История изобретения фотрепиано

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 21:13, реферат

Краткое описание

У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Файлы: 1 файл

История изобретения фотрепиано.docx

— 25.81 Кб (Скачать)

История изобретения фотрепиано

 

У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.  
     

    Проскользнувшее в 1210 году у Жироде Калансон название "кларихорд", очевидно, произошло от соединения двух латинских слов clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Это должно было означать, что был создан инструмент с ясным, светлым звуком. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальными инструмент название - клавикорд (клавихорд), в основу которого было положено латинское слово clavis (ключ) или же clavus (гвоздь). Это слово дает двоякое толкование струнного инструмента с ключами (которые мы теперь называем клавишами), или с гвоздями. Новое название довольно быстро входит в обиход западноевропейских народов, а прежние названия переходного периода (монохорд, маникорд, кларихорд, eschiquier Schachbrett и другие) постепенно забываются и исчезают из употребления. Вот и появился первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд, старейший из современных струнных клавишных инструментов. Он появился в позднее Средневековье. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился на стол, помещались узкая клавиатура и набор металлических струн, по две на одну ноту. Звук извлекался медными штифтами, тангентами, прикрепленными к концу клавиши. Тангент разделял струну на две части, одна из которых — звучащая — колебалась соответственно ее ноте. Поскольку тангент мог касаться струны в разных местах, каждая пара струн обычно служила для извлечения нескольких звуков разной высоты. После 1720 начали изготавливать клавикорды большего размера с отдельной струной для каждой клавиши. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. И в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание). Клавикорд был намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин. Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в 18 в., когда именно его предпочитали использовать для домашнего музицирования и его можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха. 
    Он  был очень любим и ценим в Германии, где его звуковые качества вполне отвечали музыкальным потребностям и стилю того времени. . Начиная с XVII века, клавикорд становится по преимуществу немецким музыкальным инструментом. Самым выдающимся клавикордистом был один из сыновей великого И. С. Баха - Филипп Эмануэль. Он первый изобрел прием колебания и покачивания звука (beben), стал применять фермато, морденто, двойной триллер и другие украшения для клавикорда. Свой опыт игры на клавикорде Ф. Э. Бах изложил в большом трактате "Опыт правильного способа игры на клавире". По существу, это была первая подробная техническая книга для клавиристов.

(А/В) клавиши; (1А/1В) тангенты ( металлические); (2А/2В) клавиши; (3) струна; (4) резонансная дека; (5) колок; (6) демпфер.

 

Во второй половине XIX в. Появилось тяготение к реставрации этого инструмента для верного воспроизведения старинной клавирной музыки. 
    Другой клавишный инструмент — клавесин ( В России его называли -  клавицимбал) — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины XV века не дошли до наших времен. Судя по первым изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.  Этот инструмент называли по-разному: флюгель, кильфлюгель, клавичембало или просто чембало. Извлечение звука на клавесине осуществляется птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.  Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера — квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго — спинетом. Вёрджинелом в Англии в 16 в. называли оба типа клавесина, но чаще — инструменты квадратной формы. Клавесин, происходящий от псалтерия, (маленького, легко переносимого инструмента, с небольшим числом струн и клавиш. Это общее название древних и средневековых многострунных щипковых музыкальных инструментов, семейства цитр) струны которого защипывались пальцами, был распространен в 16—18 вв. Он изготовлялся с двумя клавиатурами. Более сложные инструменты имели два или более набора струн (регистров) и особые переключатели, которые позволяли изменять количество извлекаемых звуков путем одновременного включения двух или трех наборов струн. Уступая фортепиано в силе и динамике (струны фортепиано начинают звучать в результате ударов по ним обитых фильцем молоточков, а не защипывания), его предшественник имел свои преимущества: большую ясность тона, ритмическую четкость и прекрасную сочетаемость с другими инструментами и голосами, которая делала клавесин превосходным ансамблевым инструментом. После Первой мировой войны наступила эпоха возрождения клавесина (во многом благодаря таким музыкантам, как Ванда Ландовска). Более ранние образцы произведений для клавесина. ( муз.произведение для клавесина  Рамо и т.п.). Расцвет клавирного творчества приходится на XVII век. Во времена Баха, этот инструмент приобрел большую значимость.  Во-первых Бах выступает как новатор в клавирном творчестве – ввел пятипальцевую систему игры,  доказал певучесть клавесина, создал Хорошо Темперированный Клавир, утвердив этим равномерно темперированный строй. ( муз произведение Баха) 
Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, с приходом нового интсрумента, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.

Третий вид струнно-клавишного инструмента и разновидность самого клавесина, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. Во Франции его называли – эпинет, а в Англии – вёрджинал. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы, по форме он был либо прямоугольным, либо трнугольным или же многоугольным. Спинет как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель. 
По общему мнению, прародителем фортепиано считается клавицитериум, появившийся в XVI веке. Это вертикальная разновидность клавесина. По –существу – это крылообразная форма клавесина, поставленного на поперечную, клавиатурную сторону, хвостом вверх. Для удобства игры, клавиатура клавицитерия сохранила горизонтальное положение, находясь в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения струн. Передняя крышка клавицитерия при игре открывалась, звук лился свободно и стал сильнее, чем у других форм щипковых клавишных инструментов.

     На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.). 
    Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.  
    Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге около 1770 И.Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А.Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. 
    Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725—1775) — период, переходный от барокко к классицизму. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к этому стилю. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда "янычарского" оркестра. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.  ( музыкальный фрагмент сонаты Клементи или Моцарта). Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано. 
     На смену классицизму приходит эпоха романтизма ( XIV век). Легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732—1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль "forte" ("громкая"), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль "una corda" ("тихая"), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

(муз. Произведение Бетховена)

    В  период расцвета эпохи романтизма, в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана (муз.произведение) , Листа ( муз. Произведение), Шопена ( муз.произведение). И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски. (ансамбль в четыре руки). 
    Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752—1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано — в виде пирамиды, лиры, жирафа, — но они вскоре вышли из употребления. 
С 1855, когда фирма "Стейнвей и сыновья" в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши — пяти хроматическим тонам в каждой октаве. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль "sostenuto", которая поднимает демпферы только на тех струнах, клавиши которых нажаты; благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя. Разные типы механического фортепиано, изобретенные на пороге 20 в. и использовавшие картонные перфорированные круги (как в шарманках), делали возможными очень беглую игру и политональные эффекты, недоступные на обычном инструменте; эти преимущества, однако, исчезли в 1920-е годы с распространением радио и граммофона. 
     Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач, у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. Широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История изобретения фотрепиано