся, который  позже засияет золотым утром  Ренессанса. Мир стал восприниматься объемно и красочно. Готические соборы - эти удивительные цветы из камня - взметнулись ввысь, словно отвергая закон земного тяготения и  игнорируя инертность каменной массы. Стены их стали прорезаться окнами, и потоки света, расцвеченного витражами, хлынули внутрь.

Вместе с обостренным чувством вертикали в архитектуре приходит вертикаль звуковая в многоголосном  церковном пении. Появление терции вполне закономерно в этом новом  радостном ощущении объемности и  телесности мира.

Таким образом, терция с ее теплотой и эмоциональной насыщенностью, в отличие от отрешенной и холодной "пустоты" октавы, квинты, кварты, становится началом аккордовой гармонии, началом нового гармонического мышления и гармонического церковного пения.

Истоки нового мировосприятия, появившегося в позднее средневековье на Западе, способствовавшего бурному развитию всех форм церковного искусства и  активному проникновению в него светских элементов, следует искать в более личностном характере  отношения к Иисусу Христу и Деве Марии на Западе в отличии от Востока. Это обращение к человеческой природе Христа, служение Ему как земному господину, сеньору, а также культ Мадонны берут свое начало в институте рыцарства, который совсем неизвестен византийскому Востоку с его мистическим учением исихазма, набиравшим силу по мере ослабления империи и роста турецкой угрозы.

Учение исихазма (от греческого hducia- покой, тишина, отшельничество) родилось в монастырях Синая и Афона. Учение исихастов сосредоточивалось на внутреннем мире человека. Целью духовной деятельности считалось не познание Бога через разум путем изучения внешнего мира, а соединение с ним внутренне через очищение сердца, избавление от страстей. Исихазм впитал сокровенные учения восточного монашества. Он звал к удалению от мира, исполненного зла и насилия, к служению Богу в уединении и тишине.

Институт рыцарства развился на средневековом Западе на феодальной основе отношений между сеньором и вассалом, построенных на обете  верности своему господину со стороны  вассала и на обете покровительства  со стороны сеньора. Это были динамичные отношения, требовавшие активности в этом мире и беспрекословного следования вассала за своим сеньором для  постоянного служения ему.

Сами же корни рыцарского служения находятся еще глубже - в языческой  народной культуре германских, франкских, галльских и др. народов - т. е. тех  варваров, расселившихся на территории Западной части Римской империи  и принесших сюда свою культуру, свой древний эпос, который соединился с античной культурой римлян. Это соединение дало пышный плод, и в средние века в Западной Европе получили широкое распространение героические поэмы - немецкая "Песнь о нибелунгах", французкая "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о Сиде" и др. Записанные в XII, XIII веках, они типологически, т. е. по самой природе своей, представляют жанр более древний, более первичный, чем сами эти поэмы. В поэмах этих, записанных и обработанных индивидуальными авторами, большей частью профессиональными певцами и поэтами, чьи имена в то же время остались неизвестными, использованы древние сказания, мифы, легенды и предания кельтов, германцев, франков, галлов.

Общие черты у всего эпоса - героическое  содержание песен. В центре их всех - личность одного героя-воина, совершающего подвиги, ведущего борьбу со стоящими на его пути препятствиями. Человеческая личность, ее самостоятельность и  самоутверждение, ее притязания на победу и могущество и в то же время  ее способность на величайшее самопожертвование, получает высокое признание в  обществе. Причем эта "сильная личность" важна не сама по себе, но ей дано выявить  себя только в своей социальной роли, в своем служении верного слуги  своему господину. Во времена Крестовых  Походов, когда сеньор надолго уходил в далекие земли, в замке оставалась его жена или сестра, или дочь, которые также поручались для  охранения верному вассалу. В  это время возникают песни  с мотивами служения Прекрасной Даме и Госпоже, составляющие фонд средневековой  любовной лирики. В живописных полотнах того времени исполнители этих песен  обычно изображались с каким-либо музыкальным  инструментом, роль которого, как предполагается, сводилась к кратким импровизационным вступлениям, интерлюдиям и заключениям. Такие песни исполняли профессиональные и большей частью бродячие певцы  на празднествах и пирах в замках феодалов, на площадях городов и  сел во время храмовых праздников или ярмарок. Зачастую песни и  слагались такими певцами, которые  были одновременно и поэтами (труверы, трубадуры, менестрели). Основная форма  этих песен - баллада. Это была стихия народной светской культуры.

