Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 01:23, реферат
Краткое описание характеристики творчества Гектора Берлиоза , а так же краткое описание "Фантастической симфонии".
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТВОРЧЕСТВА БЕРЛИОЗА
Гектор Берлиоз
(11.12.1803, Кот-Сент-Андре,
Берлиоз
– яркий представитель
Творчество Берлиоза отразило и свойственные романтизму противоречия. В 1826 году была написана кантата «Греческая революция», ставшая откликом на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Берлиоз Июльскую революцию 1830 года: на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции создан грандиозный «Реквием» (1837). Однако Революцию 1848 года Берлиоз не принял. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к моральным проблемам; в это время им созданы ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854) и оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859).
Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, с подзаголовком «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Берлиоза – первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (конфликт с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за «Симфонией» Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831 – продолжение «Симфонии»).
Берлиоза привлекали сюжеты произведений Байрона (симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» – 1834 г., увертюра «Корсар» – 1844 г.) и Шекспира (увертюра «Король Лир» – 1831 г., драматическая симфония «Ромео и Джульетта» – 1839 г., комическая опера «Беатриче и Бенедикт» – 1862 г.). Также он любил Гёте (драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» – 1846 г.). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (поставлена в 1838 г.), кантаты, оркестровые увертюры, романсы и др.
Берлиоз
был выдающимся дирижёром. Берлиоз
также внёс существенный вклад в
развитие музыкально-критической мысли.
Он первый среди зарубежных критиков
оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке
– 1845 г.) и вообще русской музыки в целом.
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ»
1) Симфония навеяна историей страстной любви Берлиоза к актрисе Смитсон. Эта симфония принесла ему успех и известность. Симфония программная (т. е. в ней есть сюжет) и состоит из пяти частей. Через все части проходит одна и та же тема – лейтмотив возлюбленной. Сама по себе эта тема взвинчена и противоречива. Она начинается с фанфарной интонации. Тема постоянно трансформируется, как и видения героя.
2) Оркестр стандартный, но увеличен состав духовой и ударной группы, применены необычные инструменты, например, английский рожок, кларнет in Es, офиклейд (вторая туба), колокола (с ф.-п.) и др.
3) Композиция:
1-я часть – «Мечтания. Страсти». (Завязка: главный персонаж принимает наркотик, и у него начинаются галлюцинации.) Вся первая часть пронизана лейтмотивом возлюбленной. Начинается с медленного вступления в характере lamento (c-moll), основная тональность C-dur.
2-я часть – «Бал». Впервые Берлиоз ввёл в симфонию вальс. Две солирующие арфы. Лейтмотив возлюбленной в середине, в тональности F-dur.
3-я часть – «Сцена в полях». Навеяна «Пасторальной симфонией» Бетховена. Самая статичная часть. Обрамление – перекличка двух пастухов (английский рожок и гобой). В конце – далекие раскаты грома (солируют 4 литавры).
4-я часть – «Шествие на казнь». Основная тема – g-moll. Вступление – зловещий тембр валторн с сурдиной. 2-я тема – торжественный марш (B-dur). Все время – четкий ритм литавр (два литавриста). В конце – начальная интонация лейтмотива (кларнет соло, pp), потом удар (казнь) и оглушительные фанфары (G-dur; в оркестре тремоло большого и малого барабанов).
5-я часть – «Сон в ночь шабаша». Ведьмы слетаются на похороны главного героя, среди них в ведьмовском обличии – его возлюбленная. Это самая новаторская часть. В ней несколько эпизодов: 1) Сбор ведьм; в оркестре хаос и отдельные возгласы инструментов. 2) Прибывает она. Всеобщая радость, а затем буйный танец (соло Es-кларнета). 3) Черная месса: колокольный звон, пародия на канон Dies Iræ. 4) Хоровод ведьм. В эпизодах – струнные играют col legno (древком смычка).
Информация о работе Краткая характеристика творчества Гектора Берлиоза