Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 02:26, биография
Творчество Д. Б. Смольского – яркий образец развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; со второй половины 1970-х годов - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области формы.
Дмитрий Брониславович Смольский (1937)
Творчество Д. Б. Смольского – яркий образец развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; со второй половины 1970-х годов - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области формы.
Наследие
композитора многожанрово. Но именно
симфонический жанр стал ведущим
в его творчестве, интерес к
которому, очевидно, обусловлен его
широкими возможностями в раскрытии
важнейших философских тем бытия, сложной
и многозначно выраженной диалектики
соотношения человеческой личности и
общества, социальных процессов, личности
и истории
Симфоническое творчество
Творчество Д. Б. Смольского – яркий образец развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; во второй половине 1970 – 1990-х годах - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области жанра.
Наследие композитора мнногожанрово; симфонический жанр стал ведущим в его творчестве:
Десять симфоний Д. Б. Смольского - важный этап в развитии белорусского непрограммного симфонизма:
Симфонии Д. Смольского – своего рода музыкальная летопись, которая отразила духовную атмосферу времени – главным героем становится Человек и Современный Мир. Они обозначили интерес композитора к:
- медленным первым частям (традиции Д. Шостаковича);
-“недосказанным” финалам (non-finito), которые приобрели значение одного из важнейших элементов драматургической системы («Человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена…» [А. Ф. Лосев]);
-утверждению непреодолимого дуализма двух образно-смысловых сфер, воплощающих внутреннюю суть и внешнюю сторону человеческого бытия. Динамичная “двухэлементная” драматургия, основанная на многократном сопоставлении, столкновении, взаимодействии двух контрастных начал, на многоплановом, обогащенном побочными “сюжетными” линиями, развитии основного конфликта;
-экспрессивному оркестровому письму, к различным инструментальным составам с выделением одного инструмента в качестве солирующего;
Концерт для цимбал с оркестром №2 ля минор (1974), посвящён И. Жиновичу
1. Значение. Цимбальный концерт Д.Смольского – яркая страница в жанре инструментального концерта Беларуси. В 1970-е гг. вВ развитии инструментального концерта произошли качественые сдвиги:
Нетрадиционность композиционного строения: одна музыкальная тема как интонационная основа двух частей концерта; монотематический принцип строения. Волнообразный принцип развития основной темы: первая фаза – лирико-повествовательное звучание, вторая фаза – лирико-взволнованное, третья фаза – драматический монолог. Две драматургические волны развития, несовпадение композиции концерта и драматургических планов:
Прелюдия (Andante) – вступление к концерту;
I часть (Molto allegro) – сонатное allegro;
II часть (Andante) – лирический центр произведения;
Постлюдия (Аllegro) – сжатый финал.
Первая драматургическая волна – Прелюдия и I часть (от спокойного повествования к страстной каденции цимбал). Вторая драматургическая волна – II часть и Постлюдия, также направлена по восходящей линии. Крупная одночастная композиция как возможный вариант трактовки формы концерта.
Информация о работе Биография Дмитрий Брониславович Смольский