Постепенно светские образы некоторых  песен были заменены религиозными. Место господина-сеньора занял  Иисус Христос, а место Прекрасной Дамы - Мадонна. Мотив служения приобрел религиозную окраску, но вместе с  тем в нем осталось глубоко  личностное отношение к Иисусу Христу и Деве Марии, граничащее с чувством земной любви.

В житии св. Франциска Ассизского есть такой эпизод: услышав бродячего  певца, распевающего на городской площади "песнь о Роланде", св. Франциск, у которого был чарующий голос, вышел  на следующий день на эту же площадь  и стал петь сложенную им песнь  о Христе и о божественной любви.

Новая религиозная тематика песен  не помешала инструментальному сопровождению. Позднее, в творчестве композитора  Гийома Дюфе, положившего начало высокому подъему мессы, в отличие от раннего пения а cappella или с органом, стали использоваться и такие музыкальные инструменты, как блок-флейта, гобой, виола. В духовной музыке инструменты, вероятно, дублировали вокальные партии, а также исполняли интерлюдии, лишенные текста. Эти опыты подготовили появление в Венеции в конце XVI веке новой формы духовного песнопения с инструментальным (оркестровым) сопровождением под названием концерт.

Композиторы, работавшие при соборе св. Марка в Венеции, сосредоточились  на проблеме сочетания голосов и  инструментов, нередко сочиняя грандиозные  произведения для нескольких полных хоров в так называемом многохорном стиле. Эти произведения назывались концертом (concerto - совместное исполнение) для голосов и инструментов.

XVI-е столетие ознаменовалось  бурными изменениями в духовной  жизни Запада. Реформация, возникшая  в начале XVI в. как протест против подавления Церковью человеческого начала, породила Протестантизм, в котором развитие духовной музыки достигло высочайшей вершины в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

Во второй половине XVI столетия на почве католической реакции в  Италии и Испании возникает стиль  барокко, который получает распространение  в большинстве европейских стран  и становится господствующим художественным стилем целой исторической эпохи, следовавшей  за Возрождением.

Хоровой концерт, возникший в Венеции  на рубеже XVI-XVII веков и был выражением эстетики барокко в области музыки. В противоположность ясному, гармоничному характеру ренессансного искусства, барокко отличается динамизмом, склонностью к сопоставлению контрастных, часто антагонистических начал, к яркой декоративности, обилию орнаментальных элементов. В искусстве барокко совмещаются тяготение к мучительному, потрясающему - с радостным жизнеутверждением, напряженный драматизм, даже трагизм - с пышным великолепием, торжественностью, избыточной роскошью красок.

"Роскошный стиль" достиг  высокого развития в многохорных произведениях Андреа и Джовани Габриели. Основную роль в их концертах играет чисто колористический эффект противопоставления двух хоров на основе антифонного принципа и контрастирования мощного звучания всего хора (tutti) группе солирующих голосов. Красочность звучания усиливалась участием инструментов, дублировавших хоровые голоса.

В первой половине XVII в. тип барочного  хорового концерта получил распространение  в Германии, Польше, Чехословакии и  некоторых других европейских странах. Для восточно-европейских народов  непосредственным источником знакомства с жанром хорового концерта"> стало  творчество польских композиторов М. Мельчевского, Я.Ружицкого, Г.Горчицкого. Имена этих мастеров мы встречаем в грамматике Николая Дилецкого - русского композитора и музыкального теоретика. Но заимствованные из католической Польши барочные формы получили самостоятельное развитие на русско-украинской почве в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Сформировавшееся здесь с начала XVII века и признанное всем православным населением западных областей России партесное пение, уже полностью сложившееся, в середине XVII века появляется в Москве.

Информация о работе Многоголосное пение